Во сколько лет дети начинают говорить первые слова?


Ваш ре­бенок толь­ко что по­явил­ся на свет, и вол­не­ние от его пер­вых слов за­нима­ет цен­траль­ное мес­то в ва­шем сер­дце. Но ког­да же нач­нет раз­го­вари­вать ваш ма­лыш? Этот воп­рос за­нима­ет мно­гих ро­дите­лей, и от­ве­ты на не­го мо­гут быть та­кими же раз­но­об­разны­ми, как и са­ми де­ти. Да­вай­те рас­смот­рим ос­новные мо­мен­ты это­го уди­витель­но­го эта­па раз­ви­тия.

Нор­мы ре­чево­го раз­ви­тия от 0 до 5-6 лет:

  • От 0 до 6 ме­сяцев: В этом воз­расте ре­бенок обыч­но про­яв­ля­ет ре­ак­цию на зву­ки, на­чина­ет из­да­вать прос­тые зву­ки, та­кие как «а-а», «у-у», «ма-ма» или «па-па». Он мо­жет улы­бать­ся и вос­при­нимать зву­ки ре­чи ок­ру­жа­ющих лю­дей.
  • От 6 до 12 ме­сяцев: Ре­бенок на­чина­ет про­яв­лять ин­те­рес к ре­чи, пы­та­ет­ся под­ра­жать зву­кам, ко­торые он слы­шит, и мо­жет про­из­но­сить прос­тые сло­ги и сло­ва. Он на­чина­ет по­нимать не­кото­рые прос­тые инс­трук­ции и мо­жет от­ве­чать на свое имя.
  • От 1 до 2 лет: В этом воз­расте ре­бенок ак­тивно рас­ши­ря­ет свой сло­вар­ный за­пас и на­чина­ет фор­ми­ровать прос­тые фра­зы из двух слов. Он мо­жет за­давать прос­тые воп­ро­сы, упот­реблять мес­то­име­ния и ис­поль­зо­вать сло­ва для вы­раже­ния сво­их пот­ребнос­тей и же­ланий.
  • От 2 до 3 лет: Речь ре­бен­ка ста­новит­ся бо­лее слож­ной и грам­ма­тичес­ки пра­виль­ной. Он на­чина­ет стро­ить бо­лее длин­ные фра­зы, ис­поль­зуя со­юзы и пред­ло­ги. Его сло­вар­ный за­пас зна­читель­но рас­ши­ря­ет­ся, и он мо­жет про­из­но­сить до нес­коль­ких со­тен слов.
  • От 3 до 4 лет: В этом воз­расте ре­бенок обыч­но об­ла­да­ет хо­рошо раз­ви­той речью, спо­соб­ной пе­реда­вать слож­ные мыс­ли и эмо­ции. Он на­чина­ет ис­поль­зо­вать гла­голы в раз­личных вре­менах и стро­ить слож­ные пред­ло­жения. Его сло­вар­ный за­пас мо­жет сос­тавлять нес­коль­ко ты­сяч слов.
  • От 4 до 5-6 лет: К пя­ти го­дам уже мо­жет го­ворить по­нят­но и чет­ко, про­яв­лять ин­те­рес к чте­нию и пись­му. Он спо­собен объ­яс­нять свои мыс­ли и чувс­тва, рас­ска­зывать о про­ис­хо­дящих со­быти­ях и за­давать воп­ро­сы. Его речь ста­новит­ся бо­лее гиб­кой и вы­рази­тель­ной.
Первое слово

Де­ти обыч­но на­чина­ют раз­го­вари­вать в воз­расте око­ло 12 ме­сяцев, хо­тя не­кото­рые на­чина­ют про­яв­лять ин­те­рес к зву­кам и сло­вам уже в 6-8 ме­сяцев. Этот про­цесс по­шаго­вый, и пер­вые сло­ва мо­гут быть прос­ты­ми зву­ками или фра­зами из двух слов.

