Основные итоги проекта наставничества «Трамплин»
Принципы практики наставничества
В России практика наставничества над подростками в трудной жизненной ситуации внедрена Межрегиональной общественной организацией содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры», которая в свою очередь, использует многолетний международный опыт наставничества организации Big Brothers Big Sisters. Специалисты БФ «Дети+» адаптировали программу под потребности подростков с ВИЧ. Для этого были внесены изменения в содержание обучающего блока для наставников, сформулированы иные социальные результаты, на которые направлен проект «Трамплин».
Практика строится на основе разработанной и апробированной технологии наставничества, которая опирается на следующие принципы и подходы, обеспечивающие ее результативность:
- системность подхода на всех этапах подготовка волонтеров, подбор наставнических пар с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разработка индивидуальных планов развития с мониторингом достижения целей, оценка эффективности программы;
- долгосрочность, регулярность, индивидуальный подход. Минимальный срок участия в программе для наставника и для ребенка — 1 год;
- профессиональное сопровождение пар. Каждую пару «наставник-ребенок» на протяжении всего времени участия в проекте сопровождает психолог, что позволяет минимизировать возникновение конфликтных ситуаций, разработать и корректировать оптимальную программу поддержки ребенка, направленную на удовлетворение его потребностей, предотвращать эмоциональное выгорание волонтера;
- проведение дополнительных обучающих, поддерживающих мероприятий для детей и наставников способствует укреплению дружеского контакта между участниками проекта, мотивации на участие, формирует у детей активную жизненную позицию, познавательный интерес, и в целом, дополняет то влияние наставника, которое достигается за счет индивидуального сопровождения ребенка.
По мнению специалистов БФ «Дети+», в случае с подростками с ВИЧ, в оценку эффективности практики должны быть включены следующие критерии: анализ безопасного полового поведения подростков, осознание ответственность за передачу ВИЧ, сохранение собственного здоровья, а значит приверженность лечению.
Количественные результаты: (пара «подросток — наставник»)
2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|
Москва, МО | 10 пар | 15 пар | 20 пар |
Санкт-Петербург | — | 5 пар | 12 пар |
Новосибирск | — | — | 10 пар |
Самара | — | — | 10 пар |
Социальные результаты проекта «Трамплин»
На данный момент по проекту «Трамплин» определены социальные результаты для подростков, наставников и законных представителей подростков. Еженедельно наставники заполняют он-лайн форму по результату общения с подростком, это позволяет куратору проекта отслеживать состояние пар.
Для подростков:
- Подростки расширили круг своего общения по теме ВИЧ, могут спокойно говорить на эту темы с наставником.
- Подростки улучшили свои знания и навыки по теме ВИЧ-инфекция и АРВ терапия. Оценка- анкетирование подростков на знания.
- Подростки улучшили свое отношение к заболеванию. Оценка- анкетирование подростков на знания.
- У подростка появился значимый взрослый, который вызывает доверие и поддерживает его. Оценка- интервьюирование подростков об отношении к наставнику.
- Дети демонстрируют ответственное социальное поведение, в том числе в части ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
- Дети имеют мотивацию к получению образования и дальнейшему трудоустройству.
Долгосрочный социальный результат — успешная социализация подростка с ВИЧ. В это понятие для всех подростков-участников программы включается:
- соблюдение приверженности лечению;
- уменьшение до минимума риска передачи ВИЧ партнеру;
- получение профессионального образования;
- устройство на работу и способность обеспечивать себя;
- создание собственной семьи и рождение здоровых детей.
Организация мониторинга и оценки проекта
Первые два месяца, еженедельно наставники заполняют форму, в которой отмечают в каком виде общение было с подростком за прошедшую неделю, отмечают темы общения, оценивают эмоциональное состояние, отмечают возникшие трудности. В конце месяца, наставники анализируют прошедший месяц и заполняют более развернуто ситуацию в паре. Куратор проекта ведет журнал, в котором по каждой паре пишет изменения произошедшие за месяц.
Пары могут раз в месяц прийти на подростковые группы, на которых обсуждаются актуальные темы для подростков с ВИЧ. В конце года общения пар проводится анкетирование подростка на знания о ВИЧ и берется интервью у подростка об отношении его к наставнику.
Мероприятия и помощь проекту «Трамплин» в 2020 году