Пси-карточки. Опыт работы

Пси-карточки. Опыт работы

Пси-карточки

Пси-карточки предназначены для установления коммуникативно-эмоциональных связей, улучшения взаимопонимания, выявления личностной проблематики, коррекции детско-родительских отношений, а также служат помощью в подготовке к раскрытию диагноза ВИЧ.

Карточки были разработаны специалистами фонда «Дети+» в ходе работы с ВИЧ-положительными детьми и их родителями. В их основе лежат наиболее часто встречающиеся трудност, проблемы, тревоги, страхи этой категории клиентов.

В комплекте имеются 10 наборов карточек, которые включают такие разделы как:

  1. Эмоциональный мир.
  2. Отношение к себе, с собой, границы.
  3. Помощь, поддержка, отношения с окружающими.
  4. Тело, гигиена, питание.
  5. Болезни (что защищает и разрушает), здоровье, вирусы.
  6. Тайна.
  7. Приверженность терапии (прием препаратов, врачи, анализы).
  8. ВИЧ (для тех, кто знает о своем диагнозе).
  9. Мифы о ВИЧ.
  10. Половая жизнь, дискордантные пары.

Хочется отметить, что так же карточки были апробированы в группах с детьми и подростками, не имеющими хронических заболеваний. В ходе работы психологи убирали наборы карточек, по тематике не подходящие к данным участникам группы.


Использование пси-карточек в групповой работе

Психолог Елена Позднякова

Психолог отбирает наборы карточек, с которыми хочет поработать в групповом формате.

Детям объявляются правила:

  • Карточки перемешиваются и кладутся «рубашкой» вверх.
  • Участники по очереди вытаскивают любую карточку, читают вслух утверждение и говорят, подходит оно им или нет, поясняя свой ответ.
  • Участник, читая неоконченную фразу, должен продолжить ее своими собственными рассуждениями.
  • Каждый участник дает свой ответ на одну и ту же карточку.

Другие участники группы в это время могут следовать разным установленным заранее правилам:

  1. Просто слушают и в конце занятия рассказывают, какие ответы им запомнились больше всего и почему.
  2. Могут давать обратную связь или задать уточняющие вопросы.

Участник, который держит карточку, может не отвечать на вопросы или использовать правило «СТОП» и запретить дополнительные вопросы и обратную связь от других участников (кроме психолога).

В ходе игры психолог должен побуждать участников давать развернутые ответы, быть внимательным к переживаниям, возникающим у детей. При необходимости, задавать наводящие вопросы участникам и помогать анализировать свое поведение и отношение к предложенным тематикам. А также в случае необходимости просвещать или приводить участникам собственные примеры.

Данная игра помогает участникам создать атмосферу доверия, единения. Возникает интерес к другому человеку и его опыту. Происходит взаимообогащение информацией и стратегиями поведения. Формируется навыки самоанализа, рефлексии. Дети учатся понимать и объяснять свои мотивы и поступки.

При первом использовании карточек важно озвучить участникам правила игры. Далее используются карточки из комплектов 1, 2, 3. Комплекты можно использовать по отдельности, а также смешивать. Данные карточки отражают эмоциональное состояние детей, дают понять их отношения с окружающими и то, как ребята относятся к себе. Возможно, что на первых встречах работа с карточками будет скудная, и детям будет сложно отвечать на вопросы. Бывает, что участник группы не понимает, как ответить на то или иное утверждение, не знаком с эмоциями и не имеет навыков самоанализа. Часто участникам трудно открываться перед другими. В таких случаях психолог должен поддерживать участников, побуждать задумываться над карточкой и подбадривать усилие ответить на нее. Если ребенок затрудняется ответить, можно попросить других участников предложить свои ответы как примеры и после вернуться к участнику, который вытащил карточку. Если ребенок не знаком с эмоциями или другими значениями, которые обозначены в карточке, дать ему разъяснение и после вернуться к его мыслям на счет этого.

Рассказывая про себя с помощью карточек, участники группы понижают напряжение, дети узнают друг друга и обогащаются ответами других участников. Часто бывает, что участники группы пользуются советами и опытом других членов групп. При вторичном приеме и далее к предыдущим комплектам добавляются — 4, 5, 6. После нескольких встреч работы с карточками, когда участники уже достаточно узнали друг друга и уровень доверия повысился, используются оставшиеся комплекты. Работа продолжается по той же схеме, что и на первичных встречах.

