Page 19 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 19
Сопровождение семей при медицинских центрах
Используются вербальные и невербальные техники лечения, на-
пример рисование, песочная терапия или игровая терапия как часть
процесса раскрытия статуса. Порой необходимы дополнительная
диа гностика, нейропсихологические тесты. Важно помнить, что фи-
зические страдания или депрессии также воздействуют на уровень
когнитивного функционирования.
Дина Авербух, ВИЧ-доктор:
— Психолог играет важнейшую роль в лечении ребенка и подрост-
ка с ВИЧ, имеющих, как правило, много психологических проблем,
кризисные периоды, связанные с раскрытием статуса, планировани-
ем будущего, сексуальным воспитанием и многим другим. Психоло-
гическая поддержка должна быть постоянной, важно, чтобы ребенок
и его семья хорошо знали психолога и доверяли ему.
Иногда ребенок не готов разговаривать на определенные темы.
Наш психолог использует особую технику песочной терапии: ребенок
строит из песка, создает разнообразные картинки. Психолог анализи-
рует песочные рисунки, которые зачастую говорят о маленьком паци-
енте больше, чем он сам может рассказать.
Например, у девочки девяти лет был диагностирован ВИЧ.
Ни мать, ни кто-либо другой об этом не знали. Она пришла к нам с тя-
желейшей нетипичной инфекцией. Девочка не относилась ни к какой
группе риска. После уточнения диагноза семья распалась — отец ушел
из семьи. Осталась мать с тремя детьми, и только одна девочка была
инфицирована — способная, талантливая. У нее были огромные про-
блемы с регулярным приемом лекарства.
Стало понятно, что она не принимает лекарства не потому, что
не умеет глотать или по другой причине физиологического характера,
а именно потому, что психологически не в состоянии «переварить» свое
заболевание. Наш психолог начала с ней работать, используя песочную
терапию. Девочка нарисовала картинки. Представьте себе: абсолютно
пустое поле, кровать и одинокий ребенок, лежащий на ней и окружен-
19