Page 76 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 76
Приверженность лечению. Наставничество
Значимый взрослый способен помочь ребенку занять собственное
место в новых социальных отношениях. Проблема межличностных
отношений вызывала и вызывает по сей день активный интерес у ис-
следователей.
Ïèðàìèäà Ìàñëîó
Потребность
в самовыражении По-
треб-
ность лично-
го совершен-
Потребность ствования, персо-
в признании нальное развитие
Потребность в уважении
Потребность окружающих, самооценка
в принадлежности
Любовь, дружба, общение
Потребность
в безопасности Личная безопасность, здоровье, стабильность
Физиологические Еда, вода, кров, сон
потребности
Попытаемся разобраться в том, что происходит с травмированны-
ми подростками с низкой приверженностью терапии и трудностями
социализации, с помощью иерархической модели потребностей че-
ловека, представляющей собой упрощенное изложение идей амери-
канского психолога Абрахама Маслоу. Потребности человека даны
в виде пирамиды (в порядке возрастания). Маслоу считал, что человек
не может испытывать потребности более высокого уровня, пока нуж-
дается в более примитивных вещах. Конечно, данная модель не пре-
тендует на универсальность, но может стать удобным инструментом
в решении конкретных практических задач. Например, с помощью
этой схемы хорошо видно, что если у ребенка не удовлетворены базо-
вые потребности, то он не может полноценно развиваться, усваивать
новую информацию. Такая картина наблюдается в ситуации острого
или хронического стресса, когда ребенок начинает хуже учиться или
76