ВИЧ у детей: все, что нужно знать

ВИЧ-ин­фекция встре­ча­ет­ся не толь­ко у взрос­лых, не­кото­рые де­ти уже рож­да­ют­ся с ней. И час­то де­ти с та­кой бо­лезнью стра­да­ют от то­го, что в об­щес­тве их не при­нима­ют и бо­ят­ся. Нас­коль­ко оп­равда­ны та­кие стра­хи? Рас­ска­жем, как ре­бенок мо­жет за­разить­ся, ка­кое бу­дущее его ждет и как ему мож­но по­мочь.

Что такое ВИЧ, чем ВИЧ отличается от СПИДа

ВИЧ-ин­фекция — это за­боле­вание, выз­ванное ви­русом им­му­ноде­фици­та че­лове­ка (ВИЧ). ВИЧ ата­ку­ет им­мунную сис­те­му, раз­ру­шая клет­ки CD4, ко­торые иг­ра­ют клю­чевую роль в за­щите ор­га­низ­ма от ин­фекций. ВИЧ — это хо­рошо изу­чен­ный ви­рус, он эф­фектив­но под­да­ет­ся кон­тро­лю при по­мощи ле­карств. Наб­лю­дение спе­ци­алис­тов и при­ем ме­дицин­ских пре­пара­тов ни­ког­да не поз­во­лят ему пе­рей­ти в та­кое серь­ез­ное сос­то­яние, как СПИД.

СПИД (син­дром при­об­ре­тен­но­го им­му­ноде­фици­та) — это пос­ледняя ста­дия ВИЧ-ин­фекции, ког­да им­мунная сис­те­ма силь­но ос­лабле­на и ор­га­низм ста­новит­ся у­яз­ви­мым к раз­личным ин­фекци­ям и ра­кам. Важ­но по­нимать, что ВИЧ и СПИД — это не од­но и то же. ВИЧ-ин­фекция у де­тей тре­бу­ет осо­бого вни­мания и за­боты, что­бы пре­дот­вра­тить прог­ресси­рова­ние бо­лез­ни.

Откуда у детей ВИЧ?

Пе­реда­ча ви­руса от ма­тери, ес­ли она не при­нима­ет ан­ти­рет­ро­вирус­ную те­рапию или кор­мит ре­бен­ка грудью — ос­новной путь за­раже­ния ВИЧ у де­тей. Так­же воз­можны за­раже­ния че­рез кровь, нап­ри­мер, при пе­рели­вании. Важ­но пом­нить, что сов­ре­мен­ные ме­тоды ле­чения и про­филак­ти­ки спо­собс­тву­ют то­му, что­бы ВИЧ-по­ложи­тель­ные жен­щи­ны мог­ли ро­дить здо­ровых де­тей.
Мо­жет ли ре­бенок за­разить­ся ВИЧ в бы­ту? Нет!

Су­щес­тву­ет мно­го ми­фов о ВИЧ, в ко­торые по­ра пе­рес­тать ве­рить. Ре­бенок не мо­жет за­разить­ся ВИЧ от дру­гих лю­дей в бы­ту, так же как и ВИЧ-по­зитив­ный ре­бенок не мо­жет ин­фи­циро­вать дру­гих.

Раз­бе­рем­ся по­луч­ше:

  • Мож­но ли де­тям с ВИЧ учить­ся с дру­гими деть­ми?
    • Мно­гие лю­ди ве­рят, что де­ти с ВИЧ мо­гут за­разить здо­ровых де­тей во вре­мя обыч­ных игр, нап­ри­мер, при уку­се. Из-за это­го су­щес­тву­ет оши­боч­ное мне­ние, что та­кие де­ти дол­жны учить­ся в от­дель­ных дет­ских са­дах и шко­лах. Од­на­ко это не так. Для пе­реда­чи ВИЧ тре­бу­ет­ся зна­читель­ное ко­личес­тво слю­ны — три лит­ра! Та­кого слу­чая за­раже­ния ни­ког­да не бы­ло за­фик­си­рова­но в ис­то­рии эпи­демии. Да­же ес­ли про­изой­дет укус, слю­на со­дер­жит слиш­ком ма­лое ко­личес­тво ви­руса, что­бы стать ис­точни­ком за­раже­ния.
    • Во всем ми­ре де­ти с ВИЧ учат­ся и иг­ра­ют в обыч­ных шко­лах и дет­ских са­дах, и их не нуж­но изо­лиро­вать от дру­гих де­тей.
  • Мо­жет ли ВИЧ пе­реда­вать­ся воз­душно-ка­пель­ным пу­тем?
    • Нет, ВИЧ не пе­реда­ет­ся воз­душно-ка­пель­ным пу­тем. Вы не мо­жете за­разить­ся ВИЧ, ес­ли кто-то с ВИЧ чи­ха­ет или каш­ля­ет ря­дом с ва­ми. Ви­рус им­му­ноде­фици­та че­лове­ка (ВИЧ) пе­реда­ет­ся толь­ко че­рез оп­ре­делен­ные би­оло­гичес­кие жид­кости, та­кие как кровь, спер­ма, ва­гиналь­ные жид­кости и груд­ное мо­локо. Воз­душно-ка­пель­ный путь, ко­торым пе­реда­ют­ся прос­тудные и грип­по­подоб­ные за­боле­вания, не яв­ля­ет­ся спо­собом пе­реда­чи ВИЧ.
  • Мо­жет ли ВИЧ пе­редать­ся че­рез объ­ятия, ру­копо­жатие?
    • Ко­жа че­лове­ка — ес­тес­твен­ный барь­ер, за­щища­ющий от пе­реда­чи и за­раже­ния ВИЧ. А ес­ли на те­ле есть ра­ны? Те­оре­тичес­ки для это­го нуж­но нес­коль­ко ус­ло­вий: 1) есть от­кры­тая ра­на и хле­щет кровь че­лове­ка, ин­фи­циро­ван­но­го ВИЧ 2) есть от­кры­тая ра­на и хле­щет кровь у че­лове­ка без ВИЧ 3) они жмут друг дру­гу ру­ки и кровь пер­во­го по­пада­ет в кро­воток вто­рого. Та­кого слу­чая за­раже­ния так­же ни ра­зу не бы­ло за­фик­си­рова­но.
  • Мож­но ли пить из од­ной бу­тыл­ки с ре­бен­ком с ВИЧ?
    • ВИЧ не пе­реда­ет­ся че­рез об­щие бу­тыл­ки, лож­ки или дру­гие пред­ме­ты бы­та. Ви­рус не жи­вет на по­вер­хнос­тях и не пе­реда­ет­ся че­рез слю­ну в та­ких ма­лых ко­личес­твах. ВИЧ не мо­жет вы­живать вне че­лове­чес­ко­го те­ла, а слю­на, да­же ес­ли со­дер­жит ви­рус, не име­ет дос­та­точ­ной кон­цен­тра­ции для пе­реда­чи ин­фекции. По­это­му ис­поль­зо­вание об­щих сто­ловых при­боров, по­суды или бу­тылок не пред­став­ля­ет уг­ро­зы за­раже­ния.
  • Мож­но ли за­разить­ся ВИЧ в об­щем бас­сей­не?
    • ВИЧ не пе­реда­ет­ся че­рез во­ду в бас­сей­не. Хло­риро­ван­ная во­да и от­сутс­твие пря­мого кон­такта с кровью или дру­гими би­оло­гичес­ки­ми жид­костя­ми де­ла­ют бас­сей­ны аб­со­лют­но бе­зопас­ны­ми. Ви­рус быс­тро раз­ру­ша­ет­ся во внеш­ней сре­де, и во­да, осо­бен­но об­ра­ботан­ная хло­ром, не поз­во­ля­ет ви­русу вы­живать или пе­реда­вать­ся. Да­же ес­ли ин­фи­циро­ван­ный че­ловек поль­зу­ет­ся бас­сей­ном, это не опас­но для ок­ру­жа­ющих.
    • ВИЧ пе­реда­ет­ся толь­ко че­рез не­защи­щен­ный по­ловой акт, че­рез кровь (нап­ри­мер, при пе­рели­вании кро­ви или при ис­поль­зо­вании об­щих игл для инъ­ек­ций), ВИЧ и от ма­тери к ре­бен­ку, ес­ли она не при­нима­ет ан­ти­рет­ро­вирус­ную те­рапию и кор­мит ре­бен­ка груд­ным мо­локом.
  • Осо­бен­ности про­тека­ния ВИЧ ин­фекции у де­тей
    • По дан­ным Ми­нис­терс­тва здра­во­ох­ра­нения, в Рос­сии око­ло 10,5 ты­сяч де­тей в воз­расте от 0 до 18 лет жи­вут с ВИЧ-ин­фекци­ей. Боль­шинс­тво де­тей за­ража­ют­ся с рож­де­ния от ма­терей, ес­ли те не при­нима­ли спе­ци­аль­ную ан­ти­рет­ро­вирус­ную те­рапию. Бла­года­ря сов­ре­мен­ным ан­ти­рет­ро­вирус­ным пре­пара­там (АРТ), ВИЧ-ин­фекция ста­ла кон­тро­лиру­емой, хо­тя и ос­та­ет­ся хро­ничес­ким за­боле­вани­ем. Ес­ли на­чать ле­чение вов­ре­мя и стро­го соб­лю­дать ре­комен­да­ции вра­чей, де­ти с ВИЧ мо­гут жить дол­гой и ка­чес­твен­ной жизнью, прак­ти­чес­ки не от­ли­ча­ющей­ся от жиз­ни здо­ровых сверс­тни­ков.
    • Все де­ти, жи­вущие с ВИЧ, име­ют пра­во на бес­плат­ную ме­дицин­скую по­мощь и по­луче­ние ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии в ре­ги­ональ­ных цен­трах СПИД. В сов­ре­мен­ном ми­ре де­ти с ВИЧ мо­гут жить так же дол­го, как и де­ти без ВИЧ, при ус­ло­вии сво­ев­ре­мен­но­го и ре­гуляр­но­го ме­дицин­ско­го наб­лю­дения, и ле­чения. Важ­но, что­бы они по­луча­ли ан­ти­рет­ро­вирус­ную те­рапию (АРТ), ко­торая зна­читель­но улуч­ша­ет ка­чес­тво и про­дол­жи­тель­ность жиз­ни. Од­на­ко эф­фектив­ность ле­чения и сох­ра­нение здо­ровья нап­ря­мую за­висят и от то­го, нас­коль­ко тща­тель­но ре­бенок (и его семья) сле­ду­ют ре­комен­да­ци­ям по при­ему пре­пара­тов.
Почему дети с ВИЧ нуждаются в особом сопровождении?
Медицинские трудности

