Page 40 - Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Методические материалы
P. 40
Цели фонда «Дети+». Социальный результат работы
Описание успешного опыта семейного устройства детей-сирот с ВИЧ
Московского региона представлено в первой части методических ма-
териалов, ознакомиться с которыми можно на сайте фонда в рубрике
«Ресурсный центр».
Стигма и стигматизация
В теме ВИЧ очень часто встречается понятие «стигма».
Cтигматизация — увязывание какого-либо качества (как прави-
ло, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей,
хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является
составной частью многих стереотипов.
Согласно И. Гофману стигматизация в общественном смысле оз-
начает вид отношений между постыдным общественным качеством
и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспо-
собность к полноценной общественной жизни из-за лишения права
*
на общественное признание. Термин «стигма» происходит от древ-
негреческого слова «клеймо»; клеймо наносили на человека, чтобы
отметить какое-либо дурное его качество, что он, например, преда-
тель. Понятие в настоящее время обозначает приписывание людям
социальной идентичности на основе стереотипов. Когда мы впер-
вые видим человека, мы представляем его себе исходя из имеющейся
у нас информации. Выводы делаются на основании видимых особен-
ностей, в частности пола, этнической принадлежности, физической
силы. По мере расширения знаний о данном человеке нами выносят-
ся дополнительные суждения с учетом имени, акцента, религиозных
убеждений, сексуальной ориентации, класса, экономического поло-
жения и других неочевидных характеристик. Характеристика стано-
вится стигмой, если ее необоснованно связывают с нежелательным
поведением или отрицательным опытом: например, предположе-
* È. Ãîôìàí. Ñòèãìà: çàìåòêè îá óïðàâëåíèè èñïîð÷åííîé èäåíòè÷íîñòüþ; ïåð. Ì.Ñ. Äîáðÿêîâîé ñ èçäàíèÿ: E. Goffman.
Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. — N. Y.: Prentice-Hall, 1963.
40