Пси-карточки. Опыт работы

Пси-карточки. Опыт работы

Пси-карточки

Пси-кар­точки пред­назна­чены для ус­та­нов­ле­ния ком­му­ника­тив­но-эмо­ци­ональ­ных свя­зей, улуч­ше­ния вза­имо­пони­мания, вы­яв­ле­ния лич­нос­тной проб­ле­мати­ки, кор­рекции дет­ско-ро­дитель­ских от­но­шений, а так­же слу­жат по­мощью в под­го­тов­ке к рас­кры­тию ди­аг­но­за ВИЧ.

Кар­точки бы­ли раз­ра­бота­ны спе­ци­алис­та­ми фон­да «Де­ти+» в хо­де ра­боты с ВИЧ-по­ложи­тель­ны­ми деть­ми и их ро­дите­лями. В их ос­но­ве ле­жат на­ибо­лее час­то встре­ча­ющи­еся труд­ност, проб­ле­мы, тре­воги, стра­хи этой ка­тего­рии кли­ен­тов.

В ком­плек­те име­ют­ся 10 на­боров кар­то­чек, ко­торые вклю­ча­ют та­кие раз­де­лы как:

  1. Эмо­ци­ональ­ный мир.
  2. От­но­шение к се­бе, с со­бой, гра­ницы.
  3. По­мощь, под­дер­жка, от­но­шения с ок­ру­жа­ющи­ми.
  4. Те­ло, ги­ги­ена, пи­тание.
  5. Бо­лез­ни (что за­щища­ет и раз­ру­ша­ет), здо­ровье, ви­русы.
  6. Тай­на.
  7. При­вер­женность те­рапии (при­ем пре­пара­тов, вра­чи, ана­лизы).
  8. ВИЧ (для тех, кто зна­ет о сво­ем ди­аг­но­зе).
  9. Ми­фы о ВИЧ.
  10. По­ловая жизнь, дис­кордан­тные па­ры.

Хо­чет­ся от­ме­тить, что так же кар­точки бы­ли ап­ро­биро­ваны в груп­пах с деть­ми и под­рос­тка­ми, не име­ющи­ми хро­ничес­ких за­боле­ваний. В хо­де ра­боты пси­холо­ги уби­рали на­боры кар­то­чек, по те­мати­ке не под­хо­дящие к дан­ным учас­тни­кам груп­пы.


Использование пси-карточек в групповой работе

Пси­холог Еле­на Поз­дня­кова

Пси­холог от­би­ра­ет на­боры кар­то­чек, с ко­торы­ми хо­чет по­рабо­тать в груп­по­вом фор­ма­те.

Де­тям объ­яв­ля­ют­ся пра­вила:

  • Кар­точки пе­реме­шива­ют­ся и кла­дут­ся «ру­баш­кой» вверх.
  • Учас­тни­ки по оче­реди вы­тас­ки­ва­ют лю­бую кар­точку, чи­та­ют вслух ут­вер­жде­ние и го­ворят, под­хо­дит оно им или нет, по­яс­няя свой от­вет.
  • Учас­тник, чи­тая не­окон­ченную фра­зу, дол­жен про­дол­жить ее сво­ими собс­твен­ны­ми рас­сужде­ни­ями.
  • Каж­дый учас­тник да­ет свой от­вет на од­ну и ту же кар­точку.

Дру­гие учас­тни­ки груп­пы в это вре­мя мо­гут сле­довать раз­ным ус­та­нов­ленным за­ранее пра­вилам:

  1. Прос­то слу­ша­ют и в кон­це за­нятия рас­ска­зыва­ют, ка­кие от­ве­ты им за­пом­ни­лись боль­ше все­го и по­чему.
  2. Мо­гут да­вать об­ратную связь или за­дать уточ­ня­ющие воп­ро­сы.

Учас­тник, ко­торый дер­жит кар­точку, мо­жет не от­ве­чать на воп­ро­сы или ис­поль­зо­вать пра­вило «СТОП» и зап­ре­тить до­пол­ни­тель­ные воп­ро­сы и об­ратную связь от дру­гих учас­тни­ков (кро­ме пси­холо­га).

