Спать!


Для каж­до­го ро­дите­ля за­бота о здо­ровом сне и пра­виль­ной ук­ладке ре­бен­ка спать яв­ля­ет­ся од­ним из важ­ней­ших ас­пектов в вос­пи­тании ма­лыша. Од­на­ко этот про­цесс мо­жет вы­зывать мно­го воп­ро­сов и вы­зовов, осо­бен­но ес­ли у вас мла­денец, ре­бенок ран­не­го или дош­коль­но­го воз­раста. В этой статье мы рас­смот­рим ос­новные прин­ци­пы ук­ла­дыва­ния ре­бен­ка спать в за­виси­мос­ти от его воз­раста и по­делим­ся по­лез­ны­ми со­вета­ми для соз­да­ния спо­кой­ной ат­мосфе­ры в спаль­не.

Как определить оптимальное время сна для ребенка?

Воз­рас­тные осо­бен­ности иг­ра­ют клю­чевую роль:

  • Но­ворож­денные и мла­ден­цы (до 3 ме­сяцев). Обыч­но тре­бу­ют до 1417 ча­сов сна в сут­ки, вклю­чая крат­кие пе­ри­оды бодрство­вания для кор­мле­ния и сме­ны под­гузни­ков.
  • Мла­ден­цы (3–11 ме­сяцев). На этом эта­пе обыч­но нуж­да­ют­ся в 1215 ча­сах сна в сут­ки, вклю­чая ноч­ной сон и днев­ные сно­виде­ния.
  • Де­ти (12 го­да). От 11 до 14 ча­сов сна в сут­ки, вклю­чая один или два днев­ных сна и ноч­ной сон.
  • Дош­коль­ни­ки (35 лет). Обыч­но тре­бу­ют око­ло 1013 ча­сов сна в сут­ки, вклю­чая один днев­ной сон и ноч­ной сон.
  • Де­ти млад­ше­го школь­но­го воз­раста (612 лет). Ре­комен­ду­ет­ся 912 ча­сов сна в сут­ки.

Оп­ре­деле­ние вре­мени на­чала днев­но­го сна так­же важ­но и за­висит от би­оло­гичес­ких ча­сов ре­бен­ка. Днев­ной сон по­мога­ет вос­ста­новить энер­гию и под­держать фи­зичес­кое и эмо­ци­ональ­ное бла­гопо­лучие. Вре­мя на­чала днев­но­го сна мо­жет за­висеть от ес­тес­твен­ных би­орит­мов ре­бен­ка и его ин­ди­виду­аль­ных пот­ребнос­тей в сне.

Оп­ре­деле­ние ес­тес­твен­ных би­орит­мов ре­бен­ка мо­жет быть про­ще все­го, ес­ли об­ра­тить вни­мание на его по­веде­ние и ре­ак­ции в те­чение дня.

Вот нес­коль­ко спо­собов, как это мож­но сде­лать:

  • Наб­лю­дение за вре­менем ак­тивнос­ти и ус­та­лос­ти. За­пиши­те, ког­да ре­бенок обыч­но са­мый ак­тивный и энер­гичный, а ког­да на­чина­ет про­яв­лять приз­на­ки ус­та­лос­ти. Это мо­жет по­мочь оп­ре­делить оп­ти­маль­ное вре­мя для сна и бодрство­вания.
  • Учет ре­ак­ции на сме­ну ок­ру­жа­ющей сре­ды. Об­ра­тите вни­мание, как ре­бенок ре­аги­ру­ет на из­ме­нения в ре­жиме дня, све­товом вре­мени и ок­ру­жа­ющей об­ста­нов­ке. Его ре­ак­ции мо­гут дать пред­став­ле­ние о его ес­тес­твен­ных би­орит­мах.
  • Ана­лиз дли­тель­нос­ти сна и вре­мени его на­чала и окон­ча­ния. За­пиши­те, сколь­ко вре­мени ре­бенок спит ночью и в те­чение дня, а так­же вре­мя, ког­да он обыч­но за­сыпа­ет и про­сыпа­ет­ся. Это по­может вы­явить его ес­тес­твен­ные пред­почте­ния в сне.
  • Наб­лю­дение за ап­пе­титом и нас­тро­ени­ем. Уро­вень ап­пе­тита и нас­тро­ения так­же мо­гут быть свя­заны с би­оло­гичес­ки­ми рит­ма­ми. За­пиши­те, ког­да у ре­бен­ка воз­ни­ка­ют ап­пе­тит­ные пи­ки и спа­ды, а так­же как его нас­тро­ение ме­ня­ет­ся в те­чение дня.
  • Сис­те­мати­чес­кий под­ход к наб­лю­дению. Про­води­те наб­лю­дения в те­чение нес­коль­ких дней или не­дель, что­бы по­лучить бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние о ес­тес­твен­ных би­орит­мах ре­бен­ка. Сис­те­мати­чес­кий под­ход по­может вы­явить об­щие за­коно­мер­ности и ус­та­новить его ес­тес­твен­ные цик­лы сна и бодрство­вания.

