Page 75 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 75
Приверженность лечению. Наставничество
люди, которые беспокоятся о ней и готовы помочь, есть место, где ее
принимают вместе с диагнозом. Это позволит ей при необходимости
вернуться и попросить о помощи.
В процессе индивидуальной и групповой психотерапевтической
работы психологи фонда выявили дополнительные трудности, пре-
пятствующие социализации подростков, одна из которых — отсут-
ствие стабильного значимого взрослого в их жизни. Неблагопо-
лучные кровные семьи, где взрослые отвечают за все необходимые
действия, связанные с лечением заболевания, — прием медикамен-
тов, регулярное посещение врача, сдачу анализов, организацию до-
полнительных занятий, — сами имеют низкую приверженность ле-
чению, испытывают чувство вины и страха, находятся в сложных
жизненных условиях.
В семьях, где роль опекунов выполняют кровные бабушки и де-
душки, часто встречаются гиперопека и незавершенное, порой па-
тологическое переживание горя, потери из-за смерти детей, которое
может проявляться в негативном отношении к ребенку, депрессии,
нарушении детско-родительских отношений.
В приемных семьях возникает другая проблема — травма детей
и подростков из-за неблагополучного детства, изъятия из кровной се-
мьи, негативный опыт проживания в детских домах. Иногда недоста-
точно серьезное отношение к заболеванию, непонимание механизма
влияния вируса на организм ребенка, неточное выполнение рекомен-
даций врачей.
Основная потребность для компенсации тревоги ребенка или под-
ростка перед окружающим миром — наличие значимого, стабильного
взрослого. Понятие «значимые взрослые» используется в психологии
для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка, человека,
к которому формируется привязанность. Наиболее приемлемым нам
представляется такое определение функции: значимые для ребенка
взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании
и укреплении «Я-концепции» ребенка.
75