Рекомендации специалистам, работающим с детьми+ по сказке

Рекомендации специалистам (психологам, педагогам), работающим с детьми+ по сказке

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это эффективный прием, который в мягкой и ненавязчивой форме помогает выявить и устранить психологические проблемы, как детей, так и взрослых. Услышав историю, ребенок анализирует ситуацию, в которой оказался главный герой, примеряет на себя чувства персонажей из сказки. Если проблема, озвученная в этот момент, похожа на то, что происходит с ребенком, он идентифицирует героя с собой и получает возможный вариант выхода из затруднения. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, ребенок как бы ныряет внутрь повествования, вживается в саму историю, происходит идентификация с наиболее близким одушевленным персонажем. В этот момент ребенок встает на место другого, чувствует что-то похожее или отличное от него самого. Тем самым развивается способность ребенка к децентрации: принятию роли другого человека, возможности смотреть на мир с разных точек зрения.

Сказка помогает увидеть и понять свои затруднения и найти выход из сложной ситуации. Ребенок не просто слушает о приключениях, с помощью полученных знаний о преодолении трудностей героев сказки, он вырабатывает свою собственную модель поведения в подобных ситуациях, встраивает его в свой сценарий жизни.

Слушая сказку, ребенок неосознанно выносит тот смысл, который сейчас для него наиболее важен и созвучен. Читая одну и ту же сказку в разное время, дети делают акценты на разные аспекты, которые актуальны в данный момент жизни.

Сказкотерапия привлекает детей и взрослых тем, что в ней отсутствуют нравоучения, авторитарность. Наличие тайны притягивает внимание и возникает желание узнать продолжение. Нечетко обозначенное место действия, намеки, метафоры — все это позволяет разгуляться фантазии.

Увлечь человека может только сказка, которая ему близка по переживаниям и сложившейся ситуации.

Сказка «Капельки здоровья»

Сказка появилась благодаря материалу, полученному в ходе работы (в индивидуальном и групповом формате) с ВИЧ-инфицированными детьми (ВИЧ+), которых мы подготавливали к раскрытию диагноза. В ее основе их трудности, чувства, переживания, сомнения.

К нам приходили дети, которые не знали свой диагноз, боялись, что с ними что-то не так и одновременно хотели знать, что происходит с их здоровьем. И нам надо было как- то начинать разговор, а что может быть для ребенка лучшим приглашением к общению, чем сказка? Мы сочиняли сказку по тем моментам, которые выделяли сами дети. И даже имя Витрикус придумали не мы, а подростки на групповом тренинге. Мы задумывали коротенькую сказку, но дети хотели продолжения и подкидывали нам все больше своих историй и идей. Сейчас у нас уже лежит толстая папка с детскими рисунками, по которым мы отслеживали, какие моменты вызывают эмоциональный ответ.

Сказка «Капельки здоровья» направлена на решение конкретной проблемы. Она позволяет в проективной форме подготовить ребенка к получению информации о диагнозе ВИЧ-инфекция, сформировать у него адекватные установки по отношению к заболеванию. Необходимая для ребенка информация о вирусе «упакована» в привычный и комфортный для детей формат сказки с традиционными персонажами: царь и царица, принц, знахарь, чудовище, приключения и волшебство. Таким образом, те стороны реальности, которые необходимо осознать ребенку, предстают перед ним в метафорической форме, позволяющей менее «болезненно» прикоснуться к данной теме.

Сказочные метафоры позволяют ребенку обрести представление о вирусе и способах его «укрощения», а также о здоровом образе жизни. Форма изложения сказки позволяет пережить тему своей «избранности», особенности, одиночества, формирует представление о разумных способах сообщения другим своего диагноза. Но попутно в ней решаются и другие немаловажные задачи: научиться ценить близких людей и дружбу, освоиться в социуме, где не принимают заболевание, справляться с тяжелыми чувствами — страх, злость, непонимание, растерянность; сформировать положительное поведение, понять свои жизненные ценности. Плохой поступок имеет последствия. Приключения и испытания, выпавшие на долю главного героя, делают его сильнее и мудрее. Дойдя до конца, не сворачивая с намеченной цели — получаешь вознаграждение. У нашей сказки хороший конец, что дает ребенку чувство психологической защищенности.

Мы предлагаем вниманию детей историю, рассказывающую о том, как один маленький мальчик столкнулся с совершенно немаленькой трудностью. Он героически бросил вызов своим «недугам» и проделал огромный путь, чтобы найти решение. Его дорога была полна приключений, сложностей и огорчений, но вместе с тем было и много радостных открытий и интересных знакомств.

Для проверки понимания текста и для работы с вызываемыми чувствами сказка имеет рабочую тетрадь. Задания позволяют переживать вызванные сюжетом эмоции в разговоре с взрослым, а также с помощью игры и рисунка.