Раз­ви­тие ре­чи ре­бен­ка в воз­расте око­ло 12 ме­сяцев свя­зано с ря­дом фак­то­ров, вклю­чая его фи­зичес­кое и ког­ни­тив­ное раз­ви­тие. На этом эта­пе ма­лыш на­чина­ет осоз­на­вать ок­ру­жа­ющий мир и стре­мит­ся вы­разить свои мыс­ли и пот­ребнос­ти че­рез зву­ки и сло­ва. Нор­мы ре­чи в этом воз­расте вклю­ча­ют про­яв­ле­ние ин­те­реса к зву­кам и сло­вам, а так­же пер­вые по­пыт­ки про­из­но­сить прос­тые сло­ва и фра­зы. Ре­бенок дол­жен знать до 20 прос­тых слов, та­ких как «ма­ма», «па­па», «кош­ка», «пить» и т. д. Но так­же важ­но от­ме­тить, что в этом воз­расте счи­та­ет­ся нор­маль­ным, ес­ли ре­бенок про­из­но­сит да­же прос­тые зву­ки, та­кие как «ба-ба» или «да-да».

Что делать, если в 12 месяцев ребенок не заговорил?

Нет не­об­хо­димос­ти па­нико­вать. Каж­дый ре­бенок раз­ви­ва­ет­ся в сво­ем собс­твен­ном тем­пе. Од­на­ко, ес­ли вы обес­по­ко­ены от­сутс­тви­ем про­яв­ле­ний ин­те­реса к ре­чи или об­ще­нию со сверс­тни­ками, кон­суль­та­ция с пе­ди­ат­ром или ло­гопе­дом мо­жет быть по­лез­ной. Спе­ци­алис­ты по­могут оп­ре­делить, есть ли у ре­бен­ка ка­кие-ли­бо проб­ле­мы с раз­ви­ти­ем ре­чи и пред­ло­жат ре­комен­да­ции по даль­ней­ше­му раз­ви­тию.

Важ­но от­ме­тить, что в нас­то­ящее вре­мя наб­лю­да­ет­ся тен­денция к не­боль­шо­му сдви­гу в воз­расте, ког­да де­ти на­чина­ют го­ворить пол­но­цен­но.

Это мо­жет быть свя­зано с ря­дом фак­то­ров:

  • Из­ме­нения в об­ра­зе жиз­ни: Сов­ре­мен­ные де­ти час­то про­водят мно­го вре­мени пе­ред эк­ра­нами гад­же­тов, что мо­жет сни­жать их мо­тива­цию к об­ще­нию и раз­ви­тию ре­чи.
  • Сни­жение ко­личес­тва ре­чевых сти­мулов: в семь­ях, где ро­дите­ли мень­ше вре­мени об­ща­ют­ся с ре­бен­ком или где ред­ко чи­та­ют кни­ги вслух, раз­ви­тие ре­чи мо­жет за­мед­лять­ся.
  • Стресс и тре­вож­ность: в сов­ре­мен­ном ми­ре де­ти мо­гут стал­ки­вать­ся с боль­шим ко­личес­твом стрес­со­вых си­ту­аций, ко­торые мо­гут вли­ять на их пси­хичес­кое и эмо­ци­ональ­ное раз­ви­тие, вклю­чая раз­ви­тие ре­чи.
  • Из­ме­нения в се­мей­ной струк­ту­ре: семьи ста­новят­ся все бо­лее раз­но­об­разны­ми, и это мо­жет пов­ли­ять на сте­пень вни­мания, уде­лен­но­го раз­ви­тию ре­чи ре­бен­ка.
  • Ме­дицин­ские фак­то­ры: не­кото­рые де­ти мо­гут стал­ки­вать­ся с ме­дицин­ски­ми проб­ле­мами, та­кими как слу­ховые или ре­чевые на­руше­ния, ко­торые мо­гут за­мед­лить раз­ви­тие ре­чи.