Би­оло­гичес­кие ча­сы ре­бен­ка так­же мо­гут быть свя­заны со све­товым днем, ко­торый иг­ра­ет важ­ную роль в ре­гуля­ции цир­кадных рит­мов сна и бодрство­вания. Све­товой день воз­дей­ству­ет на вы­работ­ку гор­мо­на ме­лато­нина, ко­торый ре­гули­ру­ет цик­лы сна и бодрство­вания. По­это­му важ­но соз­дать оп­ти­маль­ные ус­ло­вия ос­ве­щения в ком­на­те ре­бен­ка, что­бы под­держи­вать ес­тес­твен­ные цир­кадные рит­мы.

Ре­жим сна ре­бен­ка мо­жет быть под­вержен из­ме­нени­ям в за­виси­мос­ти от се­зона. Зи­мой днев­ной свет ста­новит­ся ко­роче, по­это­му не­кото­рым де­тям мо­жет пот­ре­бовать­ся боль­ше вре­мени на сон, что­бы ком­пенси­ровать этот фак­тор. Ле­том, на­обо­рот, уве­личе­ние днев­но­го све­та мо­жет при­вес­ти к то­му, что ре­бен­ку пот­ре­бу­ет­ся мень­ше вре­мени на сон. По­это­му ро­дите­ли мо­гут прис­по­саб­ли­вать ре­жим сна ре­бен­ка к из­ме­ня­ющим­ся ус­ло­ви­ям све­тово­го дня для под­держа­ния его здо­ровья и хо­роше­го са­мочувс­твия.

Как укладывать ребенка спать: искусство и наука

Ре­гуляр­ное и спо­кой­ное ве­чер­нее рас­пи­сание, ко­торое по­мога­ет ре­бен­ку ус­по­ко­ить­ся и под­го­товить­ся ко сну, иг­ра­ет важ­ную роль. Это мо­жет вклю­чать чте­ние книг пе­ред сном, у­ют­ную ат­мосфе­ру в ком­на­те и ти­хие ак­тивнос­ти.

Особенности укладывания спать в зависимости от возраста ребенка

Ук­ла­дыва­ние мла­ден­ца спать:

  • Соз­дай­те у­ют­ную об­ста­нов­ку. По­мес­ти­те мла­ден­ца в кро­ват­ку с мяг­ки­ми и ком­фор­тны­ми при­над­лежнос­тя­ми. Ис­поль­зуй­те ноч­ник или ноч­ную лам­пу для соз­да­ния приг­лу­шен­но­го све­та.
  • Прак­ти­куй­те ри­ту­алы пе­ред сном. Ус­по­ка­ива­ющий мас­саж, чте­ние кни­ги или ти­хие пес­ни мо­гут по­мочь ма­лышу рас­сла­бить­ся и под­го­товить­ся ко сну.
  • Сле­дите за ре­жимом дня. Под­держи­вай­те ре­гуляр­ное рас­пи­сание днев­но­го сна и кор­мле­ния, что­бы по­мочь мла­ден­цу ус­та­новить би­оло­гичес­кий ча­совой ритм.
  • Из­бе­гай­те лиш­не­го воз­бужде­ния. Пе­ред сном из­бе­гай­те игр и ак­тивных раз­вле­чений, что­бы пре­дот­вра­тить пе­ре­утом­ле­ние мла­ден­ца.
  • Будь­те тер­пе­ливы. Пом­ни­те, что ук­ла­дыва­ние мла­ден­ца спать мо­жет за­нять вре­мя и тре­бу­ет тер­пе­ния. Ста­рай­тесь под­держи­вать спо­кой­ную ат­мосфе­ру и не де­монс­три­ровать бес­по­кой­ство.