В хо­де иг­ры пси­холог дол­жен по­буж­дать учас­тни­ков да­вать раз­верну­тые от­ве­ты, быть вни­матель­ным к пе­режи­вани­ям, воз­ни­ка­ющим у де­тей. При не­об­хо­димос­ти, за­давать на­водя­щие воп­ро­сы учас­тни­кам и по­могать ана­лизи­ровать свое по­веде­ние и от­но­шение к пред­ло­жен­ным те­мати­кам. А так­же в слу­чае не­об­хо­димос­ти прос­ве­щать или при­водить учас­тни­кам собс­твен­ные при­меры.

Дан­ная иг­ра по­мога­ет учас­тни­кам соз­дать ат­мосфе­ру до­верия, еди­нения. Воз­ни­ка­ет ин­те­рес к дру­гому че­лове­ку и его опы­ту. Про­ис­хо­дит вза­имо­обо­гаще­ние ин­форма­ци­ей и стра­теги­ями по­веде­ния. Фор­ми­ру­ет­ся на­выки са­мо­ана­лиза, реф­лексии. Де­ти учат­ся по­нимать и объ­яс­нять свои мо­тивы и пос­тупки.

При пер­вом ис­поль­зо­вании кар­то­чек важ­но оз­ву­чить учас­тни­кам пра­вила иг­ры. Да­лее ис­поль­зу­ют­ся кар­точки из ком­плек­тов 1, 2, 3. Ком­плек­ты мож­но ис­поль­зо­вать по от­дель­нос­ти, а так­же сме­шивать. Дан­ные кар­точки от­ра­жа­ют эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние де­тей, да­ют по­нять их от­но­шения с ок­ру­жа­ющи­ми и то, как ре­бята от­но­сят­ся к се­бе. Воз­можно, что на пер­вых встре­чах ра­бота с кар­точка­ми бу­дет скуд­ная, и де­тям бу­дет слож­но от­ве­чать на воп­ро­сы. Бы­ва­ет, что учас­тник груп­пы не по­нима­ет, как от­ве­тить на то или иное ут­вер­жде­ние, не зна­ком с эмо­ци­ями и не име­ет на­выков са­мо­ана­лиза. Час­то учас­тни­кам труд­но от­кры­вать­ся пе­ред дру­гими. В та­ких слу­ча­ях пси­холог дол­жен под­держи­вать учас­тни­ков, по­буж­дать за­думы­вать­ся над кар­точкой и под­бадри­вать уси­лие от­ве­тить на нее. Ес­ли ре­бенок зат­рудня­ет­ся от­ве­тить, мож­но поп­ро­сить дру­гих учас­тни­ков пред­ло­жить свои от­ве­ты как при­меры и пос­ле вер­нуть­ся к учас­тни­ку, ко­торый вы­тащил кар­точку. Ес­ли ре­бенок не зна­ком с эмо­ци­ями или дру­гими зна­чени­ями, ко­торые обоз­на­чены в кар­точке, дать ему разъ­яс­не­ние и пос­ле вер­нуть­ся к его мыс­лям на счет это­го.

Рас­ска­зывая про се­бя с по­мощью кар­то­чек, учас­тни­ки груп­пы по­нижа­ют нап­ря­жение, де­ти уз­на­ют друг дру­га и обо­гаща­ют­ся от­ве­тами дру­гих учас­тни­ков. Час­то бы­ва­ет, что учас­тни­ки груп­пы поль­зу­ют­ся со­вета­ми и опы­том дру­гих чле­нов групп. При вто­рич­ном при­еме и да­лее к пре­дыду­щим ком­плек­там до­бав­ля­ют­ся — 4, 5, 6. Пос­ле нес­коль­ких встреч ра­боты с кар­точка­ми, ког­да учас­тни­ки уже дос­та­точ­но уз­на­ли друг дру­га и уро­вень до­верия по­высил­ся, ис­поль­зу­ют­ся ос­тавши­еся ком­плек­ты. Ра­бота про­дол­жа­ет­ся по той же схе­ме, что и на пер­вичных встре­чах.

