Page 101 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 101
В помощь специалисту
рассуждать, спрашивать. Я делаю акцент на обозначении чувств, ко-
торые испытываю, когда слушаю ответы. Когда отвечаю, стараюсь го-
ворить развернутыми предложениями, раздумывая вслух.
Обычно после предварительной беседы с клиентом я предлагаю
ему поиграть. И не важно, сколько ему лет, — в игру с удовольствием
включаются и дети, и родители.
Карточки я кладу на стол «рубашкой» вверх, рассказываю правила
и предлагаю взять одну их них, не устанавливая заранее очередности.
Это тоже один из важных диагностических моментов. Поведение кли-
ента, один он или в паре, позволяет заметить особенности его поведе-
ния, которые беру мысленно на заметку, чтобы позже проверить.
Итак, игра началась. Дети и взрослые увлечены ею, потому что она
про них. Самый частый комментарий во время первой игры: «Я даже
про это никогда не задумывался». Особый интерес вызывают у пары
ответы друг друга. И здесь самый частый комментарий: «Надо же,
я это про тебя не знал(а)».
Для игры на первой встрече я беру тему «Эмоциональный мир».
Мешаю карточки между собой и слежу, чтобы клиенты не задава-
ли отвлеченных вопросов о карточках — их цвете, геометрических
фигурах в уголке и т.п. На все вопросы отвечаю после игры. Когда
вижу первые сигналы снижения внимания и интереса, предлагаю за-
кончить игру, доиграв последний круг. Дети начинают просить еще
и еще. Главное — вовремя остановиться, на пике интереса. После за-
вершения я показываю весь комплект карточек и сообщаю, что здесь
еще интереснее. После этого не возникает отрицательного ответа на
предложение прийти еще раз.
В процессе последующих встреч я использую карточки, исходя
из проблематики клиента. Это могут быть карточки из любой серии.
И в зависимости от того, как клиент реагирует, о чем говорит, могу
добавить темы: «Отношение к себе, с собой, границы» или «Помощь,
поддержка, отношения с окружающими». Обычно я разбавляю эти
темы карточками с эмоциями.
101