Часто комплекты с 5 до 10 имеют наиболее острый интерес и вызывают бурные эмоциональные реакции. Например, тема «болезни» сталкивает участников с ощущением себя, инаковости по отношению к другим людям. В этом случае стоит проговаривать с детьми их чувства, связанные с этой темой, обсуждать другие хронические болезни, которые приносят людям много неудобств. В теме «Тайна» участники, как правило, учатся различать секреты и тайны, кому и что можно рассказывать, а что придерживать для себя. Зачастую дети не понимают последствий разглашения различной информации, поэтому психолог формирует у детей понимания различия «своих» и «чужих» людей и тайн, которые мы разглашаем (для чего мы это делаем?) или оставляем у себя.
При касании темы «приверженности» терапии, психолог часто сталкивается с усталостью, и непонимаем детей, для чего им нужно регулярно принимать препараты. Но также в группе обычно находятся дети, которые позитивно относятся к приему и активно делятся своим опытом. Важно информировать детей, что у каждого хронического заболевания своя специфика и свой алгоритм поддержания здоровья. В теме «ВИЧ» и «Мифы» часто много тревоги, у участников большое количество ложной информации по поводу своей болезни. Поэтому психолог должен быть хорошо осведомлен в данной тематике, чтобы суметь осведомить участников о ложности разных представлений о диагнозе.

Для подростков от 14 лет предлагаются карточки «половая жизнь», в теме которой психолог играет также роль «просветителя» по разным вопросам, касающейся темы. Подростки, отвечая на карточки, довольно смущены и возбуждены, ведущий группы должен нормализовать ситуацию, уметь открыто обсуждать вопросы, связанные с ней.

В заключение хочется напомнить, что карточки являются вспомогательным инструментом, зачастую обнажающим проблемные точки и зоны ближайшего развития детей.

Как правило, участники группы, которые активно и регулярно работали с карточками, развивают в себе умение анализировать свои поступки и задумываться над своими действиями, повышают способность к выражению своих мыслей. Участники начинают ориентироваться в своих потребностях, эмоциях. Повышается ответственность за свое здоровье и приверженность к терапии, также дети обогащают свои знания и представления о болезни, что существенно снимает их тревогу за свою жизнь.

Применение пси-карточек в индивидуальной работе

Автор Вероника Золотова

Мне нравится использовать пси-карточки в индивидуальной работе с клиентом. Они позволяют психологу быстро и точно собрать диагностический материал, выстроить отношения с клиентом, настроить клиента на работу. Также пси-карточки дают возможность клиенту справиться с волнением от встречи с психологом и установить минимальное доверие и к психологу, и к процессу.

Если на прием пришла пара, ребенок и родитель, игра в пси-карточки позволяет им сконцентрироваться на самом процессе, а не друг на друге. В этом случае в свой слаженный дуэт они охотно впускают психолога. Судя по практике использования пси-карточек, вариант, когда психолог играет на равных с клиентом, предпочтительнее. Ответы психолога позволяют клиенту увидеть в нем живого, искреннего человека. Со своей стороны, во время совместной игры своими комментариями я задаю тон ответов, показываю пример, как можно отвечать, рассуждать, спрашивать. Я делаю акцент на обозначении чувств, которые я испытываю, когда слушаю ответы. Когда я отвечаю, я стараюсь говорить развернутыми предложениями, раздумывая вслух.

Обычно после предварительной беседы с клиентом я предлагаю ему поиграть. И не важно, сколько лет клиенту, в игру с удовольствием включаются и дети, и родители.

Карточки я кладу на стол «рубашкой» вверх, рассказываю правила и предлагаю взять карточку, не устанавливая заранее очередности. Это тоже один из важных диагностических моментов. Поведение клиента, один он или в паре, позволяет заметить особенности его поведения, которые я беру мысленно на заметку, чтобы позже проверить.
Итак, игра началась. Дети и взрослые увлечены игрой, потому что она про них. Самый частый комментарий во время первой игры — «Я даже про это никогда не задумывался». Особый интерес вызывают у пары ответы друг друга. И здесь самый частый комментарий — «Надо же, я это про тебя не знал».

Для игры на первой встрече я беру тему «Эмоциональный мир». Мешаю карточки между собой и слежу, чтобы клиенты не задавали отвлеченных вопросов о карточках — их цвете, геометрических фигурах в уголке и т.п. Предлагаю на все вопросы ответить после игры. Когда я вижу первые сигналы снижения внимания и интереса, я предлагаю закончить игру, доиграв последний круг. Дети начинают просить еще и еще. Главное, вовремя остановиться, на пике интереса. После завершения я показываю весь комплект карточек, и говорю, что здесь еще интереснее. После этого не возникает отрицательного ответа на предложение прийти еще раз.

В процессе последующих встреч я использую карточки, исходя из проблематики клиента. Это могут быть карточки из любой серии. И в зависимости от того, как клиент реагирует, о чем говорит, могу добавить темы: «Отношения к себе, с собой, границы» или «Помощь, поддержка, отношения с окружающими». Обычно я разбавляю эти темы карточками с эмоциями.