Ук­ла­дыва­ние спать де­тей до 3 лет:

  • Ус­та­нав­ли­вай­те ре­гуляр­ные ри­ту­алы. Под­держи­вай­те пос­то­ян­ные обы­чаи пе­ред сном, та­кие как ку­пание, чте­ние кни­ги или при­ят­ные бе­седы.
  • Соз­да­вай­те ус­ло­вия для ком­фор­тно­го сна. Обес­печь­те спо­кой­ную и тем­ную об­ста­нов­ку в спаль­не, что­бы снять нап­ря­жение и спо­собс­тво­вать быс­тро­му за­сыпа­нию.
  • Прак­ти­куй­те са­мос­то­ятель­ное ук­ла­дыва­ние. Пос­те­пен­но при­учай­те ре­бен­ка за­сыпать са­мос­то­ятель­но, учи­тывая его ин­ди­виду­аль­ные пот­ребнос­ти и ха­рак­тер.
  • Об­ра­щай­те вни­мание на ре­ак­цию на из­ме­нения. Из­ме­нения в ре­жиме дня или ок­ру­жа­ющей сре­де мо­гут вли­ять на сон ре­бен­ка. Ста­рай­тесь под­держи­вать ста­биль­ность и пред­ска­зу­емость.
  • Сти­мули­руй­те раз­ви­тие на­выков са­мос­то­ятель­но­го сна. По­ощ­ряй­те ре­бен­ка к ус­по­ко­ению и за­сыпа­нию без ва­шей по­мощи, пос­те­пен­но уве­личи­вая его не­зави­симость.

Ук­ла­дыва­ние ре­бен­ка спать в дош­коль­ном воз­расте:

  • Раз­ра­ботай­те струк­ту­риро­ван­ный ре­жим дня. Оп­ре­дели­те оп­ти­маль­ное вре­мя для сна и про­сыпа­ния, что­бы соз­дать ус­той­чи­вый би­оло­гичес­кий ритм.
  • Внед­ряй­те ри­ту­алы пе­ред сном. Раз­ра­ботай­те свои собс­твен­ные тра­диции пе­ред сном, ко­торые бу­дут спо­собс­тво­вать рас­слаб­ле­нию и под­го­тов­ке к сну.
  • Ог­ра­ничи­вай­те эк­ранное вре­мя пе­ред сном. Из­бе­гай­те ак­тивных игр и ис­поль­зо­вания гад­же­тов пе­ред сном, пос­коль­ку это мо­жет зат­руднить за­сыпа­ние.
  • Под­держи­вай­те фи­зичес­кую ак­тивность в те­чение дня. Ре­гуляр­ные фи­зичес­кие уп­ражне­ния мо­гут по­мочь ре­бен­ку уто­мить­ся и под­го­товить­ся к сну.
  • Под­держи­вай­те по­зитив­ные при­выч­ки сна. По­ощ­ряй­те ре­бен­ка к са­мос­то­ятель­но­му за­сыпа­нию и соз­да­нию у­ют­ной об­ста­нов­ки в спаль­не, что­бы он мог от­ды­хать и вос­ста­нав­ли­вать­ся пос­ле ак­тивно­го дня.

Ук­ла­дыва­ние ре­бен­ка спать — это про­цесс, ко­торый тре­бу­ет вни­мания, тер­пе­ния и люб­ви. Сле­дуя ре­комен­да­ци­ям и учи­тывая ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности ва­шего ре­бен­ка, вы смо­жете соз­дать ус­ло­вия для ка­чес­твен­но­го и здо­рово­го сна, спо­собс­тву­юще­го его фи­зичес­ко­му и эмо­ци­ональ­но­му раз­ви­тию. Пом­ни­те, что каж­дый ре­бенок уни­кален, и под­ход к ук­ла­дыва­нию его спать дол­жен быть ин­ди­виду­али­зиро­ван­ным.

Что делать, если ребенок не засыпает, и с чем это может быть связано?

