Как говорить на языке детей, что мотивировать их?


Как го­ворить на язы­ке де­тей и мо­тиви­ровать их к уче­бе? Это важ­ный воп­рос для ро­дите­лей и пе­даго­гов, по­тому что мо­тива­ция иг­ра­ет клю­чевую роль в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се де­тей. Од­на­ко, как най­ти пра­виль­ные сло­ва мо­тива­ции для де­тей и ка­кие фра­зы по­могут им пре­одо­левать труд­ности и стре­мить­ся к ус­пе­ху?

Од­ним из клю­чевых ас­пектов в по­нима­нии мо­тива­ции де­тей яв­ля­ет­ся их тем­пе­рамент. Тем­пе­рамент — это ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности пси­хичес­кой де­ятель­нос­ти, ко­торые оп­ре­деля­ют по­веде­ние и ре­ак­ции че­лове­ка на внеш­ние воз­дей­ствия. У каж­до­го ре­бен­ка свой уни­каль­ный тем­пе­рамент, ко­торый вли­яет на его от­но­шение к уче­бе и мо­тива­цию.

Что­бы оп­ре­делить тем­пе­рамент сво­его ре­бен­ка, важ­но об­ра­тить вни­мание на нес­коль­ко клю­чевых ха­рак­те­рис­тик.

  • Ак­тивность. Эта ха­рак­те­рис­ти­ка оп­ре­деля­ет уро­вень фи­зичес­кой ак­тивнос­ти и энер­гичнос­ти ре­бен­ка. Ак­тивные де­ти обыч­но бо­лее под­вижны, лю­бят фи­зичес­кие иг­ры и ак­тивные за­нятия, тог­да как ме­нее ак­тивные мо­гут пред­по­читать бо­лее спо­кой­ные ви­ды до­суга, та­кие как чте­ние или ри­сова­ние.
    • При­мер. Ак­тивный ре­бенок мо­жет про­вес­ти весь день на ули­це, иг­рая в фут­бол или бе­гая с друзь­ями, тог­да как ме­нее ак­тивный пред­почтет по­сидеть до­ма и на­рисо­вать что-то или по­читать кни­гу.
  • Эмо­ци­ональ­ность. Эта ха­рак­те­рис­ти­ка опи­сыва­ет ин­тенсив­ность про­яв­ле­ния эмо­ций. Эмо­ци­ональ­ные де­ти час­то вы­ража­ют свои чувс­тва яр­ко и от­кры­то, в то вре­мя как ме­нее эмо­ци­ональ­ные де­ти мо­гут быть бо­лее спо­кой­ны­ми и сдер­жанны­ми.
    • При­мер. Эмо­ци­ональ­ный ре­бенок мо­жет ра­дос­тно об­ни­мать дру­зей при встре­че или гром­ко сме­ять­ся, ког­да ему что-то смеш­но, в то вре­мя как ме­нее эмо­ци­ональ­ный ре­бенок мо­жет ос­та­вать­ся спо­кой­ным и сдер­жанным в по­доб­ных си­ту­аци­ях.
  • Адап­тивность. Эта ха­рак­те­рис­ти­ка оп­ре­деля­ет спо­соб­ность ре­бен­ка адап­ти­ровать­ся к но­вым си­ту­аци­ям и из­ме­нени­ям в ок­ру­жа­ющей сре­де. Не­кото­рые де­ти лег­ко прис­по­саб­ли­ва­ют­ся к но­вым ус­ло­ви­ям, в то вре­мя как дру­гие мо­гут ис­пы­тывать бо­лее серь­ез­ные труд­ности.
    • При­мер. Адап­тивный ре­бенок мо­жет быс­тро адап­ти­ровать­ся к но­вой шко­ле или но­вому клас­су, на­ходя об­щий язык с но­выми друзь­ями и прис­по­саб­ли­ва­ясь к но­вому учеб­но­му гра­фику, в то вре­мя как ме­нее адап­тивный ре­бенок мо­жет ис­пы­тывать стресс и тре­вож­ность в но­вой сре­де.
  • Упорс­тво. Эта ха­рак­те­рис­ти­ка опи­сыва­ет уро­вень нас­той­чи­вос­ти и це­ле­ус­трем­леннос­ти ре­бен­ка в дос­ти­жении сво­их це­лей. Не­кото­рые де­ти бо­лее упор­ны и нас­той­чи­вы в де­ле, чем дру­гие.
    • При­мер. Упор­ный ре­бенок мо­жет ра­ботать над слож­ным за­дани­ем до тех пор, по­ка не най­дет пра­виль­ное ре­шение, нес­мотря на воз­можные труд­ности, в то вре­мя как ме­нее упор­ный ре­бенок мо­жет быс­тро сда­вать­ся пе­ред пер­вы­ми пре­пятс­тви­ями.
  • Со­ци­аль­ность. Эта ха­рак­те­рис­ти­ка оп­ре­деля­ет уро­вень ком­му­ника­бель­нос­ти и же­лание ре­бен­ка об­щать­ся и вза­имо­дей­ство­вать с дру­гими людь­ми. Не­кото­рые де­ти бо­лее об­щи­тель­ны и лег­ко за­водят но­вых дру­зей, тог­да как дру­гие мо­гут быть бо­лее скры­тыми и пред­по­читать у­еди­нение.
    • При­мер. Со­ци­аль­ный ре­бенок мо­жет лег­ко об­щать­ся с но­выми людь­ми и быс­тро на­ходить об­щие ин­те­ресы, тог­да как ме­нее со­ци­аль­ный ре­бенок мо­жет чувс­тво­вать се­бя не­уве­рен­но в об­щес­тве и пред­по­читать ос­та­вать­ся в сто­роне.
    Слова мотивации для детей в зависимости от темперамента