Час­то ком­плек­ты с 5 до 10 име­ют на­ибо­лее ос­трый ин­те­рес и вы­зыва­ют бур­ные эмо­ци­ональ­ные ре­ак­ции. Нап­ри­мер, те­ма «бо­лез­ни» стал­ки­ва­ет учас­тни­ков с ощу­щени­ем се­бя, ина­ковос­ти по от­но­шению к дру­гим лю­дям. В этом слу­чае сто­ит про­гова­ривать с деть­ми их чувс­тва, свя­зан­ные с этой те­мой, об­суждать дру­гие хро­ничес­кие бо­лез­ни, ко­торые при­носят лю­дям мно­го не­удобств. В те­ме «Тай­на» учас­тни­ки, как пра­вило, учат­ся раз­ли­чать сек­ре­ты и тай­ны, ко­му и что мож­но рас­ска­зывать, а что при­дер­жи­вать для се­бя. За­час­тую де­ти не по­нима­ют пос­ледс­твий раз­гла­шения раз­личной ин­форма­ции, по­это­му пси­холог фор­ми­ру­ет у де­тей по­нима­ния раз­ли­чия «сво­их» и «чу­жих» лю­дей и тайн, ко­торые мы раз­гла­ша­ем (для че­го мы это де­ла­ем?) или ос­тавля­ем у се­бя.
При ка­сании те­мы «при­вер­женнос­ти» те­рапии, пси­холог час­то стал­ки­ва­ет­ся с ус­та­лостью, и не­пони­ма­ем де­тей, для че­го им нуж­но ре­гуляр­но при­нимать пре­пара­ты. Но так­же в груп­пе обыч­но на­ходят­ся де­ти, ко­торые по­зитив­но от­но­сят­ся к при­ему и ак­тивно де­лят­ся сво­им опы­том. Важ­но ин­форми­ровать де­тей, что у каж­до­го хро­ничес­ко­го за­боле­вания своя спе­цифи­ка и свой ал­го­ритм под­держа­ния здо­ровья. В те­ме «ВИЧ» и «Ми­фы» час­то мно­го тре­воги, у учас­тни­ков боль­шое ко­личес­тво лож­ной ин­форма­ции по по­воду сво­ей бо­лез­ни. По­это­му пси­холог дол­жен быть хо­рошо ос­ве­дом­лен в дан­ной те­мати­ке, что­бы су­меть ос­ве­домить учас­тни­ков о лож­ности раз­ных пред­став­ле­ний о ди­аг­но­зе.

Для под­рос­тков от 14 лет пред­ла­га­ют­ся кар­точки «по­ловая жизнь», в те­ме ко­торой пси­холог иг­ра­ет так­же роль «прос­ве­тите­ля» по раз­ным воп­ро­сам, ка­са­ющей­ся те­мы. Под­рос­тки, от­ве­чая на кар­точки, до­воль­но сму­щены и воз­бужде­ны, ве­дущий груп­пы дол­жен нор­ма­лизо­вать си­ту­ацию, уметь от­кры­то об­суждать воп­ро­сы, свя­зан­ные с ней.

В зак­лю­чение хо­чет­ся на­пом­нить, что кар­точки яв­ля­ют­ся вспо­мога­тель­ным инс­тру­мен­том, за­час­тую об­на­жа­ющим проб­лемные точ­ки и зо­ны бли­жай­ше­го раз­ви­тия де­тей.

Как пра­вило, учас­тни­ки груп­пы, ко­торые ак­тивно и ре­гуляр­но ра­бота­ли с кар­точка­ми, раз­ви­ва­ют в се­бе уме­ние ана­лизи­ровать свои пос­тупки и за­думы­вать­ся над сво­ими дей­стви­ями, по­выша­ют спо­соб­ность к вы­раже­нию сво­их мыс­лей. Учас­тни­ки на­чина­ют ори­ен­ти­ровать­ся в сво­их пот­ребнос­тях, эмо­ци­ях. По­выша­ет­ся от­ветс­твен­ность за свое здо­ровье и при­вер­женность к те­рапии, так­же де­ти обо­гаща­ют свои зна­ния и пред­став­ле­ния о бо­лез­ни, что су­щес­твен­но сни­ма­ет их тре­вогу за свою жизнь.

Применение пси-карточек в индивидуальной работе

Ав­тор Ве­рони­ка Зо­лото­ва

Мне нра­вит­ся ис­поль­зо­вать пси-кар­точки в ин­ди­виду­аль­ной ра­боте с кли­ен­том. Они поз­во­ля­ют пси­холо­гу быс­тро и точ­но соб­рать ди­аг­ности­чес­кий ма­тери­ал, выс­тро­ить от­но­шения с кли­ен­том, нас­тро­ить кли­ен­та на ра­боту. Так­же пси-кар­точки да­ют воз­можность кли­ен­ту спра­вить­ся с вол­не­ни­ем от встре­чи с пси­холо­гом и ус­та­новить ми­нималь­ное до­верие и к пси­холо­гу, и к про­цес­су.

