Page 78 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 78
Приверженность лечению. Наставничество
планируя свое образование или стремясь к профессиональному раз-
витию), такой подросток перенимает модель заботы о собственном
здоровье и продолжает четко выполнять предписания врачей, помнит
о необходимости вовремя сдать анализы и выпить лекарства. Но, если
отношение взрослых было нестабильным, диктовалось не любовью
и заботой, а, например, избеганием негативных последствий и проис-
ходило от случая к случаю или у значимого взрослого было депрессив-
ное состояние и не было сил заботиться ни о себе, ни о ребенке, то такой
подросток вырастает с разрушенной основой базовых потребностей, он
не имеет опыта заботы по отношению к нему и не может воспроизве-
сти заботливое отношение по отношению к себе. И продвижение по
остальным ступеням пирамиды вызывает у такого ребенка и подрост-
ка значительные трудности. Это значит, что он не способен построить
дружеские и романтические отношения и не заинтересован в профес-
сиональном и личностном развитии, так как база «дырявая» и требует
латания этих пустот. Часто в жизни такое «латание» происходит в виде
созависимых деструктивных отношений — пустоту заполняют психо-
активные вещества и асоциальные компании, в которых гораздо проще
получить одобрение и уважение.
Единственный способ помочь такому подростку заполнить пусто-
ту основания его пирамиды потребностей — воссоздать стабильные
отношения со значимым взрослым и научить заботиться о себе путем
уважительного отношения к его потребностям и стабильности отно-
шений. Конечно, это не заменит заботливого родителя, но позволит
сформировать более устойчивую базу для дальнейшего развития. Таки-
ми отношениями для подростка могут стать отношения с наставником.
Физиологические потребности есть у каждого человека, и если мы
не будем их удовлетворять, то просто не сможем полноценно разви-
ваться.
Если эти потребности удовлетворены, человек переходит на вто-
рой уровень — безопасность. К этой группе относятся потребности
в безопасности и стабильности, защите, свободе от страха, тревоги
78