ВИЧ у ма­лень­ких де­тей мо­жет вы­зывать раз­личные проб­ле­мы со здо­ровь­ем. За­раже­ние ре­бен­ка ВИЧ от ма­тери мо­жет про­изой­ти во вре­мя бе­ремен­ности, ро­дов или груд­но­го вскар­мли­вания. Что­бы пре­дот­вра­тить за­раже­ние, важ­на про­филак­ти­ка ВИЧ ин­фекции у де­тей при по­мощи АРВ те­рапии. Кро­ме то­го, ес­ли у ма­тери есть иные бо­лез­ни, нап­ри­мер, ге­патит, при от­сутс­твии про­филак­ти­ки ВИЧ-ин­фекции, по­выша­ет­ся пе­реда­ча и иных за­боле­ваний ре­бен­ку.

ВИЧ ин­фекция у де­тей мо­жет про­текать ина­че, чем у взрос­лых. Де­ти бо­лее под­верже­ны ин­фекци­ям и дру­гим ос­ложне­ни­ям из-за не­ок­репшей им­мунной сис­те­мы. Имен­но по­это­му при соп­ро­вож­де­нии де­тей с ВИЧ важ­но учи­тывать так­же и со­путс­тву­ющие за­боле­вания. У ВИЧ-ин­фекции нет спе­цифи­чес­ких сим­пто­мов. Од­на­ко сим­пто­мы на­чаль­ной ста­дии ВИЧ у де­тей мо­гут про­яв­лять­ся че­рез час­тые ин­фекции, уве­личе­ние лим­фа­тичес­ких уз­лов, за­дер­жку раз­ви­тия. Прог­ресси­ру­ющая ВИЧ ин­фекция у де­тей мо­жет про­яв­лять­ся в ви­де силь­ных ин­фекций, по­тери ве­са и дру­гих серь­ез­ных проб­лем.

Очень важ­но ре­гуляр­но про­ходить об­сле­дова­ния у вра­ча-ин­фекци­онис­та в Цен­тре СПИ­Да, а так­же каж­дый день в од­но и то же вре­мя при­нимать ле­карс­тва, наз­на­чен­ные вра­чом. Ина­че есть риск раз­ви­тия иных со­путс­тву­ющих за­боле­ваний, ко­торые мо­гут вклю­чать:

  • За­дер­жку раз­ви­тия: Де­ти с ВИЧ мо­гут от­ста­вать в фи­зичес­ком и умс­твен­ном раз­ви­тии.
  • Час­тые ин­фекции: Им­мунная сис­те­ма де­тей с ВИЧ ос­лабле­на, что де­ла­ет их бо­лее у­яз­ви­мыми к ин­фекци­ям.
  • Рес­пи­ратор­ные ин­фекции:
    • Пнев­мо­ния: Час­тое за­боле­вание у де­тей с ВИЧ, осо­бен­но пнев­мо­цис­тная пнев­мо­ния.
    • Ту­бер­ку­лез: ВИЧ уве­личи­ва­ет риск раз­ви­тия ту­бер­ку­леза, что тре­бу­ет осо­бого вни­мания и про­филак­ти­ки.
  • Гриб­ко­вые ин­фекции:
    • Кан­ди­доз: Ин­фекция, по­ража­ющая по­лость рта и пи­щевод, час­то встре­ча­ет­ся у де­тей с ос­лаблен­ным им­му­ните­том.
  • Бак­те­ри­аль­ные ин­фекции:
    • Бак­те­ри­аль­ные пнев­мо­нии и сеп­сис: По­вышен­ная у­яз­ви­мость к бак­те­ри­аль­ным ин­фекци­ям из-за ос­лаблен­ной им­мунной сис­те­мы.
    • Си­нусит и отит: Пов­то­ря­ющи­еся ин­фекции но­совых па­зух и ушей.
  • Ви­рус­ные ин­фекции:
    • Ци­томе­гало­вирус (ЦМВ): Мо­жет вы­зывать тя­желые ос­ложне­ния у де­тей с ВИЧ, вклю­чая по­раже­ния глаз и нер­вной сис­те­мы.
    • Гер­пес: Ви­рус прос­то­го гер­пе­са мо­жет вы­зывать тя­желые ос­ложне­ния у де­тей с ос­лаблен­ным им­му­ните­том.
  • Па­рази­тар­ные ин­фекции:
    • Ток­соплаз­моз: Мо­жет вы­зывать серь­ез­ные ос­ложне­ния, осо­бен­но ес­ли ин­фи­циро­вание про­изош­ло до рож­де­ния или в ран­нем детс­тве.
  • Проб­ле­мы с рос­том и ве­сом: Та­кие де­ти мо­гут мед­ленно на­бирать вес и рас­ти.
Социальные и психологические трудности

ВИЧ-ин­фекция оку­тана мно­жес­твом пред­рассуд­ков и ми­фов, ко­торые всё ещё су­щес­тву­ют в об­щес­тве. Из-за это­го и взрос­лым, и де­тям, жи­вущие с ВИЧ, мо­гут пе­режи­вать о том, что­бы быть при­няты­ми в об­щес­тве. Де­ти с ВИЧ мо­гут стал­ки­вать­ся с изо­ляци­ей и дис­кри­мина­ци­ей в об­щес­тве, что тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­дер­жки и ин­тегра­ции. Нап­ри­мер, мно­гие де­ти с ВИЧ пе­режи­ва­ют трав­лю от сверс­тни­ков и учи­телей в шко­ле.