Ес­ли на при­ем приш­ла па­ра, ре­бенок и ро­дитель, иг­ра в пси-кар­точки поз­во­ля­ет им скон­цен­три­ровать­ся на са­мом про­цес­се, а не друг на дру­ге. В этом слу­чае в свой сла­жен­ный ду­эт они охот­но впус­ка­ют пси­холо­га. Су­дя по прак­ти­ке ис­поль­зо­вания пси-кар­то­чек, ва­ри­ант, ког­да пси­холог иг­ра­ет на рав­ных с кли­ен­том, пред­почти­тель­нее. От­ве­ты пси­холо­га поз­во­ля­ют кли­ен­ту уви­деть в нем жи­вого, ис­крен­не­го че­лове­ка. Со сво­ей сто­роны, во вре­мя сов­мес­тной иг­ры сво­ими ком­мента­ри­ями я за­даю тон от­ве­тов, по­казы­ваю при­мер, как мож­но от­ве­чать, рас­суждать, спра­шивать. Я де­лаю ак­цент на обоз­на­чении чувств, ко­торые я ис­пы­тываю, ког­да слу­шаю от­ве­ты. Ког­да я от­ве­чаю, я ста­ра­юсь го­ворить раз­верну­тыми пред­ло­жени­ями, раз­ду­мывая вслух.

Обыч­но пос­ле пред­ва­ритель­ной бе­седы с кли­ен­том я пред­ла­гаю ему по­иг­рать. И не важ­но, сколь­ко лет кли­ен­ту, в иг­ру с удо­воль­стви­ем вклю­ча­ют­ся и де­ти, и ро­дите­ли.

Кар­точки я кла­ду на стол «ру­баш­кой» вверх, рас­ска­зываю пра­вила и пред­ла­гаю взять кар­точку, не ус­та­нав­ли­вая за­ранее оче­ред­ности. Это то­же один из важ­ных ди­аг­ности­чес­ких мо­мен­тов. По­веде­ние кли­ен­та, один он или в па­ре, поз­во­ля­ет за­метить осо­бен­ности его по­веде­ния, ко­торые я бе­ру мыс­ленно на за­мет­ку, что­бы поз­же про­верить.
Итак, иг­ра на­чалась. Де­ти и взрос­лые ув­ле­чены иг­рой, по­тому что она про них. Са­мый час­тый ком­мента­рий во вре­мя пер­вой иг­ры — «Я да­же про это ни­ког­да не за­думы­вал­ся». Осо­бый ин­те­рес вы­зыва­ют у па­ры от­ве­ты друг дру­га. И здесь са­мый час­тый ком­мента­рий — «На­до же, я это про те­бя не знал».

Для иг­ры на пер­вой встре­че я бе­ру те­му «Эмо­ци­ональ­ный мир». Ме­шаю кар­точки меж­ду со­бой и сле­жу, что­бы кли­ен­ты не за­дава­ли от­вле­чен­ных воп­ро­сов о кар­точках — их цве­те, ге­омет­ри­чес­ких фи­гурах в угол­ке и т.п. Пред­ла­гаю на все воп­ро­сы от­ве­тить пос­ле иг­ры. Ког­да я ви­жу пер­вые сиг­на­лы сни­жения вни­мания и ин­те­реса, я пред­ла­гаю за­кон­чить иг­ру, до­иг­рав пос­ледний круг. Де­ти на­чина­ют про­сить еще и еще. Глав­ное, вов­ре­мя ос­та­новить­ся, на пи­ке ин­те­реса. Пос­ле за­вер­ше­ния я по­казы­ваю весь ком­плект кар­то­чек, и го­ворю, что здесь еще ин­те­рес­нее. Пос­ле это­го не воз­ни­ка­ет от­ри­цатель­но­го от­ве­та на пред­ло­жение прий­ти еще раз.

