Что делать, если ребёнок плохо ведёт себя в школе? Советы родителям


Каж­дый ро­дитель хо­чет, что­бы его ре­бёнок был ус­пешным и счас­тли­вым. Од­на­ко иног­да де­ти ве­дут се­бя в шко­ле не так, как хо­телось бы. Они мо­гут быть нев­ни­матель­ны­ми на за­няти­ях, не слу­шать­ся учи­телей, кон­флик­то­вать с од­ноклас­сни­ками. В этой статье мы рас­смот­рим, что де­лать ро­дите­лям, ес­ли ре­бёнок пло­хо ве­дёт се­бя в шко­ле.

Почему ребёнок может плохо вести себя в школе?

Преж­де чем при­нимать ка­кие-ли­бо ме­ры, не­об­хо­димо по­нять, по­чему ре­бёнок пло­хо ве­дёт се­бя в шко­ле. Рас­смот­рим не­кото­рые воз­можные при­чины.

Проблемы с вниманием

Ре­бёнок мо­жет быть не в сос­то­янии сос­ре­дото­чить­ся на за­няти­ях из-за проб­лем с вни­мани­ем. Это мо­жет быть свя­зано с ги­перак­тивностью, син­дро­мом де­фици­та вни­мания или дру­гими при­чина­ми. Проб­ле­мы с вни­мани­ем у де­тей мо­гут быть выз­ва­ны раз­личны­ми при­чина­ми, та­кими как ги­перак­тивность, син­дром де­фици­та вни­мания (СДВ) или дру­гие фак­то­ры.

Важ­но по­нимать, что эти сос­то­яния не яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том пло­хого вос­пи­тания или ле­ни ре­бён­ка. Они тре­бу­ют осо­бого под­хо­да и вни­мания со сто­роны ро­дите­лей и спе­ци­алис­тов.

Ес­ли у ре­бён­ка есть проб­ле­мы с вни­мани­ем, это мо­жет про­яв­лять­ся в сле­ду­ющих сим­пто­мах:

  • нес­по­соб­ность сос­ре­дото­чить­ся на за­дачах;
  • по­вышен­ная ак­тивность и под­вижность;
  • им­пуль­сив­ность и нес­по­соб­ность кон­тро­лиро­вать свои дей­ствия;
  • труд­ности с вы­пол­не­ни­ем за­даний, тре­бу­ющих дли­тель­ной кон­цен­тра­ции;
  • за­быв­чи­вость и рас­се­ян­ность.

В слу­чае по­доз­ре­ния на проб­ле­мы с вни­мани­ем у ре­бён­ка, не­об­хо­димо об­ра­тить­ся к спе­ци­алис­ту — пси­холо­гу или нев­ро­логу. Они про­ведут ди­аг­ности­ку и да­дут ре­комен­да­ции по кор­рекции по­веде­ния и раз­ви­тию на­выков кон­цен­тра­ции вни­мания.

Для де­тей с проб­ле­мами вни­мания мо­гут быть по­лез­ны сле­ду­ющие ме­тоды:

  • соз­да­ние струк­ту­риро­ван­ной и ор­га­низо­ван­ной сре­ды;
  • ис­поль­зо­вание ви­зу­аль­ных сти­мулов и на­поми­наний;
  • ре­гуляр­ные пе­реры­вы и сме­на де­ятель­нос­ти;
  • за­нятия спор­том и фи­зичес­кой ак­тивностью;
  • обу­чение на­выкам са­мокон­тро­ля и уп­равле­ния эмо­ци­ями.

Важ­но пом­нить, что каж­дый ре­бёнок уни­кален, и под­ход к кор­рекции вни­мания дол­жен быть ин­ди­виду­аль­ным.

Трудности в общении

Ре­бёнок мо­жет пло­хо вес­ти се­бя в шко­ле из-за труд­ностей в об­ще­нии. Он мо­жет не по­нимать, как пра­виль­но об­щать­ся с од­ноклас­сни­ками и учи­теля­ми.

Труд­ности в об­ще­нии у де­тей мо­гут про­яв­лять­ся по-раз­но­му. Они мо­гут быть не в сос­то­янии вы­разить свои мыс­ли и чувс­тва, не по­нимать со­ци­аль­ные сиг­на­лы или ис­пы­тывать труд­ности в ус­та­нов­ле­нии и под­держа­нии дру­жес­ких от­но­шений.