    Для ак­тивных и энер­гичных де­тей мож­но ис­поль­зо­вать ци­таты, ко­торые под­черки­ва­ют их уни­каль­ные ка­чес­тва и воз­можнос­ти:

    • «Ты та­кой энер­гичный! Да­вай ис­поль­зо­вать свою энер­гию для дос­ти­жения це­лей».
    • «Да­вай поп­ро­бу­ем что-то но­вень­кое и ув­ле­катель­ное!»
    • «Ты та­кой энер­гичный и на­ход­чи­вый, мо­жешь спра­вить­ся с лю­бым за­дани­ем!»
    • «Дви­гай­ся впе­ред и не бой­ся ис­пы­тывать но­вые ве­щи!»
    • «Ты нас­то­ящий ис­сле­дова­тель, да­вай уз­на­ем боль­ше вмес­те!»
    • «Ты зна­ешь, как ве­село про­водить вре­мя, а уче­ба то­же мо­жет быть ве­селой!»

    Для спо­кой­ных и сдер­жанных де­тей важ­но под­чер­кнуть их наб­лю­датель­ность и вни­матель­ность вы мо­жете поль­зо­вать­ся та­кими фра­зами:

    • «Ты всег­да так вни­мате­лен! Это по­может те­бе ра­зоб­рать­ся в слож­ных за­дачах»
    • «Твоя спо­кой­ная на­тура по­мога­ет те­бе сос­ре­дота­чивать­ся на уче­бе и дос­ти­гать ве­ликих ре­зуль­та­тов!»
    • «Твоя тер­пе­ливость и урав­но­вешен­ность — это твои су­пер­спо­соб­ности, ко­торые по­могут те­бе пре­одо­левать лю­бые труд­ности!»
    • «Ты уме­ешь на­ходить гар­мо­нию и по­кой внут­ри се­бя, что поз­во­ля­ет те­бе сос­ре­дото­чить­ся на уче­бе и дос­тичь ве­ликих вы­сот!»
    • «Твоя спо­соб­ность сох­ра­нять спо­кой­ствие в лю­бой си­ту­ации — это нас­то­ящее сок­ро­вище, ко­торое по­может те­бе пре­одо­левать лю­бые пре­пятс­твия на пу­ти к ус­пе­ху!»
    • «Ты мо­жешь учить­ся и рас­ти в сво­ем тем­пе, по­тому что ты та­кой тер­пе­ливый и нас­той­чи­вый, не те­ряй этот дар!»

    Для эмо­ци­ональ­ных де­тей важ­но вы­ражать под­дер­жку и по­нима­ние:

    • «Ты та­кой чувс­тви­тель­ный! Мы гор­димся, как ты от­но­сишь­ся к сво­им уро­кам»
    • «Ты та­кой твор­ческий, да­вай вы­разим свои чувс­тва вмес­те!»
    • «Твои эмо­ции мо­гут по­мочь те­бе по­нять мир вок­руг нас, да­вай по­гово­рим об этом!»
    • «Ты мо­жешь дос­тичь че­го угод­но, ес­ли ве­ришь в се­бя и свои чувс­тва!»
    • «Пом­ни, что ты не оди­нок, и всег­да мо­жешь по­делить­ся сво­ими чувс­тва­ми со мной!»
    • «Твоя страсть к уче­нию мо­жет вдох­но­вить нас всех на боль­шие дос­ти­жения!»

