Пси-карточки фонда «Дети+»

Пси-карточки фонда «Дети+»

Цель: Под­го­тов­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за ВИЧ. По­нима­ние и при­нятие фак­та бо­лез­ни. По­выше­ние при­вер­женнос­ти те­рапии.

За­дачи: ус­та­нов­ле­ние ком­му­ника­тив­но-эмо­ци­ональ­ных свя­зей, улуч­ше­ние вза­имо­пони­мания, вы­яв­ле­ние лич­нос­тной проб­ле­мати­ки, кор­рекция дет­ско-ро­дитель­ских от­но­шений.

Ко­му: Для пси­холо­гов, со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков, пе­даго­гов, спе­ци­алис­тов ра­бота­ющих с деть­ми и семь­ями. Воз­можно ис­поль­зо­вание в семье без прив­ле­чения спе­ци­алис­тов, ис­поль­зо­вание в ин­ди­виду­аль­ной и груп­по­вой ра­боте.

В ос­но­ве пси-кар­то­чек ле­жат на­ибо­лее час­то встре­ча­ющи­еся фра­зы, труд­ности, проб­ле­мы, тре­воги, стра­хи:

  • де­тей и под­рос­тков, ко­торых под­го­тав­ли­вали к рас­кры­тию ди­аг­но­за ВИЧ;
  • ро­дите­лей, вос­пи­тыва­ющих ВИЧ- по­ложи­тель­но­го ре­бен­ка;
  • мо­лодых лю­дей, зна­ющих свой ди­аг­ноз ВИЧ+, но не по­нима­ющих и не при­нима­ющих его.

Важ­но, что­бы ро­дитель/пе­дагог или пси­холог име­ли чет­кое пред­став­ле­ние о ди­аг­но­зе, бы­ли вни­матель­ны к чувс­твам и пе­режи­вани­ям ре­бен­ка и к сво­ему собс­твен­но­му эмо­ци­ональ­но­му сос­то­янию, воз­ни­ка­юще­му в дан­ной иг­ре.

Взрос­лым, в хо­де сов­мес­тно­го про­веде­ния иг­ры, по­лучен­ная ин­форма­ция об­легча­ет при­нятие ре­бен­ка, поз­во­ля­ет по­нять внут­ренний мир ре­бен­ка и со­от­нести его со сво­им, да­ет воз­можность вы­явить внут­ренние кон­флик­ты, сла­бые /силь­ные сто­роны ре­бен­ка. Сов­мес­тное са­морас­кры­тие и поз­на­ние дру­гого поз­во­ля­ют ус­та­нав­ли­вать пер­вичный кон­такт или улуч­шить его, умень­ша­ют меж­личнос­тную дис­танцию и уве­личи­ва­ют уро­вень до­верия меж­ду чле­нами семьи или спе­ци­алис­том. В ито­ге с по­мощью но­вых зна­ний и уме­ний по­яв­ля­ет­ся воз­можность вы­рабо­тать адек­ватные стра­тегии вза­имо­дей­ствия с ре­бен­ком, учи­тывая пси­холо­гичес­кое сос­то­яние и уро­вень раз­ви­тия ре­бен­ка (эмо­ци­ональ­ный, со­ци­аль­ный, лич­нос­тный).

Де­тям и под­рос­ткам да­ют воз­можность в иг­ро­вой фор­ме обоз­на­чить труд­ные для се­бя те­мы, про­рабо­тать внут­ренние кон­флик­ты, уз­нать силь­ные и сла­бые сто­роны сво­ей лич­ности, поз­во­ля­ют на­ращи­вать на­выки за­боты о се­бе, уве­личи­ва­ют уро­вень са­мо­ана­лиза, от­ветс­твен­ности и са­море­гуля­ции.
Кар­точки по­мога­ют ус­та­нав­ли­вать и улуч­шать кон­такт с дру­гими деть­ми и взрос­лым в про­цес­се вза­имо­дей­ствия, уве­личи­вать уро­вень до­верия и сте­пень са­морас­кры­тия. Поз­во­ля­ют по­лучить опыт пос­тро­ения от­кры­тых и чес­тных вза­имо­от­но­шений, уз­на­вать дру­гого че­лове­ка и со­от­но­сить его опыт со сво­им.
Кар­точки вы­яв­ля­ют эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние ре­бён­ка, его от­но­шения с ок­ру­жа­ющим ми­ром и людь­ми, спо­соб­ность по­забо­тить­ся о се­бе, сво­ем здо­ровье, уме­ние поль­зо­вать­ся под­дер­жкой, ус­та­нав­ли­вать кон­такты и соб­лю­дать пра­вила.

