Page 9 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 9
К чему надо готовить подростков с ВИЧ?
Первое, что я уяснил как равный консультант в работе с под-
ростками, — никогда не разговаривать с ними свысока, как стар-
ший и более опытный. Следует помнить, что разговор не на равных
приводит к риску не завоевать доверие, а значит, получить сложный
случай в лечении и приверженности терапии. Одним из лучших
способов мотивации в лечении являются примеры из личной жиз-
ни тех, кто живет с ВИЧ. Я всегда рассказываю подросткам о своем
опыте существования с этим диагнозом. Для врачей это недостижи-
мый метод, следовательно, необходимо искать иные подходы к каж-
дому подростку, вступающему в большой мир со статусом ВИЧ-
инфицированного.
Подросток, оказавшийся в самостоятельном плавании, способен
разобраться во всем, если его поддерживать (желательно позитивны-
ми примерами) в вопросах взаимодействия с врачом, приема лечения,
построения личной жизни в социуме.
Представьте, что молодой человек, с детства посещавший центр
и видевший там лишь детей с их родителями, окунется в атмосферу
взрослого СПИД-центра. Оказавшись на пороге центра, где основ-
ная масса людей получили свой диагноз в сознательном возрасте, мо-
лодой человек испытывает шок. В свое время его, как и всех, учили:
ВИЧ-инфицированные, как правило, олицетворяют представления
обо всех стигматизированных и дискриминируемых группах (к при-
меру, наркопотребители). Он не видит в них обычных людей со сво-
ими проблемами и заботами. Первая реакция — страх и опасность,
ощущение себя еще больше не таким, как все. Самое страшное для
него — оказаться в ассоциативном ряду с другими пациентами центра.
Помимо поддержки подростку необходимы разъяснение всех нюан-
сов взрослой жизни и походы во взрослую поликлинику, где он будет
видеть разных людей.
Один из важных факторов в поддержке ВИЧ-положительного че-
ловека, оказавшегося во взрослой жизни, — объяснение его прав и обя-
занностей. Для этого нужно знать Федеральный закон № 38 1995 года
9