Выполняя задания, ребенок размышляет о том, случалось ли ему переживать похожие чувства, мысли, испытывать те же сомнения, что и герою сказки. Мы рассуждаем с детьми, как они справляются с подобными переживаниями. Мы готовы обсудить возникшие затруднения и хотим услышать продолжение, сочиненное ребенком. Мы приглашаем его быть не просто слушателем, а активным участником.

Результаты

После прочтения сказки и выполнения заданий ребенок начинает осознано ориентироваться в своих чувствах. У него появляются адекватные, соответствующие возрасту и развитию представления о диагнозе, возникает чувство безопасности, ощущение контроля над жизнью, в некоторых случаях самооценка становится более адекватной, появляется уверенность в себе. И главный результат — положительный настрой в отношении терапии, потому что теперь он осознает, для чего нужно принимать таблетки и как это связано с его жизнью. Ребенок понимает важность регулярного приема и может это встроить в представление о своем здоровье, знает, что такое тайна, и будет использовать это знание в своих отношениях с другими людьми.

Когда и как работать со сказкой

Сказку можно использовать для подготовки ребенка к раскрытию диагноза, а также для объяснения необходимости регулярно принимать терапию детям в возрасте от 5 до 9 лет. Специалист может подарить семье сказку с рабочей тетрадью с просьбой к следующей встрече прочитать 1 главу и выполнить задания к ней. Далее во время консультации можно обсудить с родителем, как реагировал ребенок на тему, что его заинтересовало, ассоциирует ли ребенок свою жизнь с историей принца. Ребенок, который прочитав всю сказку и выполнив задания, адекватно реагировал на приключения принца, видел аналогию со своей жизнью — практически готов к озвучиванию его диагноза «вирус иммунодефицита человека».

И, наоборот, если ребенок отказывается читать сказку, не считает собственный прием таблеток похожей ситуацией с приемом принцем «капелек здоровья», не понимает, почему принцу не нужно всем вокруг рассказывать о заболевании, или болезненно воспринимает тему «приемности», «потери родителей» — это сигнал для специалиста остановиться, построить доверительные отношения с ребенком, проработать данные темы и уже после вернуться к вопросу раскрытия диагноза ребенку. В нашей практике были случаи, когда разговор откладывался на год, ребенок продолжал посещать группы «для тех, кто не знает диагноз», семья приходила на индивидуальные встречи с психологом. Наконец, наступал момент, когда ребенку можно было рассказать о заболевании, и это знание адекватно встраивалось в картину мира ребенка и положительно влияло на детско-родительские отношения.

Алгорим работы со сказкой

Глава 1.

Повествование начинается привычным сказочным образом, создавая настрой, позволяя «войти в сказку».

Первый акцент происходит, когда царь и царица горюют, что нет у них детей. Дети сопереживают чужому горю.

Второй — когда они находят корзинку с малышом на крыльце своего дома. Приемные дети, которые знают об этом факте своей жизни, обычно выделяют этот момент в рисовании и обсуждении. Это позволяет начать обсуждение на очень важную и тяжелую для детей тему, услышать их переживания, страхи, разделить с ними чувства, стать ближе, построить доверительные отношения, оказать поддержку.

Следующий момент — ребенок заболел. Дети, с одной стороны, познают переживания родителей, потому что тоже переживают и сочувствуют малышу из сказки. С другой стороны — симптомы, описанные в сказке, получены от врачей из СПИД-центра и рассказывают характерные моменты при отказе или нерегулярном приеме терапии.

Знахарь, для того, чтобы понять, чем заболел ребенок, достает «палочку стеклянную да иголку острую». Дети с ВИЧ сдают кровь регулярно, в среднем раз в три месяца. Им знакомо то, что делает знахарь. В этом моменте дети активно обсуждают то, как они часто посещают врачей, сдачу анализов, для чего им это надо, как они себя чувствуют. Большинство детей после 7 лет привыкли к этой процедуре и с гордостью рассказывают, как они преодолевали свои страхи, какие они смелые и не боятся сдавать кровь. Происходит активное обсуждение, что вызывает еще больший интерес к сказке. В групповой работе в это время дети подбадривают друг друга, видят, что они не одни, что в частом посещение врача нет ничего постыдного, в группе появляется единение. Дополнительно мы рассказываем и проигрываем способы, как справляться с тревогой, как помочь себе и другому. Мы обучаем их глубокому дыханию, положив руку на живот, мы предлагаем представить себя в другом, приятном месте, где им хорошо и спокойно, мы показываем, как можно вслух говорить о своей тревоге и как экологично предъявлять злость и раздражение, и чем они отличаются.

