Как мотивировать ребенка к учебе: простые советы, которые работают


По­мощь в мо­тива­ции уче­бы у де­тей — важ­ная те­ма для мно­гих ро­дите­лей. Мо­тива­ция иг­ра­ет клю­чевую роль в ус­пе­хе учеб­но­го про­цес­са и ак­тивном вов­ле­чении ре­бен­ка в учеб­ные за­нятия. В этой статье мы рас­смот­рим прос­тые и эф­фектив­ные спо­собы мо­тиви­ровать де­тей к уче­бе.

Почему мотивация детей может падать: ТОП 10 причин
  1. От­сутс­твие ин­те­реса. Ког­да уро­ки ста­новят­ся скуч­ны­ми и не­ин­те­рес­ны­ми для ре­бен­ка, его мо­тива­ция к уче­бе мо­жет сни­жать­ся.
  2. Не­уда­чи и не­ус­пе­хи. Пос­то­ян­ные не­уда­чи и низ­кие оцен­ки мо­гут ухуд­шить ре­бен­ку мо­тива­цию и уве­рен­ность в се­бе.
  3. Стресс и дав­ле­ние. Вы­сокие ожи­дания со сто­роны ро­дите­лей, учи­телей или ок­ру­жа­ющих мо­гут соз­да­вать стресс и дав­ле­ние на ре­бен­ка, что в свою оче­редь мо­жет от­ри­цатель­но ска­зывать­ся на его мо­тива­ции к уче­бе.
  4. Мо­нотон­ность учеб­но­го про­цес­са. Пос­то­ян­ная ру­тина и од­но­об­ра­зие в уче­бе мо­гут утом­лять ре­бен­ка и сни­жать его мо­тива­цию.
  5. От­сутс­твие це­лей и мо­тива­ции. Ес­ли у ре­бен­ка нет чет­ких це­лей и мо­тива­ции к дос­ти­жению ус­пе­ха в уче­бе, его ин­те­рес к уче­нию мо­жет па­дать.
  6. Срав­не­ние с дру­гими. Пос­то­ян­ное срав­не­ние с дру­гими деть­ми, осо­бен­но ес­ли они ус­пешнее, мо­жет вы­зывать у ре­бен­ка чувс­тво не­пол­но­цен­ности и сни­жать его мо­тива­цию.
  7. Проб­ле­мы со здо­ровь­ем. Здо­ровье школь­ни­ка мо­жет так­же вли­ять на его мо­тива­цию. Хро­ничес­кие за­боле­вания или не­дос­та­ток сна мо­гут сде­лать уче­бу ме­нее прив­ле­катель­ной для ре­бен­ка.
  8. От­сутс­твие под­дер­жки. Де­тям очень важ­но чувс­тво­вать под­дер­жку, ее не­дос­та­ток со сто­роны ро­дите­лей, учи­телей или дру­зей мо­жет умень­шить мо­тива­цию ре­бен­ка к уче­бе.
  9. Лич­ные проб­ле­мы. Проб­ле­мы в семье, дру­жес­кие кон­флик­ты или дру­гие лич­ные проб­ле­мы мо­гут от­вле­кать ре­бен­ка от уче­бы и сни­жать его мо­тива­цию.
  10. Не­под­хо­дящие ме­тоды обу­чения. Ес­ли учеб­ный ма­тери­ал пред­став­лен не­понят­но или не со­от­ветс­тву­ет уров­ню по­нима­ния ре­бен­ка, его мо­тива­ция к уче­бе мо­жет стра­дать.

Все мы бы­ли деть­ми. Вспом­ни­те се­бя в школь­ные го­ды. Всег­да ли у вас бы­ла мо­тива­ция? Из-за ка­ких при­чин она мог­ла по­нижать­ся? Ка­кие дей­ствия ро­дите­лей под­держи­вали её, а ка­кие на­обо­рот сни­жали?

Внутренняя и внешняя мотивация: почему важно стимулировать внутреннюю мотивацию

Внут­ренняя мо­тива­ция ос­но­вана на собс­твен­ных ин­те­ресах, цен­ностях и же­лани­ях че­лове­ка, в то вре­мя как внеш­няя мо­тива­ция опи­ра­ет­ся на внеш­ние сти­мулы, та­кие как пох­ва­ла, наг­ра­ды или из­бе­гание на­каза­ния.

