Школа приемных родителей. Модуль «Дети-сироты с ВИЧ»

Раздел включает:

  1. Ответы на вопросы слушателей по Разделам 1-4;
  2. Оценка результата усвоения Модуля;
  3. Проведение самооценки и выявление готовности к приему ребенка на воспитание;
  4. Составление итогового заключения о готовности и способности гражданина к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с гражданином по их желанию).
Требования к знаниям и компетенциям по завершении подготовки граждан
  1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие модуль, по завершении модуля должны иметь четкое представление:
    • о воспитательных компетенциях и родительских навыках, необходимых для воспитания в своей семье ребенка с заболеванием ВИЧ- инфекция, оставшегося без попечения родителей;
    • об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка с заболеванием ВИЧ- инфекция, оставшегося без попечения родителей;
    • о ребенке с заболеванием ВИЧ- инфекция, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
    • о правилах безопасного воспитания приемных детей с ВИЧ в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;
    • о своей семье как о развивающейся системе взаимоотношений;
  2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
    • права и обязанности лиц, принявших ребенка с заболеванием ВИЧ- инфекция в семью;
    • закономерности развития ребенка с заболеванием ВИЧ- инфекция в разные возрастные периоды;
    • о важности и необходимости удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
    • об особенностях ухода, развития и воспитания детей с заболеванием ВИЧ- инфекция;
    • санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
    • способы формирования навыков приверженности лечению и здоровому образу жизни ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
    • о важности и необходимости формирования адекватной самооценки, преодоления внутренней самостигмы из-за наличия ВИЧ-инфекции;
    • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
    • ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
  3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
    • использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
    • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих компетенций по воспитанию приемного ребенка;
    • мотивировать ребенка на разных возрастных этапах регулярно принимать лекарства, с пониманием относится к контролю за состоянием здоровья в центре профилактики и борьбы со СПИДом;
    • научить ребенка соблюдать рекомендации врачей, понимать смысл анализов на вирусную нагрузку и иммунный статус, выстраивать открытый и конструктивный диалог с врачами;
    • предотвращать риск жестокого обращения с ребенком из-за ВИЧ в семье, детских учреждениях и т.п;
    • оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания;
    • преодолевать стереотипы мышления, связанные с наличием у ребенка ВИЧ-инфекции;
    • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка с заболеванием ВИЧ-инфекция, оставшегося без попечения родителей;
    • быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
    • ориентироваться в системе профессиональной медицинской помощи детям с ВИЧ;
    • заботиться о здоровье ребенка;
    • соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка, его заболевания;
    • быть готовыми к сотрудничеству с организациями, действующими в сфере опеки и попечительства, региональным центром профилактики и борьбы со СПИДом, пенсионным фондом, отделами социального обслуживания и т.п.

Законным представителям и кандидатам в замещающие родители ребенка с ВИЧ важно:

  1. Признать наличие ВИЧ-инфекции.
  2. Не иметь страха перед ВИЧ у ребенка.
  3. Сотрудничать с медицинскими учреждениями.
  4. Регулярно давать терапию согласно назначениям врача (18 и более лет).
  5. Быть готовым отстаивать права ребенка в поликлинике, школе, детском саду, лагере, санатории и т.п.
  6. Быть готовым подвергнуться дискриминации из-за ВИЧ и конструктивно справиться с этой ситуацией, без вреда для себя и ребенка.
  7. Помочь ребенку узнать и принять свой диагноз.
  8. Вырастить его приверженным терапии и ответственным за свое здоровье и здоровье окружающих.
  9. Обсуждать с ребенком вопросы взаимоотношения полов.
  10. Сотрудничать с психологами, компетентными в сфере ВИЧ.
  11. Понимать, что ребенку важно иметь друзей с таким же диагнозом.

Организации, помогающие семьям, воспитывающим ребенка с ВИЧ:

  • Благотворительный фонд «Дети+» по всей России;
  • Благотворительный фонд «Радость» г. Самара;
  • Благотворительный фонд «Жизнь без границ» г. Нижний Новгород;
  • АНО «Пора помогать» г. Санкт Петербург;
  • АНО «Семья детям» г. Екатеринбург;
  • АНО «Все в твоих руках» г. Омск;

Медицинское наблюдение: центры профилактики и борьбы со СПИДом.