По­это­му важ­но, что­бы ро­дите­ли и пе­даго­ги ока­зыва­ли под­дер­жку и сти­мули­рова­ли ре­чевое раз­ви­тие де­тей с са­мого ран­не­го воз­раста, обес­пе­чивая им мак­си­маль­ное ко­личес­тво воз­можнос­тей для об­ще­ния, чте­ния и игр. Раз­ви­тие ре­чи у ре­бен­ка про­ис­хо­дит в тес­ной свя­зи с его об­щим раз­ви­ти­ем. По­это­му важ­но соз­да­вать сти­мули­ру­ющую сре­ду, ко­торая спо­собс­тву­ет раз­ви­тию его ре­чи и язы­ковых на­выков. Для соз­да­ния раз­ви­ва­ющей сре­ды, ко­торая сти­мули­ру­ет раз­ви­тие ре­чи, важ­но ак­тивно вза­имо­дей­ство­вать с ре­бен­ком и обес­пе­чить ему раз­но­об­разные воз­можнос­ти для обу­чения и игр. Ро­дите­ли мо­гут раз­го­вари­вать с ре­бен­ком мно­го и час­то, опи­сывая ему ок­ру­жа­ющие пред­ме­ты и со­бытия. Чте­ние книг вмес­те с ма­лышом так­же яв­ля­ет­ся от­личным спо­собом сти­мули­рова­ния ре­чи, пос­коль­ку оно рас­ши­ря­ет его сло­вар­ный за­пас и раз­ви­ва­ет во­об­ра­жение. Важ­но так­же ак­тивно иг­рать с ре­бен­ком, ис­поль­зуя раз­личные иг­рушки и ма­тери­алы, ко­торые под­держи­ва­ют раз­ви­тие ре­чи. Сло­вес­ные иг­ры, вклю­ча­ющие пов­то­рение слов, сос­тавле­ние рифм или за­гады­вание за­гадок, так­же мо­гут быть ве­селым и эф­фектив­ным спо­собом сти­мули­рова­ния ре­чево­го раз­ви­тия.

10 спо­собов раз­ви­тия ре­чи в воз­расте до 12 ме­сяцев:

  1. Раз­го­вари­вай­те с ре­бен­ком мно­го, ис­поль­зуя прос­тые и яр­кие сло­ва.
  2. Чи­тай­те кни­ги вмес­те, по­казы­вая кар­тинки и на­зывая пред­ме­ты.
  3. По­ощ­ряй­те ма­лыша пов­то­рять за ва­ми зву­ки и сло­ва.
  4. Про­води­те вре­мя иг­рая с за­бав­ны­ми иг­рушка­ми, ко­торые из­да­ют зву­ки.
  5. Пой­те пе­сен­ки и сти­хи вмес­те с ре­бен­ком.
  6. По­казы­вай­те ма­лышу час­ти сво­его те­ла и на­зывай­те их.
  7. Ис­поль­зуй­те жес­ты и ми­мику для то­го, что­бы под­держать свои сло­ва.
  8. Поз­во­ляй­те ре­бен­ку ис­сле­довать раз­личные тек­сту­ры и фор­мы, опи­сывая их.
  9. Соз­да­вай­те зву­ковые иг­ры, нап­ри­мер, пог­ре­муш­ки или ко­локоль­чи­ки.
  10. Под­держи­вай­те по­зитив­ную ат­мосфе­ру и по­ощ­ряй­те каж­дый прог­ресс ва­шего ма­лыша.

Ме­сяц за ме­сяцем ваш ре­бенок на­чина­ет по­нимать и ис­поль­зо­вать все боль­ше и боль­ше слов. В 8 ме­сяцев он мо­жет на­чать про­яв­лять ин­те­рес к зву­кам в от­вет на ва­шу речь и раз­ви­вать свою мел­кую мо­тори­ку, иг­рая с иг­рушка­ми и книж­ка­ми.