Вот нес­коль­ко воз­можных при­чин труд­ностей в об­ще­нии у де­тей:

  • Со­ци­аль­ные на­выки. Не­кото­рые де­ти мо­гут не об­ла­дать не­об­хо­димы­ми со­ци­аль­ны­ми на­выка­ми для эф­фектив­но­го об­ще­ния. Они мо­гут не знать, как на­чать раз­го­вор, как под­держи­вать бе­седу или как раз­ре­шать кон­флик­ты.
  • Эмо­ци­ональ­ная ре­гуля­ция. Де­ти, ко­торые ис­пы­тыва­ют труд­ности в эмо­ци­ональ­ной ре­гуля­ции, мо­гут быть бо­лее склон­ны к кон­флик­там и аг­рессии. Они мо­гут не по­нимать, как вы­разить свои чувс­тва или как ре­аги­ровать на чувс­тва дру­гих лю­дей.
  • Са­мо­оцен­ка. Де­ти с низ­кой са­мо­оцен­кой мо­гут быть бо­лее зас­тенчи­выми и не­уве­рен­ны­ми в се­бе. Они мо­гут из­бе­гать об­ще­ния или стре­мить­ся уго­дить дру­гим лю­дям, что­бы по­лучить их одоб­ре­ние.
  • Трав­ма­тичес­кий опыт. Де­ти, пе­режив­шие трав­ма­тичес­кий опыт, мо­гут ис­пы­тывать труд­ности в об­ще­нии. Они мо­гут бо­ять­ся лю­дей или си­ту­аций, ко­торые на­поми­на­ют им о трав­ме.
  • Ме­дицин­ские при­чины. В не­кото­рых слу­ча­ях труд­ности в об­ще­нии мо­гут быть свя­заны с ме­дицин­ски­ми при­чина­ми, та­кими как а­утизм, син­дром Ас­перге­ра или дру­гие расс­трой­ства раз­ви­тия.

Ес­ли вы счи­та­ете, что у ва­шего ре­бён­ка есть труд­ности в об­ще­нии, важ­но об­ра­тить­ся за по­мощью к спе­ци­алис­ту. Пси­холог или пси­хоте­рапевт мо­жет по­мочь ва­шему ре­бён­ку раз­вить не­об­хо­димые со­ци­аль­ные на­выки и на­учить­ся эф­фектив­но об­щать­ся.

Стресс

Ре­бёнок мо­жет ис­пы­тывать стресс из-за учё­бы, от­но­шений с од­ноклас­сни­ками или дру­гих фак­то­ров. Это мо­жет при­вес­ти к пло­хому по­веде­нию в шко­ле. В жиз­ни ре­бён­ка су­щес­тву­ет мно­жес­тво фак­то­ров, ко­торые мо­гут выз­вать стресс.

Вот не­кото­рые из них:

  • Учё­ба. Ре­бёнок мо­жет ис­пы­тывать стресс из-за учё­бы, ес­ли он не по­нима­ет ма­тери­ал, не ус­пе­ва­ет за клас­сом или бо­ит­ся по­лучить пло­хую оцен­ку.
  • От­но­шения с од­ноклас­сни­ками. Ре­бёнок мо­жет ис­пы­тывать стресс из-за от­но­шений с од­ноклас­сни­ками, ес­ли он чувс­тву­ет се­бя оди­ноким, от­вер­гну­тым или под­верга­ет­ся бул­лингу.
  • От­но­шения с учи­теля­ми. Ре­бёнок мо­жет ис­пы­тывать стресс из-за от­но­шений с учи­теля­ми, ес­ли он бо­ит­ся их, не по­нима­ет их тре­бова­ний или не мо­жет со­от­ветс­тво­вать их ожи­дани­ям.
  • Се­мей­ные проб­ле­мы. Ре­бёнок мо­жет ис­пы­тывать стресс из-за се­мей­ных проб­лем, та­ких как раз­вод ро­дите­лей, бо­лезнь близ­ко­го че­лове­ка или фи­нан­со­вые труд­ности.
  • Дру­гие фак­то­ры. Ре­бёнок мо­жет ис­пы­тывать стресс из-за дру­гих фак­то­ров, та­ких как пе­ре­езд, сме­на шко­лы, учас­тие в со­рев­но­вани­ях или выс­тупле­ни­ях.