Для то­го, что­бы та­ких ис­то­рий бы­ло мень­ше не­об­хо­димо прос­ве­щать об­щес­тво о ВИЧ, что­бы умень­шить стра­хи и пред­рассуд­ки, спо­собс­твуя со­ци­аль­ной адап­та­ции та­ких де­тей.

Пред­ла­га­ем и вам пос­мотреть ро­лик, соз­данный ко­ман­дой Бла­гот­во­ритель­но­го Фон­да «Де­ти+», о ми­фах о де­тях с ВИЧ:

Мифы о детях с ВИЧМифы о детях с ВИЧ

Пси­холо­гичес­кое соп­ро­вож­де­ние мо­жет быть нап­равле­но на пре­одо­ление стра­ха, тре­воги и деп­рессии из-за сво­его ди­аг­но­за, что тре­бу­ет про­фес­си­ональ­ной пси­холо­гичес­кой под­дер­жки. По­мимо это­го, ВИЧ+ де­тям нуж­на по­мощь в при­нятии се­бя и сво­его ди­аг­но­за, что­бы ре­бенок мог жить пол­ной и счас­тли­вой жизнью.

Трудности с соблюдениями рекомендаций врачей (приверженность лечению) в подростковом возрасте.

Нес­мотря на то, что ВИЧ-ин­фекция хо­рошо кон­тро­лиру­ет­ся АРВ те­рапи­ей, мно­гие под­рос­тки ис­пы­тыва­ют труд­ности с ре­гуляр­ным при­няти­ем ле­карств. По­чему?

  • Пси­холо­гичес­кие и эмо­ци­ональ­ные фак­то­ры
    • От­ри­цание: Под­рос­тки мо­гут не при­нимать свой ди­аг­ноз, от­ри­цая не­об­хо­димость ле­чения.
    • Стыд и страх: Чувс­тво сты­да и страх пе­ред осуж­де­ни­ем мо­гут при­вес­ти к сок­ры­тию ди­аг­но­за и из­бе­ганию те­рапии.
  • Са­мос­то­ятель­ность и взрос­ле­ние:
    • Же­лание быть как все: Под­рос­тки стре­мят­ся быть по­хожи­ми на сво­их сверс­тни­ков и мо­гут вос­при­нимать ре­гуляр­ный при­ем ле­карств как на­поми­нание о сво­ей «ина­ковос­ти».
    • Бунт про­тив пра­вил: В этом воз­расте ха­рак­терно стрем­ле­ние к не­зави­симос­ти и про­тест про­тив ус­та­нов­ленных пра­вил, что мо­жет вклю­чать от­каз от ре­гуляр­но­го при­ема ле­карств.
  • Стиг­ма­тиза­ция и дис­кри­мина­ция:
    • Со­ци­аль­ное дав­ле­ние: Страх, что сверс­тни­ки уз­на­ют о ди­аг­но­зе и нач­нут из­бе­гать или тра­вить.
    • От­каз от ле­чения из-за стра­ха осуж­де­ния: Из-за стра­ха быть от­вер­гну­тыми под­рос­тки мо­гут из­бе­гать при­ема пре­пара­тов в об­щес­твен­ных мес­тах.
  • Ин­форма­ция и под­дер­жка:
    • Не­дос­та­ток зна­ний: Под­рос­тки мо­гут не по­нимать важ­ности ре­гуляр­но­го при­ема пре­пара­тов и пос­ледс­твий не­соб­лю­дения ре­жима ле­чения.
    • Не­дос­та­ток под­дер­жки: На­личие или от­сутс­твие под­дер­жки со сто­роны семьи, дру­зей и ме­дицин­ских спе­ци­алис­тов вли­яет на при­вер­женность те­рапии.
  • Ре­жим и рас­по­рядок дня:
    • За­быв­чи­вость: Под­рос­тки мо­гут за­бывать при­нимать ле­карс­тва из-за плот­но­го гра­фика уче­бы, со­ци­аль­ных ме­роп­ри­ятий и дру­гих ак­тивнос­тей.
    • Не­удобс­тво при­ема ле­карств: Не­кото­рые пре­пара­ты мо­гут тре­бовать осо­бых ус­ло­вий хра­нения или при­ема, что мо­жет быть не­удоб­но в школь­ной или со­ци­аль­ной об­ста­нов­ке.
  • По­боч­ные эф­фекты:
    • Не­гатив­ное вли­яние на са­мочувс­твие: По­боч­ные эф­фекты ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии мо­гут вы­зывать дис­комфорт, что умень­ша­ет же­лание про­дол­жать ле­чение.
    • Внеш­ние из­ме­нения: Не­кото­рые ле­карс­тва мо­гут вы­зывать из­ме­нения во внеш­ности, что осо­бен­но чувс­тви­тель­но для под­рос­тков.

Бла­гот­во­ритель­ный Фонд «Де­ти+» приг­ла­ша­ет на ин­ди­виду­аль­ные и груп­по­вые за­нятия для под­рос­тков, нап­равлен­ные на то, что­бы:

  • Справ­лять­ся со стиг­мой: Ра­бота с пси­холо­гом и учас­тие в груп­пах под­дер­жки по­мога­ют де­тям справ­лять­ся с со­ци­аль­ной стиг­мой и стро­ить уве­рен­ность в се­бе.
  • По­лучить прав­ди­вую ин­форма­цию о за­боле­вании, на­выки при­вер­женнос­ти.
  • Под­го­тов­ку ко взрос­лой жиз­ни: Обу­чение на­выкам са­мо­уп­равле­ния и са­мос­то­ятель­но­го кон­тро­ля за сво­им здо­ровь­ем, что­бы они мог­ли ус­пешно ин­тегри­ровать­ся во взрос­лую жизнь.
  • Раз­ви­тие на­выков, не­об­хо­димых для ус­пешной жиз­ни в сов­ре­мен­ном об­щес­тве: на­выки об­ще­ния, пла­ниро­вания, уп­равле­ния эмо­ци­ями, про­фори­ен­та­ция.
  • Фор­ми­рова­ние при­вер­женнос­ти ле­чению: Ра­бота с под­рос­тка­ми для обес­пе­чения ре­гуляр­но­го при­ема пре­пара­тов и по­нима­ния важ­ности те­рапии.