Сти­мули­рова­ние внут­ренней мо­тива­ции важ­но, по­тому что:

  • Дол­госроч­ная мо­тива­ция. Внут­ренняя мо­тива­ция час­то бо­лее ус­той­чи­ва и дол­госроч­на, чем внеш­няя, по­тому что она ос­но­вана на лич­ных ин­те­ресах и цен­ностях.
  • Са­мос­то­ятель­ность и ини­ци­ати­ва. Внут­ренне мо­тиви­рован­ные уче­ники бо­лее склон­ны к са­мос­то­ятель­ной ини­ци­ати­ве в уче­бе, что спо­собс­тву­ет их лич­нос­тно­му раз­ви­тию.
  • Удов­летво­рение от про­цес­са. Внут­ренне мо­тиви­рован­ные уче­ники по­луча­ют удо­воль­ствие от са­мого про­цес­са обу­чения, что де­ла­ет уче­бу бо­лее при­ят­ной и эф­фектив­ной.
  • Са­море­гуля­ция и са­модис­ципли­на. Они луч­ше уме­ют кон­тро­лиро­вать свои дей­ствия и сох­ра­нять вы­сокий уро­вень са­модис­ципли­ны в уче­бе и дру­гих сфе­рах жиз­ни.
  • Раз­ви­тие внут­ренней мо­тива­ции. Ро­дите­ли и учи­теля мо­гут по­мочь раз­вить внут­реннюю мо­тива­цию у де­тей, соз­да­вая ус­ло­вия для са­мос­то­ятель­но­го и ин­те­рес­но­го обу­чения, под­держи­вая их ин­те­ресы и по­ощ­ряя их дос­ти­жения.

Мо­тива­ция млад­ших школь­ни­ков к уче­бе — это осо­бен­но важ­ный этап в фор­ми­рова­нии их от­но­шения к обу­чению. В этом воз­расте ре­бенок толь­ко на­чина­ет по­нимать, что та­кое шко­ла и уче­ба, по­это­му не­об­хо­димо соз­дать бла­гоп­ри­ят­ную ат­мосфе­ру и мо­тива­цию для ус­пешно­го обу­чения.

