Page 13 - Наставничество над подростками, рожденными с ВИЧ. Методические материалы
P. 13

лемы. Наставничество
                           Решение проблемы. Наставничество
                           Решение проб

                   Наставничество — эффективная форма личностного развития как
               подопечного, так и наставника. Существуют различные представле-
               ния о наставнике. С одной стороны, наставник воспринимается как
               фигура, старшая по возрасту и более влиятельная, дающая мудрые со-
               веты, протягивающая руку помощи и ожидающая взамен преданно-
               сти и уважения. С другой стороны, наставник — человек, обладающий
               скорее большим опытом, чем влиянием или авторитетом.
                   Однако все вышеперечисленное необязательно: наставником
               может стать тот, кто обладает такими качествами личности, кото-
               рые позволят ему тем или иным образом позитивно влиять на жизнь
               другого человека. Наставничество — сложный процесс, оно может
               рассматриваться как способ: строить социальные отношения, полу-
               чать новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя
               способным что-то совершить и т.п.
                   Основными результатами процесса наставничества являются
               развитие, адаптация и социализация человека.
                   Под  развитием человека понимается процесс становления его
               личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых
               и неуправляемых социальных и природных факторов.
                   Под адаптацией понимается способность к сохранению целост-
               ности и адекватному реагированию на различные ситуации окружа-
               ющей среды.
                   Под социализацией понимается процесс становления личности,
               ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей,
               установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
                   Наставничество является двусторонним процессом: с одной сторо-
               ны — деятельность наставника, с другой — деятельность подопеч-
               ного. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является
               одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
                   Наставничество — это постоянный диалог, межличностная ком-
               муникация. Общение не должно быть ограничено формальными
               рамками, диалог не состоится, если между наставником и подопеч-
                                                                                 13
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18