Также, если мне нужно проработать какую-то определенную проблему, я группирую карточки не по цвету, а по геометрическим фигурам. Каждая фигура обозначает установленное значение: друзья, семья, специалисты, личность, знания и др. Это позволяет точечно работать с запросом клиента.

Карточки ненавязчиво позволяют клиенту начать понимать себя и других людей, ориентироваться в чувствах и желаниях, понимать, как строятся его отношения с окружающим миром.

Я использую карточки в работе часто, сама с удовольствием отвечаю и люблю слушать ответы других.

Карточки условно поделены на две части. Пси-карточки с 1-й по 3-ю темы имеют общее направление. Их можно использовать с любым клиентом. Но наша основная задача с помощью пси-карточек подготовить детей к раскрытию диагноза, поддержать их после этого, встроить диагноз в жизнь, дать научные представления об их заболевании, снизить тревогу. Для этого и создавались пси-карточки.
И вот у нас с клиентом установлены доверительные отношения, мы отработали общие вопросы по темам, клиент готов идти дальше. А дальше уже то, ради чего эти пси-карточки и были созданы: подготовка к раскрытию диагноза, само раскрытие и его осознанное введение в жизнь клиента.

Пси-карточки 4-й и 5-й темы начинают второй этап подготовки ребенка к раскрытию диагноза. Основной упор сделан на темах про здоровье, куда входит и гигиена, и болезни, и общие понятия вируса. Это предварительная ступень, подготавливающая клиента к 7-й теме «Приверженность терапии (прием препаратов, врачи, анализы)».
Отдельная тема, которой я уделяю много внимания, это тема №6 «Тайна». В практике эта тема интересна и детям 7 лет и подросткам. Цель работы — постепенно подготовить их к будущему раскрытию диагноза.

Успешным завершением этапа считается, когда у ребенка сформирована устойчивая позиция «Я здоров», при этом не идет отрицания здоровья от того, что он ежедневно пьет таблетки. Таблетки воспринимаются как помощь своему организму и интегрированы в жизнь ребенка как важная, но не довлеющая над сознанием ребенка составляющая. Наши младшие клиенты с помощью карточек учатся ориентироваться в своем здоровье и поддерживать его, понимают важность здоровья, знают о болезнях, вирусах, иммунитете — и все это благодаря работе с пси-карточками.
На этом этапе работа с детьми 6–9 лет приостанавливается. Полученная ранее информация углубляется, расширяется на групповых занятиях.

С детьми старше 10 лет мы вступаем в новый этап работы — сопровождение в раскрытии диагноза. Мы проходим еще раз все темы карточек, структурируя знания. Используются не все карточки, а те, которые ранее вызывали затруднения. В теме про здоровье я увеличиваю количество устной информации про вирусы, и все, что с ними связано. Показываю детям мультфильмы, видео, мы рисуем, сочиняем сказки — все это нужно для того, что бы у ребенка образовалась ясная структура знаний о себе, своих особенностях, отношениях к себе и окружающим. Именно на эту стабильность мы будем «надевать» новое знание — информацию о диагнозе.

После раскрытия диагноза я использую пси-карточки №8 про ВИЧ, заново прохожу темы и отслеживаю, как меняется клиент, что с ним происходит, как он проживает новое знание о себе. В тех местах, которые вызывают непонимание, тревогу, агрессию мы останавливаемся и работаем уже с помощью других методов.

Самая востребованная тема пси-карточек у тех, кто знает свой диагноз — это мифы. Они вызывают бурное обсуждение, удивление и облегчение. К сожалению, в обществе еще ходят мифы о ВИЧ, которые действуют как страшилки. И подробный разбор этой ложной информации позволяет клиенту встретиться с предполагаемой негативной ситуацией с позиции медицины и здравого смысла. Это позволяет им становиться увереннее, активнее, спокойнее.

У старших подростков бурное оживление вызывает тема про секс. Эту тему мы обсуждаем с письменного разрешения законного представителя подростка. К сожалению, сейчас информацию о сексуальном развитии многие подростки получают из интернета, от друзей или опытным путем. А тут им предоставляется прекрасный шанс говорить открыто на интересующую тему с человеком, которому они доверяют и уважают. Они смущаются, краснеют, отнекиваются, но никогда не отказываются всерьез играть. А у психолога появляется возможность и просвещения в вопросах секса и возможность связать секс и ВИЧ, про ответственность и безопасность, как свою, так и партера, про будущую семейную жизнь, рождение ребенка.

Это все позволяет нам социализировать подростка, интегрировать его жизнь с диагнозом, устранить страхи и тревоги, получить реальную картину о своем заболевании.