Круглый стол по профилактике ВИЧ
в Государственной думе


Дум­ский круг­лый стол по про­бле­мам ВИЧ се­го­дня вы­шел очень про­дук­тив­ным.

Каж­дый экс­перт (а их бы­ло боль­ше 20 че­ло­век) го­во­рил о кон­крет­ных про­бле­мах и, что важ­но, пред­ла­гал кон­крет­ные же пу­ти для борь­бы с эпи­де­ми­ей.

Про­бле­ма это на­столь­ко мно­го­пла­но­вая, что объ­еди­ня­ют­ся все: бы­ли и ООН, и Мин­здрав, и Крас­ный Крест, и пред­ста­ви­те­ли НКО, пер­вы­ми от­ве­ча­ю­щие на вы­зо­вы, фор­ми­ру­е­мые ви­ру­сом.

Ну а те­перь, соб­ствен­но, о про­бле­мах и пу­тях ре­ше­ния.

Для на­ча­ла при­ве­ду по­ка­за­тель­ное чис­ло, на ко­то­рое жа­ло­ва­лись экс­пер­ты: 86% средств, вы­де­ля­е­мых на про­фи­лак­ти­ку ВИЧ, идёт на ра­бо­ту с об­ще­ством в це­лом. И толь­ко 14% — на про­филь­ные груп­пы.

Боль­ше то­го: речь идёт имен­но о ра­бо­те, а не об услу­гах. В за­ко­но­да­тель­стве ра­бо­та — это про­цесс без кон­крет­ных ито­го­вых по­ка­за­те­лей. Что-то сде­ла­ли, как-то от­чи­та­лись, осво­и­ли бюд­жет. Вот и пер­вая точ­ка при­ме­не­ния за­ко­но­да­тель­ных уси­лий: пе­ре­ход от «ра­бо­ты» к «услу­гам». с кон­крет­ны­ми па­ра­мет­ра­ми. И, ко­неч­но, с ак­цен­том на уяз­ви­мые груп­пы на­се­ле­ния.

Сле­ду­ю­щая про­бле­ма: мно­го­крат­но упо­мя­ну­тый 44-й ФЗ. Ко­гда объ­яв­ля­ет­ся гос­за­куп­ка по борь­бе с ВИЧ, ее вы­иг­ры­ва­ет не луч­ший, не опыт­ное НКО, а пер­вая по­пав­ша­я­ся фир­ма, пред­ла­га­ю­щая мень­шую це­ну. А ка­че­ство? — О нем ни­кто не ду­ма­ет. Тут от­ме­чу, что мы как раз ве­дём ра­бо­ту в Ду­ме по вы­ве­де­нию здра­во­охра­не­ния из-под па­губ­но­го вли­я­ния это­го за­ко­на, так что сло­ва экс­пер­тов, без­услов­но, долж­ны най­ти свой ре­зуль­тат.

От­дель­ная боль­шая про­бле­ма — это де­ти. Те из них, кто ро­дил­ся с ви­ру­сом, по­лу­ча­ют те­ра­пию, де­ла­ю­щую вза­и­мо­дей­ствие с ни­ми без­опас­ным для окру­жа­ю­щих — но дан­ные о бо­лез­ни уте­ка­ют в шко­лы и дру­гие ор­га­ни­за­ции, пре­вра­щая та­ких де­тей в па­рий. Здесь то­же нуж­но про­ду­мать ме­ры за­щи­ты.

Од­на­ко си­ту­а­ция, при ко­то­рой че­ло­век по­лу­ча­ет те­ра­пию, ещё не ста­ла нор­мой: так, на­при­мер, она недо­ступ­на бе­жен­цам из Укра­и­ны. А при пе­ре­ез­де граж­да­ни­на Рос­сии в дру­гой ре­ги­он его ме­ди­цин­ское со­про­вож­де­ние от­да­ет­ся на усмот­ре­ние чи­нов­ни­ку. Тут, ко­неч­но, нуж­на им­пе­ра­тив­ная нор­ма.

И по­том: ма­ло ведь вы­явить, нуж­но ещё убе­дить че­ло­ве­ка ле­чить­ся. А сей­час треть из зна­ю­щих о сво­ем ди­а­гно­зе это­го не де­ла­ет. Ча­стич­но из-за уста­рев­ших ле­карств, пред­ла­га­е­мых го­су­дар­ством, ча­стич­но из-за пе­ре­гру­жен­но­сти СПИД-цен­тров. Здесь осо­бен­но нуж­на по­мощь НКО, с ко­то­ры­ми долж­но вза­и­мо­дей­ство­вать го­су­дар­ство. Имен­но НКО ра­бо­та­ют на ули­це, с людь­ми на гра­ни за­ко­на (нар­ко­по­тре­би­те­ли, секс-ра­бот­ни­цы) — те­ми, кто сам вряд ли пой­дет к вра­чу.

Здесь я обо­зна­чил да­ле­ко не все те­мы, об­суж­дав­ши­е­ся на круг­лом сто­ле: есть ещё, на­при­мер, де­пор­та­ция ми­гран­тов с ВИЧ, ко­то­рых ку­да де­шев­ле бы­ло бы ле­чить в Рос­сии за счёт их го­су­дарств, чем со­дер­жать в до­ро­гих де­пор­та­ци­он­ных цен­трах и за­ча­стую вы­нуж­дать пе­ре­хо­дить на неле­галь­ное по­ло­же­ние. Из той же об­ла­сти и пре­сле­до­ва­ние за угро­зу за­ра­же­ния ВИЧ, с ко­то­рой су­ды про­сто не зна­ют, как об­ра­щать­ся.

А ещё есть про­бле­ма ВИЧ и усы­нов­ле­ния, про­бле­мы стиг­ма­ти­за­ции, про­све­ще­ния… ВИЧ — это во мно­гом со­ци­аль­ная бо­лезнь, и бо­роть­ся с ней толь­ко таб­лет­ка­ми нель­зя, здесь за­да­ча для все­го об­ще­ства, и та­кие круг­лые сто­лы, как се­го­дня, с его кон­со­ли­да­ци­ей, в этом очень по­мо­га­ют.