Стресс мо­жет при­вес­ти к пло­хому по­веде­нию в шко­ле. Ре­бёнок мо­жет стать раз­дра­житель­ным, аг­рессив­ным, зам­кну­тым или тре­вож­ным. Он мо­жет про­пус­кать за­нятия, не вы­пол­нять до­маш­ние за­дания или кон­флик­то­вать с од­ноклас­сни­ками.

Ес­ли вы счи­та­ете, что ваш ре­бёнок ис­пы­тыва­ет стресс, важ­но об­ра­тить­ся за по­мощью к спе­ци­алис­ту. Пси­холог или пси­хоте­рапевт мо­жет по­мочь ва­шему ре­бён­ку спра­вить­ся со стрес­сом и улуч­шить его по­веде­ние в шко­ле.

Отсутствие мотивации

От­сутс­твие мо­тива­ции у ре­бён­ка мо­жет при­вес­ти к пло­хому по­веде­нию в шко­ле.

Это мо­жет про­яв­лять­ся в раз­ных фор­мах, та­ких как:

  • Лень и пас­сивность. Ре­бёнок мо­жет от­ка­зывать­ся вы­пол­нять за­дания, не про­яв­лять ин­те­реса к учё­бе и прос­то «от­бы­вать» вре­мя в шко­ле.
  • Про­пус­ки за­нятий. Ре­бёнок мо­жет про­пус­кать уро­ки без ува­житель­ной при­чины или прос­то не при­ходить в шко­лу.
  • Кон­флик­ты с учи­теля­ми и од­ноклас­сни­ками. Ре­бёнок мо­жет про­яв­лять аг­рессию, не­ува­жение или прос­то без­разли­чие к ок­ру­жа­ющим.

От­сутс­твие мо­тива­ции мо­жет быть выз­ва­но раз­ны­ми при­чина­ми:

  • Не­ин­те­рес­ные уро­ки. Ес­ли ре­бён­ку не нра­вит­ся то, что он изу­ча­ет, он мо­жет по­терять ин­те­рес к учё­бе.
  • Труд­ности в учё­бе. Ес­ли ре­бёнок не мо­жет по­нять ма­тери­ал или вы­пол­нить за­дания, он мо­жет ра­зоча­ровать­ся в се­бе и по­терять мо­тива­цию.
  • От­сутс­твие под­дер­жки. Ес­ли ре­бёнок не чувс­тву­ет под­дер­жки со сто­роны ро­дите­лей, учи­телей или сверс­тни­ков, он мо­жет ре­шить, что учё­ба не сто­ит уси­лий.
  • Дру­гие ин­те­ресы. Ес­ли у ре­бён­ка есть дру­гие ин­те­ресы, ко­торые он счи­та­ет бо­лее важ­ны­ми, он мо­жет пре­неб­ре­гать учё­бой.

Ес­ли вы счи­та­ете, что у ва­шего ре­бён­ка от­сутс­тву­ет мо­тива­ция к учё­бе, важ­но при­нять ме­ры.

Что делать?
  • По­гово­рите с ре­бён­ком. Вы­яс­ни­те, по­чему он по­терял ин­те­рес к учё­бе. По­пытай­тесь по­нять его точ­ку зре­ния.
  • Соз­дай­те мо­тива­цию. По­кажи­те ре­бён­ку, как учё­ба мо­жет быть ин­те­рес­ной и по­лез­ной. Рас­ска­жите ему о том, как зна­ния и на­выки мо­гут по­мочь ему в бу­дущем.
  • Под­держи­те ре­бён­ка. По­ощ­ряй­те его уси­лия и дос­ти­жения. Хва­лите его за то, что он де­ла­ет хо­рошо.
  • По­моги­те ре­бён­ку. Ес­ли ре­бёнок ис­пы­тыва­ет труд­ности в учё­бе, по­моги­те ему ра­зоб­рать­ся в ма­тери­але. Об­ра­титесь к учи­телю или ре­пети­тору.
  • Об­ра­титесь к спе­ци­алис­ту. Ес­ли вы не мо­жете спра­вить­ся с проб­ле­мой са­мос­то­ятель­но, об­ра­титесь к пси­холо­гу или пе­даго­гу-пси­холо­гу. Они мо­гут по­мочь вам по­нять при­чины от­сутс­твия мо­тива­ции у ре­бён­ка и раз­ра­ботать план дей­ствий.
Как действовать, если ребенок плохо ведет себя в школе?

