Page 101 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 101

В помощь специалисту



                 рассуждать, спрашивать. Я делаю акцент на обозначении чувств, ко-
                 торые испытываю, когда слушаю ответы. Когда отвечаю, стараюсь го-
                 ворить развернутыми предложениями, раздумывая вслух.
                    Обычно после предварительной беседы с клиентом я предлагаю
                 ему поиграть. И не важно, сколько ему лет, — в игру с удовольствием
                 включаются и дети, и родители.
                    Карточки я кладу на стол «рубашкой» вверх, рассказываю правила
                 и предлагаю взять одну их них, не устанавливая заранее очередности.
                 Это тоже один из важных диагностических моментов. Поведение кли-
                 ента, один он или в паре, позволяет заметить особенности его поведе-
                 ния, которые беру мысленно на заметку, чтобы позже проверить.
                    Итак, игра началась. Дети и взрослые увлечены ею, потому что она
                 про них. Самый частый комментарий во время первой игры: «Я даже
                 про это никогда не задумывался». Особый интерес вызывают у пары
                 ответы друг друга. И здесь самый частый комментарий: «Надо же,
                 я это про тебя не знал(а)».
                    Для игры на первой встрече я беру тему «Эмоциональный мир».
                 Мешаю карточки между собой и слежу, чтобы клиенты не задава-
                 ли отвлеченных вопросов о карточках — их цвете, геометрических
                 фигурах в уголке и т.п. На все вопросы отвечаю после игры. Когда
                 вижу первые сигналы снижения внимания и интереса, предлагаю за-
                 кончить игру, доиграв последний круг. Дети начинают просить еще
                 и еще. Главное — вовремя остановиться, на пике интереса. После за-
                 вершения я показываю весь комплект карточек и сообщаю, что здесь
                 еще интереснее. После этого не возникает отрицательного ответа на
                 предложение прийти еще раз.
                    В процессе последующих встреч я использую карточки, исходя
                 из проблематики клиента. Это могут быть карточки из любой серии.
                 И в зависимости от того, как клиент реагирует, о чем говорит, могу
                 добавить темы: «Отношение к себе, с собой, границы» или «Помощь,
                 поддержка, отношения с окружающими». Обычно я разбавляю эти
                 темы карточками с эмоциями.
                                                                                   101
   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106