    Для адап­тивных де­тей важ­но под­чер­кнуть их спо­соб­ность к адап­та­ции и гиб­кости:

    • «Ты так быс­тро прис­по­саб­ли­ва­ешь­ся к но­вым си­ту­аци­ям! Это по­может те­бе в уче­бе и в жиз­ни»
    • «Спо­соб­ность быс­тро прис­по­саб­ли­вать­ся — твоя су­пер­си­ла, не за­бывай об этом!»
    • «Пом­ни, что ты мо­жешь пре­одо­леть лю­бые труд­ности и стре­мить­ся к по­бедам, по­тому что ты та­кой гиб­кий и адап­тивный!»
    • «Ты уме­ешь быс­тро адап­ти­ровать­ся к из­ме­нени­ям и най­ти вы­ход из лю­бой си­ту­ации!»
    • «Твоя го­тов­ность к из­ме­нени­ям по­может те­бе до­бить­ся боль­ших ус­пе­хов, не ос­та­нав­ли­вай­ся!»

    Для упор­ных и нас­той­чи­вых де­тей важ­но вы­разить приз­на­ние и по­ощ­ре­ние за их уси­лия:

    • «Ты та­кой нас­той­чи­вый! С та­ким под­хо­дом ты обя­затель­но дос­тигнешь ус­пе­ха в уче­бе»
    • «Твоя нас­той­чи­вость и упорс­тво по­могут те­бе пре­одо­левать лю­бые пре­пятс­твия на пу­ти к ус­пе­ху!»
    • «Ты мо­жешь дос­тичь все­го, что за­хочешь, по­тому что ты та­кой це­ле­ус­трем­ленный и нас­той­чи­вый!»
    • «Не за­бывай, что каж­дый шаг, ко­торый ты де­ла­ешь впе­ред, приб­ли­жа­ет те­бя к дос­ти­жению тво­их меч­та­ний!»
    • «Ты нас­то­ящий бо­ец, не сда­ющий­ся ни пе­ред чем, про­дол­жай дви­гать­ся впе­ред!»

    Для об­щи­тель­ных и со­ци­аль­ных важ­но вы­разить приз­на­ние за их уме­ние на­лажи­вать со­ци­аль­ные свя­зи. Вот нес­коль­ко ци­тат:

    • «Ты та­кой об­щи­тель­ный и дру­желюб­ный, твои друзья и я всег­да здесь, что­бы под­держать те­бя!»
    • «Твоя спо­соб­ность лег­ко на­ходить об­щий язык с дру­гими — это твоя си­ла, ис­поль­зуй ее!»
    • «Ты мо­жешь мо­тиви­ровать сво­их дру­зей и вдох­новлять их на боль­шие дос­ти­жения, да­вай де­лить­ся сво­ей энер­ги­ей!»
    • «Не за­бывай, что ты та­кой важ­ный член на­шей ко­ман­ды, и твои друзья всег­да ря­дом, что­бы под­держать те­бя!»
    • «Ты уме­ешь вдох­новлять и мо­тиви­ровать дру­гих сво­ей энер­ги­ей и по­зитив­ным нас­тро­ем, да­вай ис­поль­зу­ем это для дос­ти­жения боль­ших це­лей!»

    Сло­ва мо­тива­ции для де­тей дол­жны быть ис­крен­ни­ми и под­держи­ва­ющи­ми, что­бы ре­бенок чувс­тво­вал се­бя по­нятым и под­держан­ным. Важ­но пом­нить, что каж­дый ре­бенок уни­кален, и его мо­тива­ция мо­жет быть сти­мули­рова­на раз­ны­ми спо­соба­ми. С уче­том осо­бен­ностей тем­пе­рамен­та ва­шего ре­бен­ка, вы смо­жете по­доб­рать под­хо­дящие сло­ва и фра­зы, ко­торые по­могут ему пре­одо­левать труд­ности и стре­мить­ся к учеб­ным ус­пе­хам.

