Page 99 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 99
В помощь специалисту
нуться к участнику, который вытащил карточку. Если ребенок не зна-
ком с эмоциями или другими значениями, обозначенными в карточке,
дать ему разъяснение и после вернуться к его мыслям насчет этого.
Рассказывая про себя с помощью карточек, участники группы по-
нижают напряжение, дети узнают друг друга и обогащаются ответами
других участников. Нередко бывает, что участники группы пользуются
советами и опытом других членов групп. При вторичном приеме и далее
к предыдущим комплектам добавляются 4, 5, 6. После нескольких встреч
работы с карточками, когда участники уже достаточно узнали друг друга
и уровень доверия повысился, используются оставшиеся комплекты. Ра-
бота продолжается по той же схеме, что и на первичных встречах.
Часто комплекты с пятого по десятый имеют наиболее острый ин-
терес и вызывают бурные эмоциональные реакции. Например, тема
болезни сталкивает участников с ощущением себя, инаковости по от-
ношению к другим людям. В этом случае стоит проговаривать с детьми
их чувства, связанные с данной темой, обсуждать другие хронические
болезни, приносящие людям много неудобств. В теме «Тайна» участни-
ки, как правило, учатся различать секреты и тайны — кому и что можно
рассказывать, а что лучше придерживать для себя. Зачастую дети не по-
нимают последствий разглашения различной информации, поэтому
психолог формирует у них различие «своих» и «чужих» людей и тайн,
которые мы разглашаем (для чего мы это делаем?) или оставляем у себя.
При затрагивании темы приверженности терапии психолог нередко
сталкивается с усталостью и непониманием детей, для чего им нужно
регулярно принимать препараты. Но также в группе обычно находятся
дети, которые позитивно относятся к приему и активно делятся своим
опытом. Важно информировать ребят, что у каждого хронического забо-
левания — своя специфика и свой алгоритм поддержания здоровья.
В темах «ВИЧ» и «Мифы» часто много тревоги, участники владе-
ют ложной информацией по поводу своей болезни, поэтому психолог
должен быть хорошо осведомлен в данных вопросах, чтобы суметь ос-
ведомить участников о неправильном представлении о диагнозе.
99