Для по­луче­ния бо­лее под­робной ин­форма­ции вы мо­жете поз­во­нить по те­лефо­ну +7 (916) 230-05-05 или на­писать со­об­ще­ние на WhatsApp +7 (916) 801-01-88

Профилактика ВИЧ у детей. Что делать матери до, во время и после родов

Каж­дая бе­ремен­ная жен­щи­на, встав­шая на учет в жен­ской кон­суль­та­ции, дол­жна прой­ти тес­ти­рова­ние на ВИЧ: при пер­вом об­ра­щении, в треть­ем три­мес­тре, а так­же при пос­тупле­нии на ро­ды. В слу­чае вы­яв­ле­ния по­ложи­тель­но­го или сом­ни­тель­но­го ре­зуль­та­та жен­щи­на сра­зу нап­равля­ет­ся на кон­суль­та­цию в Центр СПИ­Да для уточ­не­ния ди­аг­но­за.

Про­филак­ти­ка пе­реда­чи ВИЧ от ма­тери ре­бен­ку на­чина­ет­ся за­дол­го до за­чатия. Ес­ли у вас ВИЧ, важ­но со­об­щить об этом ва­шему вра­чу на эта­пе пла­ниро­вания бе­ремен­ности. Врач мо­жет пред­ло­жить вам прой­ти курс ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии (АРТ) для сни­жения ви­рус­ной наг­рузки в ор­га­низ­ме.

Для то­го, что­бы про­филак­ти­ровать пе­реда­чу ВИЧ от ма­тери к ре­бен­ку важ­но не­замед­ли­тель­но на­чать при­ем ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии, ко­торую про­пишет врач. Это глав­ный спо­соб про­филак­ти­ки пе­реда­чи ВИЧ ре­бен­ку.

Ан­ти­рет­ро­вирус­ные пре­пара­ты нуж­но при­нимать не толь­ко во вре­мя бе­ремен­ности, но и во вре­мя и пос­ле ро­дов, а еще из­бе­гать груд­но­го вскар­мли­вания и сле­дить за здо­ровь­ем ма­лыша.
С лю­бовью и за­ботой де­лим­ся бро­шюрой, ко­торая под­ска­жет план дей­ствий, ес­ли Вас нап­ра­вили в Центр СПИД, ка­кие ша­ги пред­при­нять для то­го, что­бы ро­дить здо­рово­го ре­бен­ка, чем от­ли­ча­ет­ся бе­ремен­ность и ро­ды у жен­щин с ВИЧ, уход за ре­бен­ком и схе­ма об­сле­дова­ния в пер­вые го­ды жиз­ни ма­лыша, по­лез­ная ин­форма­ция о ро­дах в це­лом, а так­же по­лез­ная ли­тера­тура для мам.

Ссыл­ка на бро­шюру

Вы так­же мо­жете об­ра­тить­ся в БФ «Де­ти+» за кон­суль­та­ци­ей спе­ци­алис­тов, а так­же при­нять учас­тие в на­шей Шко­ле под­го­тов­ки к бе­ремен­ности и ро­дам для жен­щин, жи­вущих с ВИЧ «Плюс жизнь». На­ша шко­ла да­ёт жен­щи­нам зна­ния и под­дер­жку по воп­ро­сам под­го­тов­ки к бе­ремен­ности, ро­дам и по­яв­ле­нию ма­лыша, с учё­том их ВИЧ-по­ложи­тель­но­го ста­туса.

В ко­ман­де Шко­лы: врач-ин­фекци­онист, ги­неко­лог, аку­шер­ка, пе­ди­атр, юрист, пси­холог, рав­ные кон­суль­тан­ты.

За­писать­ся на за­нятия мож­но по те­лефо­ну +7 (965) 108-23-62

Диагностика ВИЧ инфекции у детей

Ди­аг­ности­ка ВИЧ ин­фекции у де­тей вклю­ча­ет ана­лизы на оп­ре­деле­ние ви­рус­ной РНК и со­от­но­шение CD-4 кле­ток. Чем рань­ше бу­дет пос­тавлен ди­аг­ноз, тем эф­фектив­нее бу­дет ле­чение дет­ской ВИЧ.

Обыч­но ди­аг­ности­ка вклю­ча­ет:

  • ПЦР-тес­ты: Ис­поль­зу­ют­ся для оп­ре­деле­ния на­личия ви­рус­ной РНК.
  • Ана­лизы кро­ви: Оп­ре­деля­ют уро­вень CD-4 кле­ток, ко­торые по­мога­ют оце­нить сос­то­яние им­мунной сис­те­мы.
  • Ре­гуляр­ные об­сле­дова­ния: Важ­но про­водить ре­гуляр­ные об­сле­дова­ния для мо­нито­рин­га сос­то­яния ре­бен­ка.
Куда обратиться, если у ребенка ВИЧ?

Ес­ли у ре­бен­ка ВИЧ, важ­но об­ра­тить­ся к спе­ци­алис­там, ко­торые по­могут с ди­аг­ности­кой ВИЧ ин­фекции, наз­на­чат не­об­хо­димую те­рапию и ока­жут под­дер­жку. В Рос­сии су­щес­тву­ет мно­жес­тво ор­га­низа­ций и фон­дов, го­товых по­мочь та­ким семь­ям.

Медицинские учреждения

Ес­ли у ва­шего ре­бен­ка об­на­руже­на ВИЧ-ин­фекция, врач нап­ра­вит вас в Центр СПИ­Да. Не сто­ит бо­ять­ся — та­кие цен­тры су­щес­тву­ют для то­го, что­бы ока­зывать не­об­хо­димую под­дер­жку и по­мощь. Се­год­ня в на­шей стра­не бо­лее мил­ли­она лю­дей жи­вут с ВИЧ, и они жи­вут пол­но­цен­ной жизнью. Очень важ­но встать на учет в Центр СПИ­Да, вы по­лучи­те кон­суль­та­цию вра­ча-ин­фекци­онис­та и бес­плат­ную ан­ти­рет­ро­вирус­ную те­рапию. Спи­сок ре­ги­ональ­ных цен­тров про­филак­ти­ки и борь­бы со СПИ­Дом.

Благотворительные организации

Нап­ри­мер, Бла­гот­во­ритель­ный Фонд «Де­ти+» ока­зыва­ет под­дер­жку семь­ям, зат­ро­нутым ВИЧ.

Вы мо­жете об­ра­тить­ся за бес­плат­ной ква­лифи­циро­ван­ной по­мощью в БФ «Де­ти+». Ко­ман­да фон­да обя­затель­но ус­лы­шит вас и пос­та­ра­ет­ся по­мочь.

Вы мо­жете по­лучить та­кую по­мощь как:

  • По­мощь пси­холо­га по воп­ро­сам: объ­яс­не­ние ди­аг­но­за ре­бен­ку, под­дер­жка пос­ле рас­кры­тия ди­аг­но­за, по­мощь с эмо­ци­ональ­ны­ми труд­ностя­ми, дет­ско-ро­дитель­ски­ми от­но­шени­ями, про­фори­ен­та­ция.
  • Учас­тие в ро­дитель­ском со­об­щес­тве: груп­па под­дер­жки для ро­дите­лей де­тей, жи­вущих с ВИЧ, а так­же за­нятия, нап­равлен­ные на по­луче­ние гра­мот­ной ин­форма­ции о ВИЧ-ин­фекции и об­ре­тение на­выков эф­фектив­но­го об­ще­ния с под­рос­тка­ми.
  • Ин­ди­виду­аль­ные и груп­по­вые пси­холо­гичес­кие за­нятия для де­тей по под­го­тов­ке к объ­яс­не­нию ди­аг­но­за, при­нятию, раз­ви­тию пси­холо­гичес­ких на­выков, не­об­хо­димых для ус­пешной жиз­ни в сов­ре­мен­ном об­щес­тве.
  • Кон­суль­та­ции рав­ных кон­суль­тан­тов — лю­дей, жи­вущих с ВИЧ; жен­щин с ВИЧ с ус­пешным опы­том бе­ремен­ности и ро­дов.
  • Кон­суль­та­ции юрис­та по воп­ро­сам свя­зан­ным с ди­аг­но­зом, раз­во­дом, опе­ки над деть­ми, пра­вам и обя­зан­ностям в те­ме ВИЧ и др.
  • Клуб для мам — груп­па вза­имо­помо­щи для жен­щин жи­вущих с ВИЧ, ку­да мож­но прий­ти и с деть­ми, и ими зай­мут­ся на­ши во­лон­те­ры-ани­мато­ры.
  • Чат-бот в те­лег­рамм с на­поми­нани­ями о при­ёме ле­карств.
  • Шко­ла под­го­тов­ки к бе­ремен­ности и ро­дам для жен­щин жи­вущих с ВИЧ и их пар­тне­ров (он­лайн и оч­ные за­нятия) «Плюс жизнь».
  • «Аз­бу­ка при­вер­женнос­ти» — цикл он­лайн за­нятий для лю­дей, жи­вущих с ВИЧ, их пар­тне­ров и близ­ких.