Раз­ви­тие мел­кой мо­тори­ки вли­яет не­пос­редс­твен­но на раз­ви­тие ре­чи че­рез ней­роп­си­холо­гичес­кие ме­ханиз­мы, так как улуч­ше­ние ко­ор­ди­нации дви­жений рук и паль­цев спо­собс­тву­ет раз­ви­тию уме­ния про­из­но­сить зву­ки и сло­ва. Ког­да ре­бенок учит­ся уп­равлять дви­жени­ями сво­их паль­цев и рук, это так­же улуч­ша­ет его спо­соб­ность ко­ор­ди­ниро­вать свои мыш­цы губ, язы­ка и гор­та­ни при про­из­но­шении зву­ков и слов.

10 спо­собов раз­ви­тия мел­кой мо­тори­ки:

  • Иг­ра с раз­личны­ми иг­рушка­ми, ко­торые тре­бу­ют точ­ных дви­жений паль­цев, та­кими как ку­бики или го­лово­лом­ки.
  • Леп­ка из гли­ны или плас­ти­лина.
  • Ри­сова­ние паль­ца­ми на бу­маге или в пес­ке.
  • Иг­ра с кро­шеч­ны­ми пред­ме­тами, та­кими как конс­трук­то­ры или мел­кие фи­гур­ки.
  • Раз­ви­ва­ющие иг­ры, нап­равлен­ные на по­пада­ние в от­вер­стия или со­еди­нение мел­ких де­талей.
  • Иг­ра с раз­личны­ми тек­сту­рами ма­тери­алов, та­кими как пе­сок, во­да или тка­ни.
  • Ис­поль­зо­вание кис­тей и кра­сок для ри­сова­ния.
  • Из­го­тов­ле­ние по­делок из бу­маги, плас­ти­лина или при­род­ных ма­тери­алов.
  • Под­дер­жка ре­бен­ка в вы­пол­не­нии раз­личных ма­нипу­ляций, та­ких как зас­те­гива­ние кно­пок или за­вязы­вание шнур­ков.
  • Иг­ра с му­зыкаль­ны­ми инс­тру­мен­та­ми, та­кими как ма­ракас или кси­лофон.

Од­ним из клю­чевых мо­мен­тов в раз­ви­тии ре­чи у ре­бен­ка яв­ля­ет­ся рас­ши­рение его сло­вар­но­го за­паса. К двум го­дам ре­бенок мо­жет знать до 300 слов. Он на­чина­ет го­ворить пер­вые фра­зы из двух слов, за­давать воп­ро­сы, ис­поль­зо­вать су­щес­тви­тель­ные и гла­голы. Сло­вар­ный за­пас ре­бен­ка мо­жет вклю­чать та­кие сло­ва, как «ма­ма», «па­па», «кот», «кук­ла», «хо­чу» и дру­гие прос­тые сло­ва, свя­зан­ные с его пов­седнев­ной жизнью. Фра­зы мо­гут быть прос­ты­ми, нап­ри­мер, «моя кни­га» или «идем гу­лять». В этом воз­расте ро­дите­ли так­же мо­гут за­мечать, что ре­бенок на­чина­ет по­нимать и сле­довать прос­тым инс­трук­ци­ям, та­ким как «дай мне иг­рушку» или «при­ходи сю­да».
Так­же важ­но пом­нить, что каж­дый ре­бенок уни­кален, и его темп раз­ви­тия мо­жет от­ли­чать­ся от дру­гих де­тей. Не сто­ит срав­ни­вать сво­его ма­лыша с дру­гими и пе­режи­вать, ес­ли он на­чина­ет го­ворить поз­же или быс­трее сверс­тни­ков. Каж­дый ре­бенок идет сво­им пу­тем в сво­ем собс­твен­ном тем­пе.