Ре­аги­руй­те на зна­ки тре­воги

Ког­да ваш ре­бенок пло­хо ве­дет се­бя в шко­ле, это мо­жет быть зна­ком проб­лем, ко­торые нуж­но об­су­дить и ре­шить. Од­ним из пер­вых ша­гов в этом нап­равле­нии дол­жно стать об­ра­щение к зна­кам тре­воги. Это мо­гут быть сиг­на­лы от учи­телей о проб­ле­мах в учеб­ном про­цес­се, о труд­ностях в об­ще­нии с од­ноклас­сни­ками, или о по­веде­нии, не со­от­ветс­тву­ющем школь­ным пра­вилам. Важ­но вни­матель­но сле­дить за та­кими сиг­на­лами и не ос­та­вать­ся рав­но­душ­ным к ним, ведь ран­нее об­на­руже­ние и ре­шение проб­ле­мы мо­жет пре­дот­вра­тить ее усу­губ­ле­ние в бу­дущем.

Об­ра­титесь к пси­холо­гу

Пси­холо­гичес­кая по­мощь — это важ­ный ре­сурс для се­мей, стал­ки­ва­ющих­ся с проб­ле­мами по­веде­ния ре­бен­ка в шко­ле. Об­ра­тив­шись к пси­холо­гу, вы по­лучи­те под­дер­жку и ре­комен­да­ции по даль­ней­шим дей­стви­ям. Пси­холог про­ведет ди­аг­ности­ку си­ту­ации, по­может вы­явить при­чины проб­ле­мы и раз­ра­бота­ет стра­тегию ее ре­шения. Ра­бота с пси­холо­гом мо­жет по­мочь ва­шему ре­бен­ку луч­ше по­нять свои чувс­тва и эмо­ции, а так­же на­учить­ся эф­фектив­но справ­лять­ся с проб­ле­мами.

Сос­ре­доточь­тесь на вни­мании

Од­ной из при­чин пло­хого по­веде­ния ре­бен­ка в шко­ле мо­жет быть не­дос­та­точ­ное вни­мание со сто­роны ро­дите­лей. Будь­те вни­матель­ны к сво­ему ре­бен­ку, об­ра­щай­те вни­мание на его чувс­тва и эмо­ции. Поп­ро­буй­те ус­та­новить эмо­ци­ональ­ную связь с ним, что­бы он чувс­тво­вал ва­шу под­дер­жку и по­нима­ние. Иног­да прос­тое об­ще­ние и выс­лу­шива­ние ре­бен­ка мо­гут по­мочь ему луч­ше по­нять се­бя и свои чувс­тва.

Ре­шай­те проб­ле­мы пос­те­пен­но

Не пы­тай­тесь ре­шить все проб­ле­мы ва­шего ре­бен­ка сра­зу. Ра­бота над из­ме­нени­ем его по­веде­ния — это дол­госроч­ный про­цесс, ко­торый тре­бу­ет вре­мени и тер­пе­ния. Пос­те­пен­но внед­ряй­те из­ме­нения в его по­веде­ние и по­ощ­ряй­те его за улуч­ше­ния. Пом­ни­те, что ре­бенок мо­жет нуж­дать­ся в ва­шей под­дер­жке и по­нима­нии, что­бы спра­вить­ся с труд­ностя­ми.

