Page 69 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 69

Групповая работа с родителями



                 родительской группы отличаются по социальному статусу по отно-
                 шению к детям: это могут быть кровные родители, бабушки-дедушки
                 или другие родственники, опекуны или приемные родители, не име-
                 ющие родственной связи с ребенком, или усыновители. К нам при-
                 ходит много семей, где воспитание ребенка легло на плечи бабушек
                 и дедушек, и они являются опекунами. Это сопровождается тяжелы-
                 ми переживаниями, связанными с родителями детей (собственными
                 детьми опекунов), со страхом повторения ошибок и с большой воз-
                 растной разницей. В связи с данными обстоятельствами законными
                 представителями очень мало внимания уделяется собственным нуж-
                 дам и ресурсам, что ведет к родительскому выгоранию и нарушению
                 отношений. Часто складывается так, что наши встречи — единствен-
                 ное место, где взрослые могут открыто говорить друг с другом о себе
                 и специфических проблемах, и наша важнейшая задача — дать им та-
                 кую возможность.
                    Первые занятия направлены на то, чтобы сформировать контакт
                 родителей со специалистом и между собой. Это очень ответственный
                 период, потому что от хорошо выстроенного первоначального кон-
                 такта зависят доверие родителей специалистам фонда и дальнейшее
                 посещение занятий как ими самими, так и детьми.
                    Затем мы приступаем к наиболее объемной части по формирова-
                 нию доверительных отношений с ребенком. Занятия и упражнения
                 построены таким образом, чтобы развивать и углублять взаимоотно-
                 шения в семье, и не только непосредственно с ребенком, но и в семье
                 в целом. Даже если на данный момент в семье нет никаких особенных
                 проблем, упражнения, которые мы предлагаем родителям, помогают
                 им расширить представления как о собственных потребностях, так
                 и о потребностях ребенка. В процессе встреч, направленных на раз-
                 витие воспитательных компетенций, обращаем внимание родителей,
                 например, на следующие вещи:
                    —   как важно помнить о том, что ребенок — уникальная личность,
                       поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого,
                                                                                    69
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74