Page 14 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 14
Сопровождение семей при медицинских центрах
Это помогает ребенку создать ощущение контроля над ситуацией,
мобилизовать его, делая участником всего происходящего. Поэтому
я показываю результаты анализов детям с того момента, как они на-
чинают понимать цифры. Считаю, ребенок должен принимать актив-
ное участие в визите в клинику. Повзрослев, он станет осознавать, что
от него никогда ничего не скрывали и можно полностью довериться
специалистам центра. Это фактически первый этап раскрытия стату-
са — вовлечение ребенка.
Впоследствии в более старшем возрасте и после подготовки ро-
дителей мы решаемся на разговор о вирусе. Начинаем этот процесс
с того, что психолог Аува спрашивает ребенка, почему, по его мне-
нию, он периодически посещает центр. Психолог проверяет готов-
ность ребенка к осознанию диагноза, поощряет его задавать вопросы
врачу. Социальный работник Эстель параллельно общается с семьей,
готовя к этому сложному и часто болезненному для родителей про-
цессу, возможным вопросам со стороны ребенка, при этом успокаи-
вая и объясняя непонятные родителям аспекты.
Конкретный индивидуальный план раскрытия диагноза каждо-
му ребенку создается всем коллективом. Даже если есть разногласия,
в конечном итоге мы разрабатываем единую линию поведения.
Во время разговора с ребенком о вирусе ему объясняют, что ви-
рус — это то, что мы называли слабостью, так как он ослабляет им-
мунную систему, если не пить лекарства. Очень важно, чтобы на этом
этапе ребенок доверял врачу.
Аува Явин-Арнон, психолог:
— Процесс раскрытия статуса — постепенный процесс, который
происходит в соответствии с особенностями ребенка/подростка и его
семьи. Нет единого подхода к раскрытию статуса. Должны быть чут-
кость и гибкость в отношении готовности ребенка и родителей. Это
динамический процесс и непрерывный диалог, процесс взаимного
участия полностью дисциплинированной команды. Процесс основан
14