Сле­дите за ус­пе­хами

Не за­бывай­те по­ощ­рять сво­его ре­бен­ка за ус­пе­хи, не бой­тесь го­ворить от­кры­то о том, что у не­го уже по­луча­ет­ся, да­же ес­ли это что-то не­боль­шое. Нап­ри­мер, обя­затель­но пох­ва­лите ре­бен­ку, ког­да он вов­ре­мя при­шел в шко­лу, ес­ли ему не хва­та­ет пун­кту­аль­нос­ти. По­ложи­тель­ное под­креп­ле­ние по­мога­ет ук­ре­пить же­ла­емое по­веде­ние и мо­тиви­ру­ет его к даль­ней­шим ус­пе­хам. Будь­те вни­матель­ны к его уси­ли­ям и по­ощ­ряй­те его за каж­дый шаг впе­ред. Пом­ни­те, что ва­ша под­дер­жка и пох­ва­ла мо­гут быть для ре­бен­ка мощ­ным сти­мулом к из­ме­нени­ям.

Вни­матель­но от­но­ситесь к проб­ле­мам

Не иг­но­рируй­те проб­ле­мы, с ко­торы­ми стал­ки­ва­ет­ся ваш ре­бенок. По­моги­те ему най­ти пу­ти ре­шения, об­су­дите с ним его чувс­тва и пе­режи­вания. Под­дер­жка и по­нима­ние со сто­роны ро­дите­лей мо­гут сде­лать чу­деса в ре­шении проб­лем.

Под­держи­те связь с учи­теля­ми

Сот­рудни­чес­тво с учи­теля­ми — это важ­ный ас­пект в ре­шении проб­лем по­веде­ния ре­бен­ка. Под­держи­вай­те пос­то­ян­ную связь с учи­теля­ми, об­суждай­те из­ме­нения в по­веде­нии ва­шего ре­бен­ка и ра­ботай­те вмес­те над их улуч­ше­ни­ем.

Рас­сле­дуй­те при­чины

По­моги­те ва­шему ре­бен­ку вы­явить при­чины его по­веде­ния. Раз­го­вари­вай­те с ним от­кры­то, выс­лу­шивай­те его мне­ние и чувс­тва. Иног­да проб­ле­мы с по­веде­ни­ем мо­гут быть свя­заны с ка­кими-то внут­ренни­ми проб­ле­мами, ко­торые нуж­но вы­явить и ре­шить.

Соз­дай­те об­ста­нов­ку под­дер­жки

Ваш ре­бенок дол­жен знать, что мо­жет рас­счи­тывать на ва­шу под­дер­жку и по­нима­ние. Соз­дай­те об­ста­нов­ку, в ко­торой он чувс­тву­ет се­бя ком­фор­тно и бе­зопас­но. По­моги­те ему рас­сла­бить­ся и скон­цен­три­ровать­ся на уче­бе, не до­пус­кая стрес­со­вых си­ту­аций.

Об­ра­титесь к спе­ци­алис­там

Ес­ли проб­ле­мы с по­веде­ни­ем ва­шего ре­бен­ка про­дол­жа­ют­ся, не стес­няй­тесь об­ра­тить­ся за по­мощью к спе­ци­алис­там. Пси­холо­ги, пе­даго­ги и дру­гие спе­ци­алис­ты мо­гут по­мочь вам ра­зоб­рать­ся в си­ту­ации и най­ти луч­ший путь к ре­шению проб­ле­мы.

Вос­пи­тание и под­дер­жка ре­бен­ка в шко­ле — это важ­ная за­дача для каж­до­го ро­дите­ля. Пло­хое по­веде­ние в шко­ле мо­жет быть приз­на­ком раз­личных проб­лем, ко­торые тре­бу­ют вни­матель­но­го и вдум­чи­вого под­хо­да. Ре­аги­рова­ние на зна­ки тре­воги, об­ра­щение к спе­ци­алис­там, сос­ре­дото­чен­ное вни­мание, пос­те­пен­ное ре­шение проб­лем и под­дер­жка ус­пе­хов — вот ос­новные стра­тегии, ко­торые по­могут спра­вить­ся с труд­ностя­ми и вос­ста­новить гар­мо­нию в от­но­шени­ях с ре­бен­ком. Пом­ни­те, что ва­ша лю­бовь, под­дер­жка и вни­мание — са­мые важ­ные ин­гре­ди­ен­ты в по­мощи ре­бен­ку в его об­ра­зова­тель­ном пу­ти.


Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