В про­цес­се пос­ле­ду­ющих встреч я ис­поль­зую кар­точки, ис­хо­дя из проб­ле­мати­ки кли­ен­та. Это мо­гут быть кар­точки из лю­бой се­рии. И в за­виси­мос­ти от то­го, как кли­ент ре­аги­ру­ет, о чем го­ворит, мо­гу до­бавить те­мы: «От­но­шения к се­бе, с со­бой, гра­ницы» или «По­мощь, под­дер­жка, от­но­шения с ок­ру­жа­ющи­ми». Обыч­но я раз­бавляю эти те­мы кар­точка­ми с эмо­ци­ями.

Так­же, ес­ли мне нуж­но про­рабо­тать ка­кую-то оп­ре­делен­ную проб­ле­му, я груп­пи­рую кар­точки не по цве­ту, а по ге­омет­ри­чес­ким фи­гурам. Каж­дая фи­гура обоз­на­ча­ет ус­та­нов­ленное зна­чение: друзья, семья, спе­ци­алис­ты, лич­ность, зна­ния и др. Это поз­во­ля­ет то­чеч­но ра­ботать с зап­ро­сом кли­ен­та.

Кар­точки не­навяз­чи­во поз­во­ля­ют кли­ен­ту на­чать по­нимать се­бя и дру­гих лю­дей, ори­ен­ти­ровать­ся в чувс­твах и же­лани­ях, по­нимать, как стро­ят­ся его от­но­шения с ок­ру­жа­ющим ми­ром.

Я ис­поль­зую кар­точки в ра­боте час­то, са­ма с удо­воль­стви­ем от­ве­чаю и люб­лю слу­шать от­ве­ты дру­гих.

Кар­точки ус­ловно по­деле­ны на две час­ти. Пси-кар­точки с 1-й по 3-ю те­мы име­ют об­щее нап­равле­ние. Их мож­но ис­поль­зо­вать с лю­бым кли­ен­том. Но на­ша ос­новная за­дача с по­мощью пси-кар­то­чек под­го­товить де­тей к рас­кры­тию ди­аг­но­за, под­держать их пос­ле это­го, встро­ить ди­аг­ноз в жизнь, дать на­уч­ные пред­став­ле­ния об их за­боле­вании, сни­зить тре­вогу. Для это­го и соз­да­вались пси-кар­точки.
И вот у нас с кли­ен­том ус­та­нов­ле­ны до­вери­тель­ные от­но­шения, мы от­ра­бота­ли об­щие воп­ро­сы по те­мам, кли­ент го­тов ид­ти даль­ше. А даль­ше уже то, ра­ди че­го эти пси-кар­точки и бы­ли соз­да­ны: под­го­тов­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за, са­мо рас­кры­тие и его осоз­нанное вве­дение в жизнь кли­ен­та.

Пси-кар­точки 4-й и 5-й те­мы на­чина­ют вто­рой этап под­го­тов­ки ре­бен­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за. Ос­новной упор сде­лан на те­мах про здо­ровье, ку­да вхо­дит и ги­ги­ена, и бо­лез­ни, и об­щие по­нятия ви­руса. Это пред­ва­ритель­ная сту­пень, под­го­тав­ли­ва­ющая кли­ен­та к 7-й те­ме «При­вер­женность те­рапии (при­ем пре­пара­тов, вра­чи, ана­лизы)».
От­дель­ная те­ма, ко­торой я уде­ляю мно­го вни­мания, это те­ма №6 «Тай­на». В прак­ти­ке эта те­ма ин­те­рес­на и де­тям 7 лет и под­рос­ткам. Цель ра­боты — пос­те­пен­но под­го­товить их к бу­дуще­му рас­кры­тию ди­аг­но­за.

Ус­пешным за­вер­ше­ни­ем эта­па счи­та­ет­ся, ког­да у ре­бен­ка сфор­ми­рова­на ус­той­чи­вая по­зиция «Я здо­ров», при этом не идет от­ри­цания здо­ровья от то­го, что он ежед­невно пь­ет таб­летки. Таб­летки вос­при­нима­ют­ся как по­мощь сво­ему ор­га­низ­му и ин­тегри­рова­ны в жизнь ре­бен­ка как важ­ная, но не дов­ле­ющая над соз­на­ни­ем ре­бен­ка сос­тавля­ющая. На­ши млад­шие кли­ен­ты с по­мощью кар­то­чек учат­ся ори­ен­ти­ровать­ся в сво­ем здо­ровье и под­держи­вать его, по­нима­ют важ­ность здо­ровья, зна­ют о бо­лез­нях, ви­русах, им­му­ните­те — и все это бла­года­ря ра­боте с пси-кар­точка­ми.
На этом эта­пе ра­бота с деть­ми 6–9 лет при­ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. По­лучен­ная ра­нее ин­форма­ция уг­лубля­ет­ся, рас­ши­ря­ет­ся на груп­по­вых за­няти­ях.

