Проективные карточки

Проективные карточки

Проективная методика «Отношения, здоровье и болезни. Твое здоровье в твоих руках»

Авторский коллектив:

психологи: П. Гальцова, Е. Терпенова, Е. Токарева, Е. Березина;

педагог: О. Кирьянова;

художник-иллюстратор: Д. Мелянцев

Описание методики

Цели: подготовка к раскрытию диагноза «ВИЧ», помощь в понимании и принятии факта болезни, повышение приверженности терапии.

Задачи: установление коммуникативно-эмоциональных связей, улучшение взаимопонимания, выявление личностной проблематики, коррекция детско-родительских отношений.

Кому: психологам, социальным работникам, педагогам, специалистам, работающим с детьми и семьями. Возможно использование в семье без привлечения специалистов.

Для кого: для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для более старших детей с задержкой развития или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Методика предназначена для диагностики готовности детей к раскрытию диагноза «ВИЧ-инфекция», в качестве пособия для объяснения ребенку тем, связанных с ВИЧ, бесед с ним о здоровье, формирования приверженности ЗОЖ, развития толерантности к людям с различными заболеваниями, информирования о хронических заболеваниях.

Методика включает в себя карточки по пяти тематикам:

  1. «Семья и отношения»;
  2. «Эмоции»;
  3. «Тело и здоровье»;
  4. «Иммунитет и болезни»;
  5. «Вирус иммунодефицита человека»

Проекция — известный и популярный среди психологов механизм, впервые описанный психиатром З. Фрейдом и широко используемый в современной психологии как для психологической диагностики,
так и для психотерапевтической работы.

Использование проективной диагностической методики

Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком в привычном и безопасном для него окружении. Картинки показываются в пронумерованном порядке. Методика может быть проведена полностью как за одну встречу, если внимание и работоспособность ребенка позволяют, так и за несколько встреч.

Инструкция: «Мы сейчас будем рассматривать картинки. Ты будешь придумывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что люди на картинках делают сейчас, что было до этого момента, а что случится после». Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношение к рассказу. По ходу рассказа можно задавать уточняющие вопросы, написанные с обратной стороны картинок. Например: «Почему персонаж ведет себя именно так, а не иначе?», «Почему указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст?», «Почему именно так окончен рассказ?» Также для каждой картинки есть специфические вопросы, связанные с конкретным сюжетом, отношением ребенка к персонажам и их действиям.

Обработка результатов: при анализе ответов ребенка оценивается его понимание различных ситуаций, уровень развития социального и эмоционального интеллекта, выявляется наличие стрессогенных
факторов и травматических ситуаций в опыте ребенка и в настоящее время, степень адаптированности в социуме, наличие ресурсов в социальном окружении и готовность (способность) обращаться за помощью и пользоваться поддержкой.

В каждой из пяти тем оцениваются осведомленность ребенка и способность к практическому использованию имеющихся знаний. Также выявляются сферы недостаточной осведомленности. После этого психолог (желательно совместно с законными представителями) составляет программу индивидуальной под готовки ребенка к раскрытию диагноза. Для реализации программы можно использовать данные карточки как вспомогательный инструмент, а также другие материалы, например сказку «Капельки здоровья», мультфильмы про иммунитет и т.д.

Важные принципы работы специалистов в процессе объяснения диагноза ребенку
  1. Принцип «Не навреди». Несмотря на убеждения специалистов о разрушительном влиянии тайны в семье, важно убедиться в готовности как взрослых членов семьи, так и самого ребенка, наличии ресурсов, устойчивых детско-родительских отношениях, отсутствии травмирующих ребенка ситуаций и других условий. Преждевременное раскрытие диагноза может быть разрушительным.
  2. Получение письменного согласия родителей (законных представителей) на озвучивание психологом диагноза ребенку.
  3. Озвучивание диагноза в присутствии родителя (законного представителя).
  4. Поддержка семьи после раскрытия диагноза.
  5. Важность соблюдения конфиденциальности.
    Подробнее о про цессе объяснения диагноза ребенку с ВИЧ можно прочитать в методических материалах фонда «Система сопровождения семей, воспитывающих детей с ВИЧ» (стр. 49), на сайте фонда www.childrenplus.ru в разделе «Ресурсный центр» «Методические материалы».

Помните! Чем больше у ребенка правдивой информации о диагнозе, положительных примеров жизни с диагнозом других людей, тем больше понимания того, что с ним происходит, ощущения контроля
над своей жизнью и принятия ответственности за последствия.

Дети, которые узнают про свой диагноз, не пройдя специальную подготовку, могут испытывать ряд серьезных и сложных эмоций: страх за себя и свое будущее («Я скоро умру»), страх отвержения обществом, стыд за свою инаковость, злость и ненависть на тех, кто «наградил» диагнозом, бессилие перед болезнью. Все это порождает стрессовую реакцию организма. Подростку нужны время и большая поддержка со стороны, чтобы пережить и принять свой диагноз. А пока будет происходить принятие, ребенок, очутившийся в ситуации стресса, может иметь признаки дезадаптации, вследствие чего он может демонстрировать ухудшение поведения, неконтролируемую ярость или провокативное поведение, повышение уровня тревоги, раздражение, социальную замкнутость. В этот период ребенок в большей степени нуждается в поддержке семьи, социальных и психологических служб. Ему необходимо максимально рассказать о диагнозе, обеспечить его примерами успешной жизни других ВИЧ-инфицированных людей, помочь разобраться с возникающими чувствами, интегрировать и пережить их. По возможности обеспечить группой поддержки, на которой ребенок поймет, что он не один, и узнает, как другие справляются со своими сложностями и выстраивают жизнь.

Спланированный процесс раскрытия диагноза помогает определить наиболее подходящее время, сделать этот процесс более комфортным для ребенка и всей семьи.