Для по­луче­ния бо­лее под­робной ин­форма­ции вы мо­жете поз­во­нить по те­лефо­ну +7 (916) 230-05-05 или на­писать со­об­ще­ние на WhatsApp +7 (916) 801-01-88

Лечение ВИЧ-инфекции у детей. Антиретровирусная терапия у детей

Ле­чение ВИЧ ин­фекции у де­тей вклю­ча­ет ис­поль­зо­вание ан­ти­рет­ро­вирус­ных пре­пара­тов, ко­торые не унич­то­жа­ют ВИЧ в ор­га­низ­ме, по­мога­ют «за­моро­зить» ин­фекцию, не да­вая ей раз­ви­вать­ся. ВИЧ те­рапия по­мога­ет кон­тро­лиро­вать ви­рус­ную наг­рузку и под­держи­вать здо­ровье ре­бен­ка.

Ле­чение обыч­но вклю­ча­ет:

  • Ан­ти­рет­ро­вирус­ные пре­пара­ты: Трех пре­пара­тов, вклю­чая ин­ги­бито­ры об­ратной транс­крип­та­зы.
  • Ре­гуляр­ные про­вер­ки: Мо­нито­ринг ви­рус­ной наг­рузки и со­от­но­шения CD-4 кле­ток.
  • По­боч­ные эф­фекты: Уп­равле­ние по­боч­ны­ми эф­фекта­ми ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии.
Зачем пить терапию? И что будет, если ее не принимать?

При­ем те­рапии у де­тей жиз­ненно ва­жен. Без ле­чения ВИЧ ин­фекция мо­жет прог­ресси­ровать, что при­ведет к серь­ез­ным ос­ложне­ни­ям. Те­рапии у де­тей по­мога­ют кон­тро­лиро­вать ви­рус и пре­дот­вра­тить раз­ви­тие СПИ­Да.

Поль­за те­рапии: Сни­жа­ет ви­рус­ную наг­рузку, улуч­ша­ет им­мунную фун­кцию. При при­нятии АРВ те­рапии им­му­нитет че­лове­ка с ВИЧ прак­ти­чес­ки не от­ли­ча­ет­ся от им­му­ните­та здо­рово­го че­лове­ка.

Рис­ки от­ка­за от те­рапии: По­вышен­ный риск прог­ресси­рова­ния ин­фекции, по­яв­ле­ние со­путс­тву­ющих за­боле­ваний, раз­ви­тие СПИ­Да.

Не опасна ли АРТ терапия для детей?

Ан­ти­рет­ро­вирус­ная те­рапия бе­зопас­на для де­тей, ес­ли наз­на­чена и кон­тро­лиру­ет­ся вра­чом. По­боч­ные эф­фекты воз­можны, но они обыч­но кон­тро­лиру­ют­ся и нез­на­читель­ны по срав­не­нию с поль­зой те­рапии.

Почему важно пить АРТ регулярно? Резистентность

Ре­гуляр­ный при­ем ан­ти­рет­ро­вирус­ных пре­пара­тов пре­дот­вра­ща­ет раз­ви­тие ре­зис­тен­тнос­ти ви­руса. Ре­зис­тен­тность к ан­ти­рет­ро­вирус­ной (АРВ) те­рапии оз­на­ча­ет ус­той­чи­вость ви­руса ВИЧ к дей­ствию од­но­го или нес­коль­ких пре­пара­тов, ис­поль­зу­емых в те­рапии. Ког­да ви­рус раз­ви­ва­ет ре­зис­тен­тность, это оз­на­ча­ет, что он пе­рес­та­ет ре­аги­ровать на дей­ствие ле­карств так эф­фектив­но, как это бы­ло ра­нее.

Ос­новные при­чины раз­ви­тия ре­зис­тен­тнос­ти к АРВ вклю­ча­ют:

  • Неп­ра­виль­ное ис­поль­зо­вание ле­карств: Неп­ра­виль­ное соб­лю­дение схе­мы при­ема ле­карств, про­пуск доз или не­регу­ляр­ное при­мене­ние мо­жет спо­собс­тво­вать раз­ви­тию ре­зис­тен­тнос­ти.
  • Му­тации ви­руса: Ви­рус ВИЧ име­ет вы­сокую склон­ность к му­таци­ям, ко­торые мо­гут из­ме­нить струк­ту­ру бел­ков, на ко­торые на­целе­ны пре­пара­ты, и тем са­мым сде­лать ле­карс­тва ме­нее эф­фектив­ны­ми.
  • Пе­рено­симость ле­карств: Не­кото­рые лю­ди мо­гут иметь осо­бен­ности сво­его ор­га­низ­ма, ко­торые де­ла­ют ле­карс­тва ме­нее эф­фектив­ны­ми.

Для пре­дот­вра­щения ре­зис­тен­тнос­ти и обес­пе­чения эф­фектив­ности ле­чения важ­но соб­лю­дать ре­комен­да­ции вра­ча по при­ему ле­карств, сле­дить за ре­гуляр­ностью и точ­ностью при­ема пре­пара­тов, а так­же пе­ри­оди­чес­ки про­ходить тес­ти­рова­ние на ус­той­чи­вость к пре­пара­там. Для это­го важ­но раз­ви­вать у под­рос­тков при­вер­женность те­рапии.

От­каз от ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии мо­жет при­вес­ти к быс­тро­му прог­ресси­рова­нию ВИЧ ин­фекции и раз­ви­тию СПИ­Да. Важ­но соб­лю­дать ре­комен­да­ции вра­чей и не под­да­вать­ся ми­фам о ВИЧ.

Какая психологическая поддержка нужна детям, живущим с ВИЧ?
Как рассказать ребенку о диагнозе?

Пси­холо­гичес­кая под­дер­жка ре­бен­ка на­чина­ет­ся с пси­холо­гичес­кой под­дер­жки ро­дите­лей, ведь семья — са­мый важ­ный ре­сурс для ре­бен­ка. Мно­гие ро­дите­ли стал­ки­ва­ют­ся с труд­ностя­ми, ког­да ду­ма­ют о том, как рас­ска­зать ре­бен­ку о том, что у не­го ВИЧ.