  1. По­мощь и под­дер­жка. Ро­дите­ли иг­ра­ют клю­чевую роль в мо­тива­ции млад­ших школь­ни­ков. Под­держи­вай­те ре­бен­ка, по­могай­те ему в вы­пол­не­нии до­маш­них за­даний, по­ощ­ряй­те его за каж­дый шаг к зна­ни­ям.
  2. Прив­ле­чение к ин­те­рес­ным пред­ме­там. Осо­бое вни­мание сле­ду­ет уде­лить пред­ме­там, ко­торые ре­бен­ку нра­вят­ся. Ес­ли ре­бенок про­яв­ля­ет ин­те­рес к ли­тера­туре или чте­нию, под­держи­те его в этом и по­ощ­ряй­те его вкус к кни­гам и зна­ни­ям.
  3. Иг­ро­вой под­ход к обу­чению. Ис­поль­зуй­те иг­ры и раз­вле­чения в про­цес­се обу­чения. Это по­может сде­лать уро­ки бо­лее ин­те­рес­ны­ми и за­поми­на­ющи­мися для ре­бен­ка.
  4. Раз­но­об­ра­зие в учеб­ных ме­тодах. Эк­спе­римен­ти­руй­те с раз­личны­ми ме­тода­ми обу­чения, что­бы най­ти на­ибо­лее эф­фектив­ный для ва­шего ре­бен­ка. Это мо­жет быть ис­поль­зо­вание муль­ти­медий­ных ма­тери­алов, книг, обу­ча­ющих игр и т.д.
  5. По­ложи­тель­ная об­ратная связь. По­ощ­ряй­те и хва­лите ре­бен­ка за его уси­лия и дос­ти­жения в уче­бе. Да­же ма­лень­кие ус­пе­хи дол­жны быть от­ме­чены и по­ощ­ре­ны, что­бы мо­тиви­ровать ре­бен­ка дви­гать­ся даль­ше.
  6. Под­хо­дящая прог­рамма. ес­ли ва­шему ре­бен­ку не нра­вит­ся школь­ная прог­рамма, это мо­жет зна­читель­но сни­зить его мо­тива­цию к уче­бе. Раз­ные де­ти име­ют раз­ные уров­ни ин­те­реса и пред­почте­ния в уче­бе, и не­кото­рые мо­гут не на­ходить вдох­но­вения в стан­дар­тной школь­ной прог­рамме. Важ­но об­су­дить это с учи­телем ва­шего ре­бен­ка, что­бы по­нять, что вы­зыва­ет не­удов­летво­рение у ва­шего ре­бен­ка и най­ти пу­ти для улуч­ше­ния си­ту­ации. Учи­тель мо­жет пред­ло­жить адап­ти­ровать ма­тери­алы или под­хо­ды к обу­чению, что­бы сде­лать их бо­лее ин­те­рес­ны­ми и прив­ле­катель­ны­ми для ва­шего ре­бен­ка. Это так­же мо­жет быть воз­можностью для об­сужде­ния до­пол­ни­тель­ных ма­тери­алов или про­ек­тов, ко­торые мо­гут удов­летво­рить уни­каль­ные ин­те­ресы ва­шего ре­бен­ка и по­мочь ему вос­при­нимать уче­бу бо­лее по­зитив­но.
Как мотивировать делать домашние задания: ТОП 5 способов
  1. Соз­дай­те удоб­ное и ком­фор­тное ра­бочее мес­то. Обес­печь­те ре­бен­ка всем не­об­хо­димым для удоб­ной ра­боты: сто­лом, сту­лом, ос­ве­щени­ем и т.д.
  2. Ус­та­нови­те чет­кий рас­по­рядок дня. По­моги­те ре­бен­ку раз­ра­ботать рас­пи­сание, вклю­ча­ющее вре­мя для до­маш­них за­даний, игр и от­ды­ха. Это по­может ему луч­ше ор­га­низо­вать свое вре­мя.
  3. По­ощ­ряй­те и под­держи­вай­те. По­ощ­ряй­те ре­бен­ка за его уси­лия и дос­ти­жения в уче­бе. Под­держи­вай­те его, ког­да он ис­пы­тыва­ет труд­ности, и по­могай­те ему пре­одо­левать их.
  4. Про­яв­ляй­те ин­те­рес к уче­бе. Учас­твуй­те в об­сужде­нии его учеб­ных ус­пе­хов и труд­ностей, за­давай­те воп­ро­сы о его школь­ной жиз­ни и про­яв­ляй­те ин­те­рес к его дос­ти­жени­ям.
  5. Соз­да­вай­те мо­тива­ци­он­ные по­ощ­ре­ния. Ус­та­нови­те не­боль­шие наг­ра­ды за вы­пол­не­ние до­маш­них за­даний, та­кие как иг­ро­вое вре­мя, до­пол­ни­тель­ные при­виле­гии или звез­дочки за хо­рошую ра­боту. Это по­может мо­тиви­ровать ре­бен­ка и сде­лать про­цесс уче­бы бо­лее при­ят­ным и ин­те­рес­ным.
Мотивация подростков

Под­рос­тки — это уже бо­лее слож­ная воз­рас­тная груп­па, ко­торая тре­бу­ет осо­бого под­хо­да к мо­тива­ции к уче­бе. В этом воз­расте ре­бята на­чина­ют про­яв­лять боль­ше са­мос­то­ятель­нос­ти и ин­те­ресу­ют­ся сво­ими собс­твен­ны­ми це­лями и же­лани­ями.

