Page 13 - Наставничество над подростками, рожденными с ВИЧ. Методические материалы
P. 13
лемы. Наставничество
Решение проблемы. Наставничество
Решение проб
Наставничество — эффективная форма личностного развития как
подопечного, так и наставника. Существуют различные представле-
ния о наставнике. С одной стороны, наставник воспринимается как
фигура, старшая по возрасту и более влиятельная, дающая мудрые со-
веты, протягивающая руку помощи и ожидающая взамен преданно-
сти и уважения. С другой стороны, наставник — человек, обладающий
скорее большим опытом, чем влиянием или авторитетом.
Однако все вышеперечисленное необязательно: наставником
может стать тот, кто обладает такими качествами личности, кото-
рые позволят ему тем или иным образом позитивно влиять на жизнь
другого человека. Наставничество — сложный процесс, оно может
рассматриваться как способ: строить социальные отношения, полу-
чать новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя
способным что-то совершить и т.п.
Основными результатами процесса наставничества являются
развитие, адаптация и социализация человека.
Под развитием человека понимается процесс становления его
личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых
и неуправляемых социальных и природных факторов.
Под адаптацией понимается способность к сохранению целост-
ности и адекватному реагированию на различные ситуации окружа-
ющей среды.
Под социализацией понимается процесс становления личности,
ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей,
установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной сторо-
ны — деятельность наставника, с другой — деятельность подопеч-
ного. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является
одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Наставничество — это постоянный диалог, межличностная ком-
муникация. Общение не должно быть ограничено формальными
рамками, диалог не состоится, если между наставником и подопеч-
13