Описание

В ком­плек­те име­ет­ся 10 на­боров кар­то­чек, ко­торые вклю­ча­ют та­кие раз­де­лы как:

  1. Эмо­ци­ональ­ный мир.
  2. От­но­шение к се­бе, с со­бой, гра­ницы.
  3. По­мощь, под­дер­жка, от­но­шения с ок­ру­жа­ющи­ми.
  4. Те­ло ги­ги­ена пи­тание.
  5. Бо­лез­ни (что за­щища­ет и раз­ру­ша­ет), здо­ровье, ви­русы.
  6. Тай­на.
  7. При­вер­женность те­рапии (при­ем пре­пара­тов, вра­чи, ана­лизы).
  8. Вич (для тех, кто зна­ет ди­аг­ноз).
  9. Ми­фы о ВИЧ.
  10. По­ловая жизнь, секс с ВИЧ.

Каж­дый раз­дел име­ет кар­точки с по­ложи­тель­ны­ми и от­ри­цатель­ны­ми ут­вер­жде­ни­ями. И кар­точки, пред­ла­га­ющие про­дол­жить фра­зу, поз­во­ля­ющие ис­поль­зо­вать свой лич­ный опыт и фан­та­зии на пред­ло­жен­ную те­му.

Инструкция к применению

Спе­ци­алист, слу­шая от­ве­ты ре­бен­ка, мо­жет за­давать до­пол­ни­тель­ные воп­ро­сы, нап­ри­мер, лег­ко ли бы­ло от­ве­чать на дан­ное ут­вер­жде­ние/про­дол­жать фра­зу? Ес­ли бы­ло труд­но, то по ка­кой при­чине? Хо­тел бы ре­бенок, что­бы бы­ло по-дру­гому или его все ус­тра­ива­ет. Не­об­хо­димо быть вни­матель­ным к чувс­твам ре­бен­ка, ко­торые воз­ни­ка­ют в про­цес­се от­ве­тов, и по­могать ос­мысли­вать свое по­веде­ние и по­зицию.

Для под­го­тов­ки к рас­кры­тию ди­аг­но­за кар­точки ис­поль­зу­ют­ся в по­ряд­ке, пред­ло­жен­ном вы­ше.

До рас­кры­тия ди­аг­но­за мож­но сме­шивать кар­точки 1–6 раз­де­ла.
Пос­ле рас­кры­тия ис­поль­зу­ют­ся кар­точки 8–9 раз­де­ла.

10-й раз­дел пред­назна­чен для мо­лодых лю­дей, стар­ше 16 лет. При ра­боте с этой те­мой ре­комен­ду­ем брать пись­мен­ное раз­ре­шение за­кон­ных пред­ста­вите­лей под­рос­тка.

Пос­ле рас­кры­тия ди­аг­но­за по­лез­но ис­поль­зо­вать всю ко­лоду для вы­яв­ле­ния воз­никших труд­ностей.

Ис­поль­зуя оди­нако­вые знач­ки, ука­зан­ные вни­зу кар­точки, мож­но выб­рать те­мати­ку для про­работ­ки оп­ре­делен­ной проб­ле­мы:
лич­ность, зна­ния, раз­мышле­ния, же­лания, семья, друзья, зна­комые, спе­ци­алис­ты, об­щес­тво.

Правила игры

Кар­точки пе­реме­шива­ют­ся и кла­дут­ся «ру­баш­кой» вверх. Учас­тни­ки по оче­реди вы­тас­ки­ва­ют лю­бую пон­ра­вив­шу­юся кар­точку, чи­та­ют вслух ут­вер­жде­ние и го­ворят, про них это или нет, по­яс­няя свой от­вет.

Учас­тник, чи­тая не­окон­ченную фра­зу, дол­жен про­дол­жить ее сво­ими собс­твен­ны­ми рас­сужде­ни­ями.

Ос­таль­ные учас­тни­ки мо­гут за­давать воп­ро­сы или да­вать об­ратную связь — оз­ву­чивать чувс­тва, воз­ни­ка­ющие у них в этот мо­мент.

Учас­тник, ко­торый дер­жит кар­точку, мо­жет не от­ве­чать на воп­ро­сы или ис­поль­зо­вать пра­вило «СТОП» и зап­ре­тить до­пол­ни­тель­ные воп­ро­сы и об­ратную связь от дру­гих учас­тни­ков (кро­ме пси­холо­га).

По всем воп­ро­сам, воз­ни­ка­ющим при ра­боте с кар­точка­ми, об­ра­щай­тесь в Бла­гот­во­ритель­ный фонд «Де­ти+».

Пси карточкиПси карточки