Page 57 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 57
Объяснение диагноза ребенку
ющие о диагнозе «ВИЧ-инфекция» и проходящие принятие диагно-
за, тоже могут рассматриваться с точки зрения процесса переживания
горя. Конечно, задача периода подготовки к раскрытию диагноза за-
ключается в снижении стрессогенности информации о диагнозе для
ребенка, и чем более плавно и тщательно проведена работа, чем более
достоверную информацию о заболевании имеет ребенок, тем легче он
принимает свой диагноз. Но к сожалению, не всегда удается уделить
достаточно времени подготовке, есть разнообразные обстоятельства,
влияющие на принятие решения о раскрытии диагноза, поэтому пе-
риодически мы сталкиваемся с разными эмоциональными реакция-
ми, которые показывают, на какой стадии переживания горя находит-
ся ребенок, и это помогает построить план его поддержки, и из этого
анализа формируются рекомендации законным представителям. Да-
вайте более подробно рассмотрим стадии переживания горя и распро-
страненные примеры реакций детей.
Шок
Это острая реакция на неожиданную стрессовую ситуацию, про-
являться может в оцепенении, замирании, неспособности понимать
информацию в конкретный момент. Мы в нашей практике не сталки-
вались с подобными реакциями, так как никогда не сообщаем диагноз
без предварительной подготовки, даже если вынуждены раскрыть его
за одну встречу, проходим все этапы подготовки.
Отрицание
Если человек не готов смириться с потерей (в нашем случае это
обычно потеря идентичности себя как «здорового» человека), то он
отрицает произошедший факт, ищет доказательство, что произошед-
шее невозможно.
Пример. Подросток, 13 лет, болен ВИЧ с рождения, живет в прием-
ной семье, где есть еще приемные дети с ВИЧ. Мальчик до этого времени
имел хороший иммунный статус и низкую вирусную нагрузку, поэтому
57