Page 85 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 85
В помощь специалисту
она полна приключений и волшебства. Таким образом, те стороны
реальности, которые необходимо осознать ребенку, предстают перед
ним в метафорической форме, позволяющей менее болезненно при-
коснуться к данной теме.
Сказочные метафоры помогают ребенку обрести представление
о вирусе и способах его «укрощения», а также о здоровом образе жиз-
ни. Форма изложения сказки дает возможность пережить тему своей
«избранности», особенности, одиночества, формирует представление
о разумных способах сообщения другим своего диагноза. Но попутно
в ней решаются и другие немаловажные задачи: как научиться ценить
близких людей и дружбу, освоиться в социуме, где не принимают за-
болевание, справляться с тяжелыми чувствами — страхом, злостью,
непониманием, растерянностью, сформировать положительное по-
ведение, понять свои жизненные ценности. Плохой поступок имеет
последствия. Приключения и испытания, выпавшие на долю главно-
го героя, делают его сильнее и мудрее. Дойдя до конца, не сворачивая
с намеченной цели — получаешь вознаграждение. У нашей сказки хо-
роший конец, что дает ребенку чувство психологической защищен-
ности.
Мы предлагаем вниманию детей историю, рассказывающую о том,
как один маленький мальчик столкнулся с совершенно немаленькой
трудностью. Он героически бросил вызов своим «недугам» и проделал
огромный путь, чтобы найти решение. Его дорога была полна при-
ключений, сложностей и огорчений, но вместе с тем наполнена ра-
достными открытиями и интересными знакомствами.
Для проверки понимания текста и работы с вызываемыми чув-
ствами сказка имеет рабочую тетрадь. Задания позволяют переживать
вызванные сюжетом эмоции в разговоре со взрослым, а также с по-
мощью игры и рисунка.
Выполняя задания, ребенок размышляет о том, случалось ли ему
переживать похожие чувства, мысли, испытывать те же сомнения, что
и герою сказки. Мы рассуждаем с детьми, как они справляются с по-
85