Как подготовить ребенка к раскрытию диагноза

Под­го­тов­ка ре­бен­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за тре­бу­ет де­ликат­ности и по­нима­ния. Важ­но объ­яс­нить, что ВИЧ — это прос­то часть жиз­ни, и что при пра­виль­ном ле­чении ре­бенок мо­жет жить дол­го и счас­тли­во. Важ­но под­го­товить ре­бен­ка за­дол­го до объ­яс­не­ния ди­аг­но­за, а во вре­мя раз­го­вора до­нес­ти, что ВИЧ — это кон­тро­лиру­емое сос­то­яние.

Информация для родителей детей с ВИЧ

Важ­ным фак­то­ром при объ­яс­не­нии ди­аг­но­за ре­бен­ку яв­ля­ет­ся пси­холо­гичес­кая го­тов­ность ро­дите­лей или лиц их за­меща­ющих. Ро­дитель, мо­раль­но и ин­форма­ци­он­но, под­го­тов­ленный к раз­го­вору с ре­бен­ком смо­жет из­ло­жить не­об­хо­димую для не­го ин­форма­цию в дос­тупной фор­ме и бу­дет спо­собен про­яс­нить для ре­бен­ка вол­ну­ющие его воп­ро­сы при рас­кры­тии ди­аг­но­за. В ре­зуль­та­те че­го ре­бен­ку бу­дет лег­че при­нять ин­форма­цию, ос­мыслить ее и встро­ить но­вую ин­форма­цию в свою при­выч­ную кар­ти­ну ми­ра.

При рас­кры­тии ди­аг­но­за, сле­ду­ет учи­тывать воз­раст ре­бен­ка и его эмо­ци­ональ­ное и умс­твен­ное раз­ви­тие. Ес­ли вы ро­дитель ре­бен­ка с ВИЧ, пом­ни­те, что чем рань­ше вы бу­дете го­ворить ре­бен­ку о ви­русе в его кро­ви (без наз­ва­ния ВИЧ) и о важ­ности ме­дицин­ских про­цедур, тем лег­че бу­дет ре­бен­ку встра­ивать ин­форма­цию о бо­лез­ни в при­выч­ную жизнь.

До 10 лет: важ­но со­об­щать ре­бен­ку о ви­русе в кро­ви, как он вли­яет на клет­ки кро­ви, об­суждать с ре­бен­ком важ­ность ме­дицин­ских про­ем про­цедур.

Не нуж­но при­думы­вать ре­бен­ку не су­щес­тву­ющие у не­го за­боле­вания или пу­гать его смертью. Важ­но не об­ма­нывать ре­бен­ка — ведь он не пь­ет ви­тамин­ки, при­нимая АРВ те­рапию. Ре­бенок дол­жен адек­ватно фор­ми­ровать пред­став­ле­ние о сво­ем здо­ровье и не наг­ру­жать се­бя лиш­ней тре­вогой.

10–14 лет: Рас­кры­тие аб­бре­ви­ату­ры ВИЧ, пу­ти его пе­реда­чи, важ­ность при­ема ле­карств (как имен­но они под­жи­ва­ют здо­ровье), об­сужде­ние жиз­ни с ди­аг­но­зом (же­латель­но, что­бы у вас бы­ли при­меры ок­ру­жа­ющих вас лю­дей с дан­ным ди­аг­но­зом), об­сужде­ние ко­му ре­бенок мо­жет рас­ска­зывать про за­боле­вание.

От 14 лет: Об­сужде­ние по­ловой жиз­ни (под­держа­ние сек­су­аль­но­го здо­ровья, пу­ти пе­реда­чи по­ловым пу­тем), об­сужде­ние от­ли­чия ВИЧ от СПИ­Да, при­вер­женность те­рапии, под­дер­жка ре­бен­ка.

Пе­ред тем как рас­крыть ди­аг­ноз, от­веть­те се­бе на воп­ро­сы:

  1. Что вы зна­ете о ВИЧ;
  2. Чем от­ли­ча­ет­ся ВИЧ от СПИ­Да;
  3. Пу­ти пе­реда­чи;
  4. Как под­держи­вать свое здо­ровье;
  5. Ми­фы, ко­торые вы зна­ете о ВИЧ;
  6. Ка­кие ог­ра­ниче­ния есть у че­лове­ка с ВИЧ и СПИД;
  7. Ка­кие чувс­тва вы ис­пы­тыва­ете, ког­да ду­ма­ете, что вам нуж­но рас­крыть ре­бен­ку ди­аг­ноз;
  8. Как вы ду­ма­ете, с ка­кими слож­ностя­ми вам при­дет­ся стол­кнуть­ся? Го­товы ли вы к ним;
  9. Что бу­дет чувс­тво­вать ваш ре­бенок при рас­кры­тии ди­аг­но­за? Как вы мо­жете об­легчить его сос­то­яние;
  10. Есть ли у вас зна­комые с по­ложи­тель­ным ста­тусом, име­ющие пол­но­цен­ную жизнь.

От­ве­чай­те на эти воп­ро­сы ос­но­ватель­но, ес­ли вы по­нима­ете, что у вас не­дос­та­точ­но ин­форма­ции, рас­ширь­те свое ви­дение о ди­аг­но­зе. Ин­форма­ция для ре­бен­ка дол­жна пред­ста­вить­ся в пол­ном объ­ёме, для то­го, что­бы ре­бенок имел чет­кое пред­став­ле­ние о бо­лез­ни.

Ре­бен­ку нуж­но по­мочь ос­мыслить и пе­режить по­лучен­ную ин­форма­цию. Рас­кры­тие ди­аг­но­за про­ис­хо­дит толь­ко в бе­зопас­ной, до­вери­тель­ной об­ста­нов­ке.

Ес­ли вы по­нима­ете, что у вас не­дос­та­точ­но зна­ний и мно­го тре­воги по рас­кры­тию ди­аг­но­за, об­ра­титесь к спе­ци­алис­там, ко­торые смо­гут ока­зать вам ин­форма­ци­он­ную и пси­холо­гичес­кую под­дер­жку, что зна­читель­но сни­зит уро­вень ва­шей тре­воги и по­может под­держать ва­шего ре­бен­ка.
Убе­див­шись, что вы вла­де­ете пол­ным объ­ёмом ин­форма­ции и дос­та­точ­но ус­той­чи­вы, к то­му, что­бы вы­дер­жать раз­го­вор с ре­бен­ком, уде­лив ему столь­ко вни­мания, сколь­ко это бу­дет не­об­хо­димо для раз­го­вора, под­го­товь­тесь к са­мому раз­го­вору.

  1. Сос­тавь­те план бе­седы.
  2. Про­думай­те ин­форма­цию, ко­торую бу­дете го­ворить ре­бен­ку со­от­ветс­твен­но его воз­расту.
  3. Об­ду­май­те, ка­кие воп­ро­сы за­хочет за­дать вам ваш ре­бенок, и с ка­кой ре­ак­ци­ей вы мо­жете стол­кнуть­ся.
  4. Пом­ни­те, чем боль­ше у ре­бен­ка дос­то­вер­ной ин­форма­ции, тем мень­ше у не­го по­водов для не­обос­но­ван­ных фан­та­зий

За­час­тую ро­дите­ли стал­ки­ва­ют­ся со сво­им чувс­твом ви­ны и сты­да, что ос­ложня­ет раз­го­вор или про­ис­хо­дит от­кла­дыва­ние на не­оп­ре­делен­ный срок. Ес­ли вы ло­вите се­бя на дан­ных чувс­твах, же­латель­но об­ра­тить­ся за под­дер­жкой к спе­ци­алис­ту, ко­торый в доб­ро­жела­тель­ной ат­мосфе­ре по­может ра­зоб­рать­ся и при­мирить­ся с дан­ны­ми пе­режи­вани­ями.