Ор­га­низа­ция ин­ди­виду­аль­но­го про­цес­са раз­ви­тия ре­чи у ре­бен­ка на­чина­ет­ся с вни­матель­но­го наб­лю­дения и под­дер­жки ро­дите­лей, од­на­ко ес­ли вы чувс­тву­ете не­об­хо­димость, вы мо­жете об­ра­тить­ся к ло­гопе­ду. Ло­гопед по­может оп­ре­делить при­чины за­дер­жки в раз­ви­тии ре­чи и раз­ра­бота­ет ин­ди­виду­аль­ную прог­рамму для ре­бен­ка.

Су­щес­тву­ет ряд приз­на­ков, ко­торые мо­гут ука­зывать на не­об­хо­димость по­сеще­ния ло­гопе­да, та­ких как от­сутс­твие ин­те­реса к об­ще­нию, сла­бая ре­ак­ция на зву­ки или сло­ва, труд­ности с про­из­но­шени­ем зву­ков, от­ста­вание в раз­ви­тии ре­чи по срав­не­нию с сверс­тни­ками. Ло­гопе­дичес­кие за­нятия мо­гут вклю­чать в се­бя иг­ры, уп­ражне­ния на раз­ви­тие ар­ти­куля­ции, а так­же ра­боту над рас­ши­рени­ем сло­вар­но­го за­паса и фор­ми­рова­ни­ем грам­ма­тичес­ких струк­тур.

Важ­но так­же пом­нить, что ро­дите­ли иг­ра­ют клю­чевую роль в раз­ви­тии ре­чи сво­его ре­бен­ка. Ва­ше вни­мание, под­дер­жка и лю­бовь мо­гут стать мощ­ным сти­мулом для его ре­чево­го раз­ви­тия. По­это­му про­води­те с ма­лышом как мож­но боль­ше вре­мени, об­щай­тесь с ним и под­держи­вай­те его в его пер­вых сло­вах и фра­зах. Важ­но про­яв­лять тер­пе­ние и под­дер­жку, по­ощ­ряя каж­дый прог­ресс ре­бен­ка в его ре­чевом раз­ви­тии. Пов­то­ряй­те сло­ва и фра­зы, ис­поль­зуя яр­кие жес­ты и ми­мику, что­бы по­мочь ма­лышу по­нять и за­пом­нить но­вые сло­ва. Так­же важ­но уде­лять вни­мание ком­му­ника­ции с ре­бен­ком, под­держи­вая ди­алог и от­ве­чая на его воп­ро­сы и выс­ка­зыва­ния.
Под­во­дя итог, каж­дый ма­лыш раз­ви­ва­ет­ся по-сво­ему, и это нор­маль­но, ес­ли ваш ре­бенок в 12 ме­сяцев еще не на­чал го­ворить. Но ес­ли вам ка­жет­ся, что у не­го проб­ле­мы с об­ще­ни­ем или он не про­яв­ля­ет ин­те­рес к зву­кам и сло­вам, об­ра­титесь к вра­чу или ло­гопе­ду для кон­суль­та­ции.

Для по­мощи ва­шему ре­бен­ку в раз­ви­тии ре­чи мож­но про­водить раз­личные иг­ры и ак­тивнос­ти, та­кие как раз­го­воры, чте­ние книг, иг­ры с иг­рушка­ми, по­ение пе­сенок и мно­гое дру­гое. Ва­ша под­дер­жка и тер­пе­ние очень важ­ны, что­бы по­мочь ему на­учить­ся го­ворить.

Ма­ме и па­пе важ­но соз­да­вать у­ют­ную и под­держи­ва­ющую сре­ду для ре­бен­ка, где он чувс­тву­ет се­бя ком­фор­тно и за­щищен­но. Ва­ша лю­бовь и за­бота по­могут ему пре­одо­леть лю­бые труд­ности и стать уве­рен­ным в об­ще­нии.


Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