    Слова мотивации для детей к учебе

    Го­воря об уче­бе, мо­тива­ция для де­тей — это не толь­ко о внеш­них по­ощ­ре­ни­ях и пох­ва­лах, но и о внут­реннем стрем­ле­нии к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию и дос­ти­жению це­лей. По­это­му важ­но на­учить ре­бен­ка це­нить зна­ния и уме­ния, ко­торые он по­луча­ет бла­года­ря уче­бе, и ви­деть свои ус­пе­хи как ре­зуль­тат собс­твен­ных уси­лий.

    Ро­дите­ли час­то го­ворят сво­им де­тям о важ­ности уче­бы для их бу­дуще­го. Это важ­но, но для мо­тива­ции ре­бен­ка не ме­нее важ­но ис­поль­зо­вать фра­зы, ко­торые бу­дут ин­те­рес­ны и во­оду­шев­ля­ющие пря­мо сей­час, в нас­то­ящем. Ведь де­ти жи­вут здесь и сей­час, и для них важ­но ви­деть ре­зуль­та­ты и по­лучать удо­воль­ствие пря­мо сей­час.

    Важ­но так­же спра­шивать ре­бен­ка, что имен­но его ин­те­ресу­ет в уче­бе, что ему нра­вит­ся де­лать. У каж­до­го ре­бен­ка свои ин­те­ресы и спо­собы обу­чения. Уз­нав, что имен­но ин­те­ресу­ет ре­бен­ка, ро­дите­ли мо­гут подс­тро­ить свои раз­го­воры и под­хо­ды так, что­бы мак­си­маль­но мо­тиви­ровать его к уче­бе.

    При об­ще­нии с ре­бен­ком о важ­ности уче­бы и его ро­ли в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се, важ­но ис­поль­зо­вать фра­зы, ко­торые бу­дут вдох­новлять его.

    Нап­ри­мер:

    • «Ты ум­ный и та­лан­тли­вый ре­бенок, и я знаю, что уче­ба те­бе по си­лам!»
    • «Каж­дый день уче­бы приб­ли­жа­ет те­бя к тво­им меч­там. Да­вай бу­дем ста­рать­ся вмес­те!»
    • «Твои зна­ния — это твое ору­жие для бу­дуще­го. Да­вай ос­ва­ивать но­вые зна­ния и на­выки вмес­те!»

    Ис­поль­зуй­те ци­таты по­пуляр­ных лич­ностей, ко­торые из­вес­тны де­тям:

    1. «Учить­ся — это кру­то. Это ваш путь к сво­боде и воз­можнос­тям.» — У­илл Смит, ак­тер.
    2. «Об­ра­зова­ние — это ваш ключ к свет­ло­му бу­дуще­му. Ис­поль­зуй­те его на пол­ную мощ­ность.» — Бей­он­се, пе­вица.
    3. «Не бой­тесь учить­ся. Зна­ния — это са­мое мо­гущес­твен­ное ору­жие, ко­торое вы мо­жете иметь.» — Май­кл Джор­дан, бас­кетбо­лист.
    4. «Уче­ба — это не толь­ко про­цесс по­луче­ния зна­ний, это путь к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию и дос­ти­жению сво­их мечт.» — Эм­ма У­от­сон, ак­три­са.
    5. «Учить­ся ве­село! Это воз­можность поз­на­вать но­вое и рас­ши­рять свой кру­гозор.» — Тей­лор Свифт, пе­вица.
    6. «Не за­цик­ли­вай­тесь на сво­их не­уда­чах в уче­бе. Они — часть пу­ти к ус­пе­ху.» — Кен­дрик Ла­мар, рэ­пер.
    7. «Уче­ба — это не толь­ко по­луче­ние зна­ний, но и фор­ми­рова­ние ха­рак­те­ра. Не про­пус­ти­те этот шанс.» — Се­лена Го­мес, пе­вица.


    Эти фра­зы мо­гут вдох­но­вить ре­бен­ка и по­мочь ему пре­одо­левать труд­ности по­нять, что уче­ба — это не толь­ко обя­зан­ность, но и воз­можность ре­али­зовать свои меч­ты.

    По­мощь де­тям в фор­ми­рова­нии мо­тива­ции к уче­бе — это важ­ная за­дача для ро­дите­лей и учи­телей. По­это­му важ­но об­ра­щать­ся к ним с под­дер­жкой и по­нима­ни­ем, по­могая им пре­одо­левать труд­ности и стре­мить­ся к дос­ти­жению луч­ших ре­зуль­та­тов.


    Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