Page 41 - Наставничество над подростками, рожденными с ВИЧ. Методические материалы
P. 41
Опыт Санкт-Петербурга
Из-за жизни в атмосфере ВИЧ-стигмы у детей может быть
много мифов, то есть ошибочных представлений о том, что ВИЧ
много в чем их ограничивает. Однако на самом деле этих огра-
ничений практически нет. Например, многие подростки расска-
зывают о том, что хотели идти учиться на повара, но отказались
от своей мечты, предполагая, что это невозможно из-за ВИЧ-
статуса. Наставник должен быть человеком, к которому всегда
можно обратиться с любым вопросом и получить грамотный от-
вет, поддержку, а также тем, кто поможет научиться жить с чув-
ством абсолютной полноценности.
— Какая помощь помимо наставничества вам кажется наиболее
эффективной?
— Группа ВИЧ-положительных сверстников, куда ребята мо-
гут приходить и общаться друг с другом в спланированном пси-
хологом формате занятия-тренинга. Основным условием такой
группы является то, что подростку известен его/ее ВИЧ-статус.
А правилом группы является то, что в рамках каждого занятия-
встречи тема ВИЧ присутствует, даже пусть в виде короткого
небольшого задания/обсуждения. Многие дети и подростки, как
правило, те, кто живет дома, никогда не общались со сверстни-
ками тоже с ВИЧ-положительным статусом. Эти встречи по-
могают осознать: «Я такой не один! Все они нормальные люди,
ничем не отличающиеся от остальных, значит, и я нормальный!»
Создается свободное от ВИЧ-стигмы пространство. У большин-
ства ребят с ВИЧ такого «места» нет. Многие подростки избегали
темы ВИЧ, избегали называть это слово, что, по сути, является
одной из форм стигматизации. Посещая встречи для сверстни-
ков, участники начинают говорить о своих личных травматиче-
ских переживаниях, связанных, например, с родителями. Слы-
ша от других участников похожие истории, понимают, что они
в этом не одиноки, есть те, кто может их понять и поддержать
41