Page 98 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 98
В помощь специалисту
Другие участники группы в это время могут следовать разным
установленным заранее правилам:
A. Просто слушают и в конце занятия рассказывают, какие ответы
им запомнились больше всего и почему.
B. Могут давать обратную связь или задавать уточняющие вопросы.
Участник, который держит карточку, может не отвечать на вопро-
сы или использовать правило «СТОП» и запретить дополнительные
вопросы и обратную связь от других участников (кроме психолога).
В ходе игры психолог должен побуждать участников давать развер-
нутые ответы, быть внимательным к переживаниям, возникающим
у детей. При необходимости задавать наводящие вопросы участникам
и помогать анализировать свое поведение и отношение к предложен-
ным тематикам, а также в случае необходимости просвещать или при-
водить участникам собственные примеры.
Данная игра помогает участникам создать атмосферу доверия,
единения. Возникает интерес к другому человеку и его опыту. Про-
исходит взаимообогащение информацией и стратегиями поведения.
Формируются навыки самоанализа, рефлексии. Дети учатся пони-
мать и объяснять свои мотивы и поступки.
При первом использовании карточек важно озвучить участникам
правила игры. Далее используются карточки из комплектов 1, 2, 3. Ком-
плекты можно применять по отдельности, а также смешивать. Данные
карточки отражают эмоциональное состояние детей, дают понять их
отношения с окружающими и то, как ребята относятся к себе. Возмож-
но, что на первых встречах работа с карточками будет скудная и детям
будет сложно отвечать на вопросы. Бывает, что участник группы не по-
нимает, как ответить на то или иное утверждение, не знаком с эмоция-
ми и не имеет навыков самоанализа. Часто участникам трудно откры-
ваться перед другими. В таких случаях психолог должен поддерживать
их, побуждать задумываться над карточкой и подбадривать усилие от-
ветить на нее. Если ребенок затрудняется ответить, можно попросить
других участников предложить свои ответы как примеры и после вер-
98