Ес­ли ре­бенок ис­пы­тыва­ет труд­ности с за­сыпа­ни­ем, это мо­жет быть свя­зано с раз­личны­ми фак­то­рами, вклю­чая фи­зичес­кое или эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние, из­ме­нения в ок­ру­жа­ющей сре­де или не­дос­та­ток ре­гуляр­ности в ре­жиме сна.

Вот нес­коль­ко ша­гов, ко­торые мож­но пред­при­нять:

  • Оце­ните фи­зичес­кое сос­то­яние. Убе­дитесь, что ре­бенок не ис­пы­тыва­ет дис­комфор­та или бо­ли, ко­торые мо­гут ме­шать за­сыпа­нию. Про­верь­те, что он не го­лоден, не пе­ре­утом­лен или не бес­по­ко­ит­ся из-за бо­лез­ни.
  • Соз­дай­те спо­кой­ную об­ста­нов­ку. Убе­дитесь, что спаль­ня ре­бен­ка спо­кой­ная и бе­зопас­ная. Умень­ши­те внеш­ние раз­дра­жите­ли, та­кие как шум и яр­кий свет, и соз­дай­те при­ят­ную ат­мосфе­ру для за­сыпа­ния.
  • Ре­визия ре­жима дня. Про­верь­те, со­от­ветс­тву­ет ли ре­жим дня ре­бен­ка его ес­тес­твен­ным би­оло­гичес­ким рит­мам. Воз­можно, ему нуж­но боль­ше или мень­ше вре­мени для сна или бодрство­вания.
  • Уста­нови­те ре­гуляр­ные ри­ту­алы пе­ред сном. Ре­гуляр­ные ри­ту­алы пе­ред сном по­мога­ют ре­бен­ку под­го­товить­ся к сну. Про­думай­те спо­кой­ные и при­ят­ные ак­тивнос­ти пе­ред сном, ко­торые бу­дут по­могать ему рас­сла­бить­ся и ус­по­ко­ить­ся.
  • Об­ра­титесь к спе­ци­алис­ту. Ес­ли проб­ле­мы с за­сыпа­ни­ем сох­ра­ня­ют­ся, не стес­няй­тесь об­ра­тить­ся к пе­ди­ат­ру или пси­холо­гу для кон­суль­та­ции и до­пол­ни­тель­ной под­дер­жки. Воз­можно, ре­бен­ку пот­ре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­ное ме­дицин­ское или пси­холо­гичес­кое вме­шатель­ство для улуч­ше­ния ка­чес­тва сна.
Спящий ребенок: какие факторы влияют на качество сна?

Фак­то­ры, та­кие как пра­виль­ная тем­пе­рату­ра и уро­вень шу­ма в ком­на­те, а так­же удоб­ная кро­ват­ка и пос­тель­ное белье, мо­гут су­щес­твен­но пов­ли­ять на ка­чес­тво сна ре­бен­ка.

Что делать, если ребенок вечером просыпается?

Это нор­маль­ное яв­ле­ние, осо­бен­но у мла­ден­цев и ма­лень­ких де­тей. Важ­но соз­дать бе­зопас­ную и спо­кой­ную об­ста­нов­ку, что­бы ре­бенок смог лег­ко зас­нуть об­ратно.

Количество дневного сна: как это влияет на здоровье?

Днев­ной сон так­же ва­жен для раз­ви­тия и рос­та де­тей. Он по­мога­ет вос­ста­новить энер­гию и по­высить кон­цен­тра­цию в те­чение дня.

Вот пять рас­простра­нен­ных оши­бок, ко­торые ро­дите­ли мо­гут до­пус­кать при ор­га­низа­ции днев­но­го сна:

  • Не­дос­та­точ­ное вре­мя для сна. Ро­дите­ли мо­гут оши­боч­но счи­тать, что де­тям не ну­жен днев­ной сон или ог­ра­ничи­вать его про­дол­жи­тель­ность из-за сво­их за­нятых рас­пи­саний. Од­на­ко не­дос­та­ток днев­но­го сна мо­жет при­вес­ти к по­вышен­ной раз­дра­житель­нос­ти, ухуд­ше­нию кон­цен­тра­ции и об­ще­му ухуд­ше­нию бла­гопо­лучия ре­бен­ка.
  • Неп­ра­виль­ное вре­мя для днев­но­го сна. Ес­ли днев­ной сон про­ис­хо­дит слиш­ком поз­дно или слиш­ком ра­но, это мо­жет на­рушить би­оло­гичес­кий ритм ре­бен­ка и зат­руднить ве­чер­нее за­сыпа­ние. Неп­ра­виль­но син­хро­низи­рован­ный днев­ной сон мо­жет так­же при­вес­ти к бес­сонни­це в ноч­ное вре­мя.
  • Пе­ребы­вание в тем­ном по­меще­нии. Важ­но обес­пе­чить ре­бен­ку дос­та­точ­ное ос­ве­щение в те­чение дня, осо­бен­но во вре­мя днев­но­го сна. Дли­тель­ное пре­быва­ние в тем­ной ком­на­те мо­жет на­рушить би­оло­гичес­кий ча­совой ритм и сде­лать за­сыпа­ние ве­чером слож­нее.
  • Ис­поль­зо­вание гад­же­тов пе­ред сном. Эк­ранное вре­мя пе­ред сном мо­жет сни­зить уро­вень ме­лато­нина — гор­мо­на, ко­торый по­мога­ет ре­гули­ровать сон. Прос­мотр те­леви­зора, план­ше­та или смар­тфо­на пе­ред сном мо­жет зат­руднить за­сыпа­ние и ухуд­шить ка­чес­тво сна.
  • Не­пос­то­янс­тво в ре­жиме дня. Не­сог­ла­сован­ный ре­жим дня, вклю­чая раз­личное вре­мя сна в вы­ход­ные и буд­ние дни, мо­жет на­рушить би­оло­гичес­кий ритм ре­бен­ка и выз­вать до­пол­ни­тель­ные проб­ле­мы с сном. Важ­но под­держи­вать ста­биль­ный ре­жим сна и бодрство­вания для под­держа­ния здо­рово­го сна у ре­бен­ка.

В зак­лю­чении важ­но под­чер­кнуть, что ук­ла­дыва­ние ре­бен­ка спать яв­ля­ет­ся важ­ным ас­пектом его здо­ровья и раз­ви­тия, ко­торый тре­бу­ет вни­мания и за­боты со сто­роны ро­дите­лей. Оп­ти­маль­ное вре­мя сна за­висит от воз­раста ре­бен­ка и его ин­ди­виду­аль­ных пот­ребнос­тей. Ус­та­нов­ле­ние ре­гуляр­но­го ре­жима сна и соз­да­ние спо­кой­ной ат­мосфе­ры в спаль­не по­мога­ют обес­пе­чить ка­чес­твен­ный сон и бла­гопо­лучие ре­бен­ка.

Важ­но так­же учи­тывать би­оло­гичес­кие ча­сы ре­бен­ка и его ес­тес­твен­ные би­орит­мы при оп­ре­деле­нии оп­ти­маль­но­го вре­мени для сна и бодрство­вания. Наб­лю­дение за по­веде­ни­ем и ре­ак­ци­ями ре­бен­ка в те­чение дня по­мога­ет оп­ре­делить его ес­тес­твен­ные цик­лы сна и бодрство­вания.

Ошиб­ки при ор­га­низа­ции днев­но­го сна, та­кие как на­руше­ние ре­гуляр­ности или не­дос­та­точ­ное вни­мание к ком­форту ре­бен­ка, мо­гут при­вес­ти к на­руше­нию его сна и по­веде­ния. По­это­му важ­но из­бе­гать этих оши­бок и соз­да­вать оп­ти­маль­ные ус­ло­вия для здо­рово­го и ка­чес­твен­но­го сна ре­бен­ка.
На­конец, ук­ла­дыва­ние ре­бен­ка спать — это не толь­ко на­ука, но и ис­кусс­тво, ко­торое тре­бу­ет тер­пе­ния, за­боты и люб­ви. Сле­дуя ре­комен­да­ци­ям и учи­тывая ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности ре­бен­ка, ро­дите­ли мо­гут соз­дать ус­ло­вия для здо­рово­го сна и бла­гопо­луч­но­го раз­ви­тия сво­его ма­лыша.


Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