  1. Раз­го­вор на рав­ных. Под­рос­тки час­то хо­тят чувс­тво­вать се­бя взрос­лы­ми и са­мос­то­ятель­ны­ми. Под­держи­вай­те от­кры­тый ди­алог с ре­бен­ком, об­суждай­те с ним его це­ли, ин­те­ресы и пла­ны на бу­дущее.
  2. Под­держи­вай­те их ин­те­ресы. Уз­най­те, чем ин­те­ресу­ют­ся ваш под­росток, и по­ощ­ряй­те его за­нятия, свя­зан­ные с эти­ми ин­те­реса­ми. Это по­может ему ви­деть цен­ность обу­чения в кон­тек­сте его собс­твен­ных ин­те­ресов и стрем­ле­ний.
  3. Сти­мули­руй­те са­мос­то­ятель­ность. По­моги­те сво­ему под­рос­тку раз­ви­вать на­выки са­мос­то­ятель­нос­ти и са­море­гуля­ции, поз­во­ляя ему при­нимать ре­шения о сво­ем обу­чении и учеб­ных це­лях.
  4. По­ощ­ряй­те дос­ти­жения. От­ме­чай­те и по­ощ­ряй­те ус­пе­хи сво­его ре­бен­ка, да­же ес­ли они ка­жут­ся ма­лоз­на­читель­ны­ми. По­ложи­тель­ное под­креп­ле­ние по­мога­ет ук­ре­пить внут­реннюю мо­тива­цию.
  5. Соз­да­вай­те це­лепо­лага­ние. По­моги­те под­рос­тку пос­та­вить пе­ред со­бой яс­ные, кон­крет­ные и дос­ти­жимые це­ли в уче­бе. Это мо­жет вдох­но­вить его на са­момо­тиви­рован­ные дей­ствия для их дос­ти­жения.
  6. Раз­ви­вай­те чувс­тво от­ветс­твен­ности. По­моги­те под­рос­тку осоз­нать свою от­ветс­твен­ность за свое обу­чение и дос­ти­жения, а так­же пос­ледс­твия сво­их дей­ствий или без­дей­ствия.
  7. Под­держи­вай­те по­зитив­ное от­но­шение. Под­держи­вай­те оп­ти­мис­ти­чес­кое и по­зитив­ное от­но­шение к обу­чению и жиз­ни в це­лом. От­ри­цатель­ные ожи­дания мо­гут по­дор­вать мо­тива­цию ре­бен­ка.
  8. По­могай­те пре­одо­левать труд­ности. Учи­те сво­его ре­бен­ка справ­лять­ся с не­уда­чами и труд­ностя­ми, рас­ска­зывай­те ему о сво­ем опы­те пре­одо­ления слож­ностей в обу­чении и жиз­ни.
  9. Учи­тесь вмес­те. Вов­ле­кай­тесь в учеб­ный про­цесс вмес­те с под­рос­тком, изу­чая ин­те­рес­ные те­мы, об­суждая учеб­ные ма­тери­алы и ре­шая проб­ле­мы вмес­те.
  10. Сти­мули­руй­те кре­атив­ность. Под­держи­вай­те раз­ви­тие кре­атив­ности и са­мовы­раже­ния ва­шего ре­бен­ка че­рез уче­бу, ис­сле­дова­ния и про­ек­ты.
  11. По­ощ­ряй­те ини­ци­ати­ву. По­ощ­ряй­те сво­его ре­бен­ка ини­ци­иро­вать но­вые идеи и про­ек­ты, про­яв­лять ини­ци­ати­ву и са­мос­то­ятель­ность в уче­бе.

Ва­ша роль как ро­дите­ля в под­дер­жке мо­тива­ции у ва­шего ре­бен­ка очень важ­на. Ос­новные при­чины сни­жения мо­тива­ции мо­гут быть раз­ны­ми, но вы мо­жете по­мочь пре­одо­леть их. Соз­да­вай­те под­держи­ва­ющую ат­мосфе­ру до­ма, об­суждай­те с ре­бен­ком его учеб­ные це­ли и ин­те­ресы, под­держи­вай­те его уси­лия и дос­ти­жения. Важ­но так­же пре­дос­тавлять по­мощь и под­дер­жку в труд­ных си­ту­аци­ях, ис­кать ис­точни­ки внут­ренней мо­тива­ции и по­могать ему на­ходить ра­дость в уче­нии. Ва­ше вни­мание, тер­пе­ние и лю­бовь по­могут ва­шему ре­бен­ку пре­одо­левать пре­пятс­твия и дос­ти­гать ус­пе­хов в уче­бе и жиз­ни.


Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