Основные итоги проекта наставничества «Трамплин»

Принципы практики наставничества

В России практика наставничества над подростками в трудной жизненной ситуации внедрена Межрегиональной общественной организацией содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры», которая в свою очередь, использует многолетний международный опыт наставничества организации Big Brothers Big Sisters. Специалисты БФ «Дети+» адаптировали программу под потребности подростков с ВИЧ. Для этого были внесены изменения в содержание обучающего блока для наставников, сформулированы иные социальные результаты, на которые направлен проект «Трамплин».

Практика строится на основе разработанной и апробированной технологии наставничества, которая опирается на следующие принципы и подходы, обеспечивающие ее результативность:

  • системность подхода на всех этапах подготовка волонтеров, подбор наставнических пар с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разработка индивидуальных планов развития с мониторингом достижения целей, оценка эффективности программы;
  • долгосрочность, регулярность, индивидуальный подход. Минимальный срок участия в программе для наставника и для ребенка — 1 год;
  • профессиональное сопровождение пар. Каждую пару «наставник-ребенок» на протяжении всего времени участия в проекте сопровождает психолог, что позволяет минимизировать возникновение конфликтных ситуаций, разработать и корректировать оптимальную программу поддержки ребенка, направленную на удовлетворение его потребностей, предотвращать эмоциональное выгорание волонтера;
  • проведение дополнительных обучающих, поддерживающих мероприятий для детей и наставников способствует укреплению дружеского контакта между участниками проекта, мотивации на участие, формирует у детей активную жизненную позицию, познавательный интерес, и в целом, дополняет то влияние наставника, которое достигается за счет индивидуального сопровождения ребенка.

По мнению специалистов БФ «Дети+», в случае с подростками с ВИЧ, в оценку эффективности практики должны быть включены следующие критерии: анализ безопасного полового поведения подростков, осознание ответственность за передачу ВИЧ, сохранение собственного здоровья, а значит приверженность лечению.

Количественные результаты: (пара «подросток — наставник»)

201820192020
Москва, МО10 пар15 пар20 пар
Санкт-Петербург5 пар12 пар
Новосибирск10 пар
Самара10 пар
Социальные результаты проекта «Трамплин»

На данный момент по проекту «Трамплин» определены социальные результаты для подростков, наставников и законных представителей подростков. Еженедельно наставники заполняют он-лайн форму по результату общения с подростком, это позволяет куратору проекта отслеживать состояние пар.

Для подростков:

  1. Подростки расширили круг своего общения по теме ВИЧ, могут спокойно говорить на эту темы с наставником.
  2. Подростки улучшили свои знания и навыки по теме ВИЧ-инфекция и АРВ терапия. Оценка- анкетирование подростков на знания.
  3. Подростки улучшили свое отношение к заболеванию. Оценка- анкетирование подростков на знания.
  4. У подростка появился значимый взрослый, который вызывает доверие и поддерживает его. Оценка- интервьюирование подростков об отношении к наставнику.
  5. Дети демонстрируют ответственное социальное поведение, в том числе в части ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
  6. Дети имеют мотивацию к получению образования и дальнейшему трудоустройству.

Долгосрочный социальный результат — успешная социализация подростка с ВИЧ. В это понятие для всех подростков-участников программы включается:

  • соблюдение приверженности лечению;
  • уменьшение до минимума риска передачи ВИЧ партнеру;
  • получение профессионального образования;
  • устройство на работу и способность обеспечивать себя;
  • создание собственной семьи и рождение здоровых детей.
Организация мониторинга и оценки проекта

Первые два месяца, еженедельно наставники заполняют форму, в которой отмечают в каком виде общение было с подростком за прошедшую неделю, отмечают темы общения, оценивают эмоциональное состояние, отмечают возникшие трудности. В конце месяца, наставники анализируют прошедший месяц и заполняют более развернуто ситуацию в паре. Куратор проекта ведет журнал, в котором по каждой паре пишет изменения произошедшие за месяц.

Пары могут раз в месяц прийти на подростковые группы, на которых обсуждаются актуальные темы для подростков с ВИЧ. В конце года общения пар проводится анкетирование подростка на знания о ВИЧ и берется интервью у подростка об отношении его к наставнику.

Мероприятия и помощь проекту «Трамплин» в 2020 году

Мероприятия и помощь проекту «Трамплин» в 2019 году

Мероприятия и помощь проекту «Трамплин» в 2018 году