Знакомство с Витрикусом, который питается здоровьем малыша — этот момент позволяет в доступной форме дать знания о вирусе, его воздействии на организм, влиянии на состояние здоровья и настроение.

Знахарь предлагает капельки здоровья, с помощью которых можно усмирить Витрикуса. Рассказываем о лекарствах. Основной упор идет на то, что капельки надо принимать строго два раза в день, утром и вечером, не пропуская. Для детей этот момент очень знаковый, большинство из них уже принимают АРВ терапию. Дети проявляют много чувств, активно обсуждают свое сходство с принцем (в группе находятся дети, которые уже принимают таблетки и кому это только предстоит). Важно показать, что они не одиноки, что прием таблеток не делает их хуже других, и даже наоборот, поднимает их иммунитет, они становятся более здоровыми. Общность проблемы приводит к сплочению группы.

Акцент на том, что малыш-принц стал сам напоминать о приеме капелек здоровья, потому что ему нравится быть здоровым и полным сил. Формируется приверженность терапии.

Глава 2.

Принц рос, и все было прекрасно, пока однажды утром принц не понял, что только он принимает капельки и решил, что и так все хорошо с его здоровьем, и не будет он больше пить капельки. А родители растерялись, засомневались и пошли на поводу у принца. Надо видеть, с каким удовольствием дети топают ногами и кричат, что больше не буду пить капельки, проигрывая роль принца. Это позволяет снять сопротивление, отреагировать эмоции, проговорить страхи и нежелание выполнять указания врача. В этом моменте есть два типа реагирования: дети, которые идентифицируют себя с принцем и дети, которые наотрез отказываются побыть принцем, проиграть этот момент, осуждают принца, не хотят быть на него похожи. Но при этом не могут объяснить, с чем сопротивление связано.

Состояние здоровья принца стало ухудшаться, но не сразу, долгое время ничего не было заметно. Родители забили тревогу. Так как сказка читается не вся сразу, мы имеем возможность еще раз обсудить причины ухудшения здоровья принца, симптомы ухудшения, свойственные ВИЧ-инфекции. Уточнить, какие знания остались у детей после прочтения первой главы.

Пришел принц в страну знахаря, откровенно рассказал о том, что сделал. А знахарь его не отругал, не удивился, не выгнал, а приободрил. Мы говорим детям, что каждый человек может ошибаться. Главное, понять, в чем состоит ошибка и что нужно сделать, чтобы больше ее не совершать. Мы рассказываем еще раз о важности приема лекарства утром и вечером, но если они не выпили таблетку, забыли, не захотели, у них появляется новый алгоритм — обратиться за помощью к взрослому.

Знахарь снова берет кровь у принца (дети реагируют уже спокойно, их интерес сконцентрирован на том, что же увидит принц в хрустальном шаре, в своей капельке крови). При обсуждении мы рассказываем, что такое медицинская лаборатория, для чего она нужна, какими инструментами там пользуются, что можно обнаружить. Показываем видео, как клетка лейкоцита гоняется за вирусом. Напоминаем, что капельки здоровья делают клетки иммунитета сильнее и быстрее вируса. Дети начинают понимать механизм сдачи анализов и необходимость приверженности терапии.
Витрикус ломает цепи, потому что капельки здоровья его не сдерживают. Это тоже про приверженность терапии. Мы говорим с детьми об их страхах, связанных с конкретным заболеванием, с пропусками, проигрываем, как рычит Витрикус, как он двигается, подключаем телесное проживание чувств, снижаем тревогу. Но признаем серьезность ситуации.

И опять принц пьет капельки здоровья, и затихает Витрикус, цепи толще становятся. Появляется осознанное желание принимать терапию.

Глава 3.

Данная глава сказки связана с идеей того, что каждый человек ответственен за сохранение и поддержание своего здоровья. И, несмотря на то, что у ребенка имеется хроническое заболевание, с ним можно жить так, чтобы здоровье поддерживалось на оптимальном уровне.

Также глава сказки подчеркивает, что ребенок в состоянии контролировать свое самочувствие и поддержание тела в здоровом состоянии, несмотря на то, что есть область, которую он контролировать не может и вынужден с ней смириться.

Глава 4.

Глава посвящена важности здорового питания и закреплению идеи третьей главы о важности заботы о своем здоровье. Также глава информирует о том, что есть продукты, которые помогают укреплять наше здоровье и есть категория продуктов, которые относятся к лакомству и непостоянному употреблению.

Глава 5.