Пом­ни­те! Чем боль­ше у ре­бен­ка прав­ди­вой ин­форма­ции о ди­аг­но­зе, по­ложи­тель­ных при­меров жиз­ни с ди­аг­но­зом дру­гих лю­дей, тем боль­ше у ре­бен­ка по­нима­ния то­го, что с ним про­ис­хо­дит и по­выше­ние ощу­щения кон­тро­ля над сво­ей жизнью и при­нятия от­ветс­твен­ности за пос­ледс­твия.
Так­же, чем боль­ше тре­воги и не­ус­той­чи­вос­ти в дан­ном воп­ро­се у вас, тем боль­ше не­уве­рен­ности и тре­воги у ва­шего ре­бен­ка! Ес­ли вы ощу­ща­ете свое бес­си­лие и не­воз­можность рас­крыть ди­аг­ноз ре­бен­ку, об­ра­титесь к ме­дицин­ским ра­бот­ни­кам и пси­холо­гам ва­шего го­рода.

Де­ти, ко­торые уз­на­ют про свой ди­аг­ноз ис­пы­тыва­ют ряд серь­ёз­ных и слож­ных эмо­ций: страх за се­бя и свое бу­дущее (я ско­ро ум­ру), страх от­верже­ния об­щес­твом, стыд за свою ина­ковость, злость и не­нависть на тех, кто «наг­ра­дил» ди­аг­но­зом, бес­си­лие пе­ред бо­лезнью, все это по­рож­да­ет стрес­со­вую ре­ак­цию ор­га­низ­ма. Под­рос­тку нуж­но вре­мя и боль­шая под­дер­жка со сто­роны, для то­го что­бы ре­бенок смог пе­режить и при­нять свой ди­аг­ноз. А по­ка бу­дет про­ис­хо­дить при­нятие, ре­бенок, очу­тив­ший­ся в си­ту­ации стрес­са мо­жет иметь приз­на­ки де­задап­та­ции, вследс­твие че­го ре­бенок мо­жет де­монс­три­ровать ухуд­ше­ние по­веде­ния, не­кон­тро­лиру­емую ярость или про­вока­тив­ное по­веде­ние, по­выше­ние уров­ня тре­воги, раз­дра­жение, мо­жет по­явить­ся со­ци­аль­ная зам­кну­тость.

В этот пе­ри­од ре­бенок в боль­шей сте­пени нуж­да­ет­ся в под­дер­жке семьи и пси­холо­гичес­ких служб. Ре­бен­ку не­об­хо­димо мак­си­маль­но рас­ска­зать о ди­аг­но­зе, обес­пе­чить его при­мера­ми ус­пешной жиз­ни дру­гих ВИЧ-ин­фи­циро­ван­ных лю­дей. По­мочь ра­зоб­рать­ся с воз­ни­ка­ющи­ми чувс­тва­ми, ин­тегри­ровать их, пе­режить их. По воз­можнос­ти, обес­пе­чить груп­пой под­дер­жки, на ко­торой ре­бенок пой­мет, что он не один и уз­на­ет, как дру­гие справ­ля­ют­ся со сво­ими слож­ностя­ми и как выс­тра­ива­ют жизнь, имея ВИЧ по­ложи­тель­ный ста­тус.

Поддержка после того, как подростку рассказали о диагнозе

Пос­ле то­го как под­росток уз­нал о сво­ем ди­аг­но­зе не­об­хо­димо, что­бы он смог его при­нять. При­нятие ди­аг­но­за оз­на­ча­ет, что под­росток по­нима­ет и при­нима­ет тот факт, что у не­го есть ВИЧ-ин­фекция. Это вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко осоз­на­ние то­го, что ин­фекция есть, но и то, как она мо­жет пов­ли­ять на его здо­ровье и жизнь в бу­дущем.

Ког­да под­росток при­нима­ет ди­аг­ноз, он луч­ше по­нима­ет, что ему нуж­но де­лать для сво­его здо­ровья. Это вклю­ча­ет соб­лю­дение всех ре­комен­да­ций вра­чей, та­ких как при­нятие ле­карств и из­ме­нение об­ра­за жиз­ни. Это так­же по­мога­ет под­рос­тку эмо­ци­ональ­но справ­лять­ся с си­ту­аци­ей, вклю­чая пе­режи­вание стра­хов и тре­воги, свя­зан­ных с ВИЧ.

При­нятие ди­аг­но­за по­мога­ет под­рос­тку чувс­тво­вать се­бя бо­лее уве­рен­но и спо­кой­но, что важ­но для под­держа­ния его здо­ровья и хо­роших от­но­шений с ок­ру­жа­ющи­ми.

Что мо­жет де­лать ро­дитель, что­бы по­мочь ре­бен­ку при­нять ди­аг­ноз:

  1. Рас­ши­рять зна­ния под­рос­тка о ВИЧ: до­носить мысль о том, что ВИЧ — не при­говор, с ним мож­но жить пол­но­цен­ной жизнью, нуж­но толь­ко при­нимать те­рапию. Объ­яс­нять, что ес­ли че­ловек с ВИЧ при­нима­ет те­рапию, то он не опа­сен для ок­ру­жа­ющих, мо­гут за­водить семьи и иметь здо­ровых де­тей.
  2. Под­рос­тку бо­лее стар­ше­го воз­раста мож­но спо­кой­но рас­ска­зать о том, что в об­щес­тве, дей­стви­тель­но есть пред­рассуд­ки нас­чет ВИЧ-ин­фекции. Ведь под­росток мо­жет нат­кнуть­ся на стиг­ма­тизи­ру­ющие ком­мента­рии в ин­терне­те, рас­те­рять­ся и не по­нять, чем это выз­ва­но. А еще ху­же, ес­ли ус­лы­шит ка­кие-то не­лицеп­ри­ят­ные шут­ки от сверс­тни­ков на эту те­му. Мож­но объ­яс­нить, что, ког­да ВИЧ-ин­фекция по­яви­лась впер­вые, мно­гие лю­ди ис­пы­тыва­ли силь­ный страх. Счи­талось, что ВИЧ мо­гут бо­леть толь­ко оп­ре­делен­ные груп­пы лю­дей. Од­на­ко со вре­менем ста­ло яс­но, что ВИЧ мо­жет быть ин­фи­циро­ван лю­бой че­ловек. Да­же ре­бенок. При­мер это­му — вспыш­ка ВИЧ в Элис­те в прош­лом ве­ке. Сей­час, бла­года­ря боль­ше­му дос­ту­пу к ин­форма­ции, мо­лодое по­коле­ние ли­шено мно­жес­тва сте­ре­оти­пов и мо­жет адек­ватнее вос­при­нимать ин­форма­цию о том, что, нап­ри­мер, у дру­га есть ВИЧ. Но всё же сто­ит ак­ку­рат­но под­хо­дить к вы­бору то­му, с кем де­лить­ся ин­форма­ци­ей о ди­аг­но­зе. Рас­ска­жите о том, как мож­но по­нять, что че­лове­ку мож­но до­верять. Да и всег­да ли нуж­но об этом го­ворить?
  3. Най­ди­те со­об­щес­тво де­тей со схо­жим опы­том. Это мо­гут быть до­суго­вые ме­роп­ри­ятия или пси­холо­гичес­кие за­нятия для де­тей, жи­вущих с ВИЧ. Нап­ри­мер, БФ «Де­ти+» пре­дос­тавля­ет бес­плат­ные груп­по­вые за­нятия для де­тей с ВИЧ, нап­равлен­ные на при­нятие ди­аг­но­за, раз­ви­тие на­выков 21 ве­ка, про­фори­ен­та­цию.