С деть­ми стар­ше 10 лет мы всту­па­ем в но­вый этап ра­боты — соп­ро­вож­де­ние в рас­кры­тии ди­аг­но­за. Мы про­ходим еще раз все те­мы кар­то­чек, струк­ту­рируя зна­ния. Ис­поль­зу­ют­ся не все кар­точки, а те, ко­торые ра­нее вы­зыва­ли зат­рудне­ния. В те­ме про здо­ровье я уве­личи­ваю ко­личес­тво ус­тной ин­форма­ции про ви­русы, и все, что с ни­ми свя­зано. По­казы­ваю де­тям муль­тфиль­мы, ви­део, мы ри­су­ем, со­чиня­ем сказ­ки — все это нуж­но для то­го, что бы у ре­бен­ка об­ра­зова­лась яс­ная струк­ту­ра зна­ний о се­бе, сво­их осо­бен­ностях, от­но­шени­ях к се­бе и ок­ру­жа­ющим. Имен­но на эту ста­биль­ность мы бу­дем «на­девать» но­вое зна­ние — ин­форма­цию о ди­аг­но­зе.

Пос­ле рас­кры­тия ди­аг­но­за я ис­поль­зую пси-кар­точки №8 про ВИЧ, за­ново про­хожу те­мы и от­сле­живаю, как ме­ня­ет­ся кли­ент, что с ним про­ис­хо­дит, как он про­жива­ет но­вое зна­ние о се­бе. В тех мес­тах, ко­торые вы­зыва­ют не­пони­мание, тре­вогу, аг­рессию мы ос­та­нав­ли­ва­ем­ся и ра­бота­ем уже с по­мощью дру­гих ме­тодов.

Са­мая вос­тре­бован­ная те­ма пси-кар­то­чек у тех, кто зна­ет свой ди­аг­ноз — это ми­фы. Они вы­зыва­ют бур­ное об­сужде­ние, удив­ле­ние и об­легче­ние. К со­жале­нию, в об­щес­тве еще хо­дят ми­фы о ВИЧ, ко­торые дей­ству­ют как стра­шил­ки. И под­робный раз­бор этой лож­ной ин­форма­ции поз­во­ля­ет кли­ен­ту встре­тить­ся с пред­по­лага­емой не­гатив­ной си­ту­аци­ей с по­зиции ме­дици­ны и здра­вого смыс­ла. Это поз­во­ля­ет им ста­новить­ся уве­рен­нее, ак­тивнее, спо­кой­нее.

У стар­ших под­рос­тков бур­ное ожив­ле­ние вы­зыва­ет те­ма про секс. Эту те­му мы об­сужда­ем с пись­мен­но­го раз­ре­шения за­кон­но­го пред­ста­вите­ля под­рос­тка. К со­жале­нию, сей­час ин­форма­цию о сек­су­аль­ном раз­ви­тии мно­гие под­рос­тки по­луча­ют из ин­терне­та, от дру­зей или опыт­ным пу­тем. А тут им пре­дос­тавля­ет­ся прек­расный шанс го­ворить от­кры­то на ин­те­ресу­ющую те­му с че­лове­ком, ко­торо­му они до­веря­ют и ува­жа­ют. Они сму­ща­ют­ся, крас­не­ют, от­не­кива­ют­ся, но ни­ког­да не от­ка­зыва­ют­ся всерь­ез иг­рать. А у пси­холо­га по­яв­ля­ет­ся воз­можность и прос­ве­щения в воп­ро­сах сек­са и воз­можность свя­зать секс и ВИЧ, про от­ветс­твен­ность и бе­зопас­ность, как свою, так и пар­те­ра, про бу­дущую се­мей­ную жизнь, рож­де­ние ре­бен­ка.

Это все поз­во­ля­ет нам со­ци­али­зиро­вать под­рос­тка, ин­тегри­ровать его жизнь с ди­аг­но­зом, ус­тра­нить стра­хи и тре­воги, по­лучить ре­аль­ную кар­ти­ну о сво­ем за­боле­вании.