Глава затрагивает несколько проблематик. Рассказывает детям о том, что малознакомых людей и людей, которые не входят в близкий круг общения, не стоит посвящать в очень личные и деликатные темы, потому как человек, не посвященный в проблему ВИЧ, может опираться на мифы о болезни и принести рассказчику много вреда.
Глава поднимает тему того, что ребенок с ВИЧ испытывает злость, обиду, негодование и другие сложные чувства, связанные с тем, что большинство окружающих его людей здоровы. Тогда ребенок может ощущать себя иным по отношению к другим, чувствовать ущербным, что может сказаться на его поведении. Многие дети с ВИЧ находят в диагнозе свою уникальность и пытаются провоцировать окружение на определенное отношение к себе. Глава учит тому, что болезнь не является личностью ребенка в целом, и кроме инфекции ребенок обладает рядом достоинств, качеств и уникальностей, которые можно предъявлять миру.

Глава 6.

Ребенок может дописать сказку. Это возможность обозначить ту проблематику, которая важна для него, но не была обозначена в сказке.

В целом сказка «Капельки здоровья» поднимает основные проблемы, с которыми сталкивается ВИЧ-инфицированный ребенок. Она пытается в сказочной форме, через героя донести до читателя, что у каждой трудности есть выход и, несмотря на то, что болезнь они не выбирали, есть множество областей их жизни, в которых они могут оставаться активными и успешными. Они также могут контролировать разные аспекты своей жизни, в том числе отношения с окружающими, здоровье и развитие инфекции. Сказка помогает ребенку переосмыслить свой опыт и увидеть решение затруднительных ситуаций.

К сказке «капельки здоровья» идет приложение — рабочая тетрадь. Это дополнительная возможность для ребенка осмыслить и интегрировать материал, озвученный в сказке. Также совместно со взрослым работая с тетрадкой ребенок может получить дополнительные знания или расширить уже имеющие представление по предложенным темам.

Возможность рисовать помогает ребенку в символичной и мягкой форме выражать свои переживания, связанные с определенной тематикой.

Дети рассуждают, припоминают, рисуют предметно и абстракции. Упражнения затрагивают работу с мимикой, телом. В процессе выполнения ребенок рассуждает о своих представлениях, семье, своей истории появления в семье, болезни, отношении к процедурам и лечении, — что позволяет формировать серьёзное и ответственное отношение за свое благополучие.

Важно готовить к раскрытию диагноза законных представителей детей с ВИЧ, у которых достаточно много переживаний и сомнений. Помогая ребенку выполнять задания в рабочей тетради, родители также готовятся к важному разговору. Мы рекомендуем ознакомиться с памяткой для родителей. В ней мы говорим о важности психологической готовности родителей или лиц их замещающих при раскрытии ВИЧ-статуса ребенка. Родитель, морально и информационно подготовленный к разговору с ребенком, сможет изложить необходимую для него информацию в доступной форме и будет способен прояснить для ребенка волнующие его вопросы при раскрытии диагноза. В результате чего ребенку будет легче принять информацию, осмыслить ее и встроить новую информацию в свою привычную картину мира. Если законный представитель понимает, что у него недостаточно знаний и много тревоги по раскрытию диагноза, мы рекомендуем проводить основной разговор совместно со специалистом, психологом, компетентным в данной теме.

Специалисту необходимо взять информационное согласие с законного представителя на раскрытие диагноза ребенку.

После важного разговора помните! Чем больше у ребенка правдивой информации о диагнозе, положительных примеров жизни с диагнозом других людей, — тем больше понимания того, что с ним происходит, ощущения контроля над своей жизнью и принятия ответственности за последствия. Дети, которые узнают про свой диагноз, не пройдя специальную подготовку, могут испытывать ряд серьёзных и сложных эмоций: страх за себя и свое будущее («я скоро умру»), страх отвержения обществом, стыд за свою инаковость, злость и ненависть на тех, кто «наградил» диагнозом, бессилие перед болезнью. Все это порождает стрессовую реакцию организма. Подростку нужно время и большая поддержка со стороны, чтобы пережить и принять свой диагноз. А пока будет происходить принятие, ребенок, очутившийся в ситуации стресса, может иметь признаки дезадаптации, вследствие чего ребенок может демонстрировать ухудшение поведения, неконтролируемую ярость или провокативное поведение, повышение уровня тревоги, раздражение, социальную замкнутость. В этот период ребенок в большей степени нуждается в поддержке семьи, социальных и психологических служб. Ребенку необходимо максимально рассказать о диагнозе, обеспечить его примерами успешной жизни других ВИЧ-инфицированных людей, помочь разобраться с возникающими чувствами, интегрировать и пережить их. По возможности, обеспечить группой поддержки, на которой ребенок поймет, что он не один, и узнает, как другие люди справляются со своими сложностями и выстраивают свою жизнь.

Со всеми вопросами по поводу работы со сказкой, приобретения сказки обращайтесь в фонд «Дети+» — info@childrenplus.ru

Мы подарим вам сказку, если вы воспитываете ребенка с ВИЧ.