Груп­по­вые за­нятия фор­ми­ру­ют под­рос­тко­вое со­об­щес­тво: бе­зопас­ную сре­ду для об­сужде­ния ак­ту­аль­ных для под­рос­тков тем, не толь­ко свя­зан­ных с ВИЧ, но и с ины­ми пе­режи­вани­ями под­рос­тко­вого воз­раста. Под­рос­тки мо­гут по­делить­ся сво­им опы­том и уз­нать о жиз­ненных стра­теги­ях дру­гих под­рос­тков.

Бла­года­ря груп­по­вым встре­чам под­рос­тки по­нима­ют, что они не од­ни. Это сни­жа­ет чувс­тво изо­ляции и ук­репля­ют са­мо­оцен­ку.

Для по­луче­ния бо­лее под­робной ин­форма­ции вы мо­жете поз­во­нить по те­лефо­ну +7 (916) 230-05-05 или на­писать со­об­ще­ние на WhatsApp +7 (916) 801-01-88

  1. Пом­ни­те, что ВИЧ-ин­фекция — да­леко не единс­твен­ная те­ма, о ко­торой нуж­но го­ворить с под­рос­тком. ВИЧ — это лишь не­боль­шая часть жиз­ни, ко­торая тре­бу­ет чуть боль­шей от­ветс­твен­ности. Эта от­ветс­твен­ность нуж­на для то­го, что­бы под­росток жил пол­но­цен­ной жизнью, в ко­торой есть мес­то для лю­бимых за­нятий, об­ще­ния с друзь­ями, пла­ниро­вания бу­дуще­го, семьи. Об­щай­тесь с ре­бен­ком о его ин­те­ресах, о том, что ему важ­но, выс­тра­ивай­те до­вери­тель­ные от­но­шения — это не­отъ­ем­ле­мая часть по­мощи под­рос­тку в при­нятии ди­аг­но­за.
  2. В слу­чае воз­никно­вения труд­ностей, не бой­тесь про­сить о по­мощи спе­ци­алис­тов. Ин­ди­виду­аль­ные за­нятия с пси­холо­гом по­мога­ют по­лучить не­об­хо­димую ин­форма­цию о ВИЧ-ин­фекции, ре­гули­ровать эмо­ци­ональ­ную ре­ак­цию на ди­аг­ноз, вклю­чая страх и тре­вож­ность, а так­же под­держать в пре­одо­лении стиг­ма­тиза­ции и раз­ви­тие стра­тегий адап­та­ции к со­ци­уму.
Что делать, чтобы ребенка не травили в школе?

Пом­ни­те, что лю­ди, жи­вущие с ВИЧ, име­ют за­коно­датель­ную под­дер­жку. Сог­ласно за­коно­датель­ству, вклю­чая Фе­дераль­ный за­кон «О пре­дуп­режде­нии рас­простра­нения в РФ за­боле­вания, вы­зыва­емо­го ВИЧ», ин­форма­ция о ВИЧ-ста­тусе ре­бен­ка яв­ля­ет­ся вра­чеб­ной тай­ной. Это зна­чит, что ра­бот­ни­ки об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний не уме­ют пра­ва тре­бовать у уче­ников справ­ку о ВИЧ-ин­фекции. Ес­ли же они по ка­кой-то при­чине зна­ют о по­ложи­тель­ном ста­тусе, обя­заны соб­лю­дать кон­фи­ден­ци­аль­ность и не раз­гла­шать ВИЧ-ста­тус ре­бен­ка без сог­ла­сия его ро­дите­лей или опе­кунов. Это зна­чит, что да­же учи­теля и вос­пи­тате­ли не мо­гут со­об­щить дру­гим ро­дите­лям о на­личии ВИЧ у ре­бен­ка, ведь важ­ной их ра­ботой яв­ля­ет­ся обес­пе­чение бе­зопас­ности уче­ников и вос­пи­тан­ни­ков.

Ска­жите, ре­бен­ку, что сто­ит раз­борчи­во под­хо­дить к по­ис­ку дру­зей и пар­тне­ра. Это ак­ту­аль­но для всех, но, ес­ли у под­рос­тка ВИЧ — это да­ет до­пол­ни­тель­ную при­чину, и воз­можно, да­же мо­жет убе­речь от мно­гих неп­ри­ят­ных ис­то­рий не толь­ко свя­зан­ных с ВИЧ, ведь ре­бенок бу­дет бо­лее вни­мате­лен к сво­ему ок­ру­жению. Пре­дуп­ре­дите, что ес­ли ре­бенок хо­чет рас­ска­зать о сво­ем ста­тусе дру­гу или пар­тне­ру, он мо­жет за­ранее пре­дуп­ре­дить об за­коне о кон­фи­ден­ци­аль­нос­ти. Ес­ли тот, ко­му ре­бенок рас­ска­зал о ди­аг­но­зе, за­хочет по­делить­ся с пос­то­рон­ним, он мо­жет быть прив­ле­чен к от­ветс­твен­ности, в том чис­ле за­коно­датель­ной.

Ес­ли вы все-та­ки стол­кну­лись с трав­лей, бо­роть­ся с ней в оди­ноч­ку мо­жет быть неп­росто, осо­бен­но, ес­ли ад­ми­нис­тра­ция, учи­теля и ро­дите­ли не на ва­шей сто­роне. Пом­ни­те, что вы мо­жете об­ра­тить­ся с по­мощью в по­мога­ющие ор­га­низа­ции. Глав­ная под­дер­жка для ре­бен­ка в этой си­ту­ации — семья. Будь­те на сто­роне ре­бен­ка, объ­яс­няй­те ему, что это не его ви­на, с ним все в по­ряд­ке. Иног­да луч­ший вы­ход — по­менять шко­лу по собс­твен­но­му же­ланию.

Пом­ни­те, что ре­бен­ка не име­ют пра­ва ис­клю­чить из шко­лы на ос­но­вании га­ран­тии по­луче­ния об­ра­зова­ния без дис­кри­мина­ции по сос­то­янию здо­ровья: «Граж­да­не Рос­сий­ской Фе­дера­ции име­ют пра­во на об­ра­зова­ние вне за­виси­мос­ти от по­ла, ра­сы, на­ци­ональ­нос­ти, язы­ка, про­ис­хожде­ния, мес­та жи­тель­ства, ре­лиги­оз­ных взгля­дов, убеж­де­ний, при­над­лежнос­ти к об­щес­твен­ным ор­га­низа­ци­ям, воз­раста и сос­то­яния здо­ровья…» (статья 5 За­кон РФ «Об об­ра­зова­нии» от 10 и­юля 1992 г. N 3266-1).

Могут ли дети с ВИЧ прожить полноценную жизнь?

Де, де­ти с ВИЧ мо­гут про­жить пол­но­цен­ную и счас­тли­вую жизнь, ес­ли им бу­дет обес­пе­чена со­от­ветс­тву­ющая ме­дицин­ская, пси­холо­гичес­кая и со­ци­аль­ная под­дер­жка. Бла­гот­во­ритель­ный Фонд «Де­ти+» го­тов под­держать вас на этом пу­ти. Мы пре­дос­тавля­ем по­мощь и под­дер­жку семь­ям, зат­ро­нутым ВИЧ, и де­ла­ем все воз­можное, что­бы де­ти с ВИЧ мог­ли жить счас­тли­вой и пол­но­цен­ной жизнью. Об­ра­щай­тесь к нам за под­дер­жкой и ин­форма­ци­ей, и мы по­можем вам спра­вить­ся с лю­быми труд­ностя­ми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *