Аутизм у детей: признаки и симптомы


Сов­ре­мен­ные пси­холо­ги приз­на­ют, что расс­трой­ство а­утис­ти­чес­ко­го спек­тра (РАС) — это не бо­лезнь, а ней­ро­от­личность. Это оз­на­ча­ет, что де­ти с а­утиз­мом вос­при­нима­ют и об­ра­баты­ва­ют ин­форма­цию в моз­ге по-сво­ему. По­нима­ние это­го фак­та иг­ра­ет клю­чевую роль в том, как мы вза­имо­дей­ству­ем с эти­ми деть­ми и как они вос­при­нима­ют мир вок­руг се­бя.

Причины Аутизма: загадка нейроразвития

По­чему ре­бенок мо­жет ро­дить­ся с а­утиз­мом? Это слож­ный воп­рос, на ко­торый по­ка нет окон­ча­тель­но­го от­ве­та. При­чины а­утиз­ма пред­став­ля­ют со­бой мно­жес­твен­ные и слож­ные фак­то­ры, ко­торые до кон­ца еще не изу­чены. Од­на­ко су­щес­тву­ет нес­коль­ко ос­новных нап­равле­ний, в ко­торых про­водят­ся ис­сле­дова­ния для по­нима­ния это­го расс­трой­ства.

Ге­нети­чес­кие фак­то­ры. Од­ной из ос­новных при­чин а­утиз­ма яв­ля­ют­ся ге­нети­чес­кие му­тации. Ис­сле­дова­ния по­казы­ва­ют, что у де­тей с а­утиз­мом час­то наб­лю­да­ют­ся оп­ре­делен­ные ге­нети­чес­кие из­ме­нения, хо­тя кон­крет­ные ге­ны, от­ветс­твен­ные за раз­ви­тие а­утиз­ма, все еще под­ле­жат даль­ней­ше­му изу­чению.

Воз­дей­ствие на раз­ви­тие моз­га. Раз­ви­тие моз­га в ран­ние пе­ри­оды жиз­ни яв­ля­ет­ся кри­тичес­ким для фор­ми­рова­ния нор­маль­ных со­ци­аль­ных и ком­му­ника­тив­ных на­выков. Ис­сле­дова­ния по­казы­ва­ют, что не­кото­рые из­ме­нения в струк­ту­ре и фун­кци­они­рова­нии моз­га мо­гут быть свя­заны с раз­ви­ти­ем а­утиз­ма. Не­кото­рые ис­сле­дова­ния ука­зыва­ют на то, что а­утизм мо­жет быть свя­зан с из­ме­нени­ями кро­вос­набже­ния го­лов­но­го моз­га.

Ок­ру­жа­ющие фак­то­ры. Воз­дей­ствие ок­ру­жа­ющей сре­ды, та­кое как эко­логи­чес­кие ток­си­ны, ин­фекции в ран­нем детс­тве, а так­же фак­то­ры реп­ро­дук­тивно­го здо­ровья ма­тери, мо­гут ока­зать вли­яние на раз­ви­тие а­утиз­ма у де­тей.

Нас­ледс­твен­ность. В не­кото­рых слу­ча­ях риск раз­ви­тия а­утиз­ма мо­жет уве­личи­вать­ся из-за се­мей­ной ис­то­рии это­го расс­трой­ства. Де­ти, у ко­торых есть родс­твен­ни­ки с а­утиз­мом, име­ют по­вышен­ный риск нас­ле­дова­ния ге­нети­чес­ких пред­распо­ложен­ностей к это­му расс­трой­ству.

Ней­ро­би­оло­гичес­кие на­руше­ния. Ис­сле­дова­ния так­же об­на­ружи­ли на­руше­ния в фун­кци­они­рова­нии ней­ро­наль­ных се­тей и хи­мичес­ко­го ба­лан­са в моз­ге у де­тей с а­утиз­мом. Эти на­руше­ния мо­гут пов­ли­ять на раз­ви­тие раз­личных ас­пектов по­веде­ния и ком­му­ника­ции.

Признаки аутизма у детей: открываем глаза на расстройство аутистического спектра

Приз­на­ки а­утиз­ма мо­гут про­яв­лять­ся у ма­лень­ких де­тей и под­рос­тков по-раз­но­му.

У ма­лень­ких де­тей (дош­коль­но­го воз­раста) приз­на­ки а­утиз­ма мо­гут вклю­чать:

  • За­дер­жка в раз­ви­тии ре­чи. Мно­гие де­ти с а­утиз­мом на­чина­ют го­ворить поз­днее, чем их сверс­тни­ки, или вов­се не на­чина­ют раз­го­вари­вать.
  • Из­бе­гание кон­такта с гла­зами. Они мо­гут из­бе­гать взгля­да в гла­за или не от­ве­чать на свое имя.
  • Мо­нотон­ное по­веде­ние. Де­ти с а­утиз­мом мо­гут про­яв­лять ри­ту­аль­ное или мо­нотон­ное по­веде­ние, нап­ри­мер, пов­то­рять од­ни и те же дви­жения или дей­ствия.
  • От­сутс­твие иг­ро­вой ими­тации. Ре­бен­ку с а­утиз­мом не уда­ет­ся учас­тво­вать в иг­рах «как у взрос­лых», нап­ри­мер, не прит­во­рять­ся, что пь­ют из чаш­ки или го­ворят по те­лефо­ну.
  • Сен­сорные чувс­тва. Мно­гие де­ти с а­утиз­мом чувс­тви­тель­ны к оп­ре­делен­ным ося­за­емым или зву­ковым сти­мулам, нап­ри­мер, мо­гут ре­аги­ровать силь­но на шум или на оп­ре­делен­ные тек­сту­ры.

У под­рос­тков приз­на­ки а­утиз­ма мо­гут вклю­чать:

  • Со­ци­аль­ная изо­ляция. Они мо­гут ис­пы­тывать труд­ности в ус­та­нов­ле­нии и под­держа­нии со­ци­аль­ных от­но­шений, чувс­твуя се­бя чу­жака­ми или изо­лиро­ван­ны­ми от ок­ру­жа­ющих.
  • Ог­ра­ничен­ный на­бор ин­те­ресов. У них мо­гут быть ог­ра­ничен­ные и пов­то­ря­ющи­еся ин­те­ресы, сос­ре­дото­чен­ные, нап­ри­мер, на оп­ре­делен­ных пред­ме­тах или те­мах.
  • Нес­по­соб­ность чи­тать эмо­ции. Под­рос­тки с а­утиз­мом мо­гут иметь труд­ности в рас­позна­вании и ин­тер­пре­тации чувств дру­гих лю­дей, что мо­жет при­вес­ти к не­допо­нима­нию и кон­флик­там.
  • Мо­нотон­ная или стран­ная речь. Они мо­гут ис­поль­зо­вать не­обыч­ный тон или ин­то­нацию, а так­же мо­гут го­ворить ог­ра­ничен­ным или не­адек­ватным сло­вар­ным за­пасом.
  • Стрес­со­вые ре­ак­ции. Под­рос­тки с а­утиз­мом мо­гут ис­пы­тывать чрез­мерные ре­ак­ции на стрес­со­вые си­ту­ации или из­ме­нения в ре­жиме, что мо­жет про­яв­лять­ся в ви­де аг­рессии или па­ничес­ких атак.

Ос­новные от­ли­чия меж­ду приз­на­ками а­утиз­ма у ма­лень­ких де­тей и под­рос­тков обыч­но свя­заны с воз­рас­тны­ми осо­бен­ностя­ми и раз­ви­ти­ем. Де­ти в раз­ном воз­расте мо­гут про­яв­лять раз­ные ас­пекты а­утиз­ма в за­виси­мос­ти от эта­пов их раз­ви­тия и со­ци­аль­ной сре­ды, в ко­торой они на­ходят­ся.

Общие симптомы, проявляющиеся у детей с аутизмом

Приз­на­ки ре­бен­ка с а­утиз­мом в по­веде­нии:

  • Из­бе­гание кон­такта с гла­зами. Де­ти с а­утиз­мом час­то из­бе­га­ют ус­тной ком­му­ника­ции, что про­яв­ля­ет­ся в от­сутс­твии или ми­нималь­ном кон­такте с гла­зами. Нап­ри­мер, вмес­то не­пос­редс­твен­но­го взгля­да на со­бесед­ни­ка они мо­гут фо­куси­ровать­ся на дру­гих объ­ек­тах в ком­на­те.
  • Ри­ту­аль­ное или мо­нотон­ное по­веде­ние. Этот приз­нак про­яв­ля­ет­ся че­рез пов­то­ря­ющи­еся дей­ствия или обя­затель­ные ри­ту­алы. Нап­ри­мер, ре­бенок мо­жет твер­до при­дер­жи­вать­ся оп­ре­делен­но­го рас­по­ряд­ка дня или тре­бовать од­но­тип­ные дей­ствия в иг­ре.
  • От­сутс­твие иг­ро­вой ими­тации. Де­ти с а­утиз­мом мо­гут не про­яв­лять ин­те­реса к ти­пич­ным иг­ро­вым сце­нари­ям или не под­ра­жать по­веде­нию дру­гих лю­дей в иг­ре. Нап­ри­мер, они мо­гут пред­по­читать мо­нотон­ное за­нимать­ся од­но­тип­ной де­ятель­ностью вмес­то учас­тия в обыч­ных иг­ро­вых си­ту­аци­ях.
  • Неп­ред­ска­зу­емые ре­ак­ции на из­ме­нения в ре­жиме или ок­ру­жа­ющей сре­де. Де­ти с а­утиз­мом час­то ис­пы­тыва­ют труд­ности в адап­та­ции к из­ме­нени­ям. Нап­ри­мер, да­же нез­на­читель­ные из­ме­нения в обыч­ной ру­тине мо­гут выз­вать стресс или не­гатив­ные ре­ак­ции.
  • Пов­то­ря­ющи­еся дви­жения или жес­ты. Этот приз­нак про­яв­ля­ет­ся че­рез час­тые и ри­ту­аль­ные дви­жения, та­кие как ма­хание ру­ками, пов­торное ка­чание те­лом или пов­то­рение оп­ре­делен­ных жес­тов. Нап­ри­мер, ре­бенок мо­жет мно­гок­ратно пов­то­рять од­но и то же дви­жение, нес­мотря на его це­лесо­об­разность.

Об­ще­ние:

  • Зат­рудне­ния в ус­та­нов­ле­нии и под­держа­нии со­ци­аль­ных от­но­шений. Де­ти с а­утиз­мом мо­гут ис­пы­тывать труд­ности в ус­та­нов­ле­нии кон­такта с дру­гими людь­ми и под­держа­нии дол­госроч­ных от­но­шений.
  • Ог­ра­ничен­ный на­бор жес­тов и ми­мики ли­ца. Они мо­гут иметь ог­ра­ничен­ный на­бор жес­тов и ми­мики ли­ца для пе­реда­чи сво­их мыс­лей и эмо­ций. Нап­ри­мер, ре­бенок мо­жет ис­поль­зо­вать ог­ра­ничен­ный на­бор жес­тов, что­бы вы­разить свои пот­ребнос­ти или чувс­тва.
  • Пло­хо раз­ви­тые на­выки об­ще­ния и об­ме­на ин­форма­ци­ей. Де­ти с а­утиз­мом мо­гут ис­пы­тывать труд­ности в об­ще­нии и об­ме­не ин­форма­ци­ей с ок­ру­жа­ющи­ми. Нап­ри­мер, они мо­гут на­рушать пра­вила бе­седы или ис­поль­зо­вать не­под­хо­дящий тон го­лоса.
  • Не­дос­та­ток ин­те­реса к де­лению ра­достью, ин­те­реса­ми или дос­ти­жени­ями. Они мо­гут про­яв­лять мень­ший ин­те­рес к со­ци­аль­ным вза­имо­дей­стви­ям и не вы­ражать ра­дость или ин­те­рес к дос­ти­жени­ям дру­гих лю­дей.

Речь:

  • За­дер­жка в раз­ви­тии ре­чи. У де­тей с а­утиз­мом мо­жет быть за­дер­жка в раз­ви­тии ре­чи, что про­яв­ля­ет­ся в зат­рудне­ни­ях в фор­ми­рова­нии и по­нима­нии слов и фраз.
  • Эхо­лалия (пов­то­рение слов или фраз). Они мо­гут пов­то­рять сло­ва или фра­зы, ус­лы­шан­ные от дру­гих, без по­нима­ния их зна­чения.
  • Ог­ра­ничен­ный сло­вар­ный за­пас. Речь де­тей с а­утиз­мом мо­жет ха­рак­те­ризо­вать­ся ог­ра­ничен­ным сло­вар­ным за­пасом и ма­лень­ким раз­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зо­ван­ных слов.
  • Мо­нотон­ный или не­адек­ватный тон го­лоса. Речь мо­жет зву­чать мо­нотон­но или иметь не­адек­ватный тон го­лоса, не со­от­ветс­тву­ющий си­ту­ации или эмо­ци­ональ­но­му сос­то­янию.
  • От­сутс­твие ини­ци­ати­вы в раз­го­воре. Де­ти с а­утиз­мом мо­гут не про­яв­лять ини­ци­ати­ву в раз­го­воре, пред­по­читая от­ве­чать на воп­ро­сы или пов­то­рять за дру­гими людь­ми.

Эмо­ци­ональ­ная ре­гуля­ция:

  • Чрез­мерные ре­ак­ции на стрес­со­вые си­ту­ации. А­утизм у ре­бен­ка мо­жет про­яв­лять­ся в том, что ре­бенок мо­жет ис­пы­тывать чрез­мерные эмо­ци­ональ­ные ре­ак­ции на стрес­со­вые си­ту­ации, та­кие как крик, плач или аг­рессив­ное по­веде­ние.
  • Стрем­ле­ние к од­но­об­ра­зию и пред­ска­зу­емос­ти. Де­ти с а­утиз­мом мо­гут стре­мить­ся к од­но­об­ра­зию и пред­ска­зу­емос­ти в сво­ей ок­ру­жа­ющей сре­де, что­бы сни­зить уро­вень стрес­са и бес­по­кой­ства.
  • Не­адек­ватные про­яв­ле­ния аг­рессии по от­но­шению к ок­ру­жа­ющим. Они мо­гут про­яв­лять аг­рессив­ное по­веде­ние в от­вет на стрес­со­вые си­ту­ации или из-за не­пони­мания со­ци­аль­ных пра­вил.
  • Труд­ности в уп­равле­нии собс­твен­ны­ми эмо­ци­ями. У де­тей с а­утиз­мом мо­гут быть труд­ности в уп­равле­нии сво­ими эмо­ци­ями, что мо­жет при­вес­ти к вы­ражен­ным эмо­ци­ональ­ным ре­ак­ци­ям или вспыш­кам гне­ва.
  • От­ры­вис­тость или чрез­мерная впе­чат­ли­тель­ность. Ре­бенок мо­жет быть от­ры­вис­тым или чрез­мерно впе­чат­ли­тель­ным, что зат­рудня­ет под­держа­ние дол­госроч­ных от­но­шений и со­ци­аль­ную адап­та­цию.

Ес­ли у вас есть по­доз­ре­ние, что у ре­бен­ка а­утизм, не па­никуй­те, ищи­те по­мощь! Пом­ни­те, что расс­трой­ство а­утис­ти­чес­ко­го спек­тра — это не ко­нец жиз­ни, а но­вый этап, ко­торый тре­бу­ет осо­бого под­хо­да и вни­мания. Об­ра­титесь к пе­ди­ат­ру или нев­ро­логу для даль­ней­ших кон­суль­та­ций и об­сле­дова­ний.

Консультация со специалистом: 10 вопросов, которые стоит задать
  1. Ка­кие кон­крет­ные приз­на­ки а­утиз­ма вы наб­лю­да­ете у мо­его ре­бен­ка?
  2. Ка­кие ме­тоды ди­аг­ности­ки ис­поль­зу­ют­ся для оп­ре­деле­ния а­утиз­ма?
  3. Ка­кие даль­ней­шие ша­ги не­об­хо­димо пред­при­нять пос­ле ус­та­нов­ле­ния ди­аг­но­за?
  4. Ка­кие прог­раммы и те­рапии мо­гут по­мочь мо­ему ре­бен­ку?
  5. Как мож­но улуч­шить со­ци­аль­ные на­выки и об­ще­ние ре­бен­ка?
  6. Ка­кие ре­сур­сы дос­тупны для под­дер­жки ро­дите­лей де­тей с а­утиз­мом?
  7. Ка­кие из­ме­нения в пов­седнев­ной жиз­ни мо­гут по­мочь ре­бен­ку луч­ше адап­ти­ровать­ся?
  8. Ка­кие до­пол­ни­тель­ные спе­ци­алис­ты мо­гут пот­ре­бовать­ся для ком­плексно­го под­хо­да к ле­чению?
  9. Ка­кие прог­но­зы для бу­дуще­го мо­его ре­бен­ка с а­утиз­мом?
  10. Ка­кую роль мо­гу сыг­рать я, как ро­дитель, в под­дер­жке и ле­чении мо­его ре­бен­ка?
Психокоррекция и эффективные методы лечения: направляем усилия на положительный результат

Пси­хокор­рекция де­тей с а­утиз­мом нап­равле­на на раз­ви­тие со­ци­аль­ных, ком­му­ника­тив­ных и адап­тивных на­выков. Эф­фектив­ные ме­тоды вклю­ча­ют в се­бя ABA-те­рапию (ана­лиз по­веде­ния и обу­чение), иг­ро­вую те­рапию, арт-те­рапию, му­зыкаль­ную те­рапию и ра­боту с сен­сорны­ми сис­те­мами.

Поддержка и забота — ключи к успеху

Под­дер­жка ре­бен­ка с а­утиз­мом тре­бу­ет осо­бого вни­мания и тер­пе­ния. Будь­те го­товы к труд­ностям, но пом­ни­те, что ва­ша лю­бовь и за­бота — важ­ней­шие фак­то­ры в его ус­пе­хе.

Вот несколько пунктов, к которым стоит быть готовым
  • По­нима­ние. Об­ра­тите вни­мание на пот­ребнос­ти и ин­те­ресы ва­шего ре­бен­ка. Воз­можно, ваш ре­бенок пред­по­чита­ет кон­крет­ные иг­рушки или ви­ды за­нятий. Нап­ри­мер, ес­ли ре­бенок про­яв­ля­ет ин­те­рес к конс­тру­иро­ванию, пре­дос­тавь­те ему ма­тери­алы для это­го и по­ощ­ряй­те его твор­ческие уси­лия. Ста­рай­тесь по­нять его мир и спо­собы вза­имо­дей­ствия с ним. Нап­ри­мер, ес­ли ваш ре­бенок пред­по­чита­ет ком­му­ници­ровать че­рез ри­сун­ки или жес­ты, под­держи­вай­те та­кие фор­мы вы­раже­ния и сти­мули­руй­те его раз­ви­тие.
  • Тер­пе­ние. Будь­те го­товы к то­му, что ус­пе­хи мо­гут прий­ти не сра­зу. Нап­ри­мер, ес­ли вы обу­ча­ете ре­бен­ка но­вому на­выку, та­кому как са­мос­то­ятель­ное пи­тание лож­кой, пом­ни­те, что это мо­жет за­нять вре­мя. По­ощ­ряй­те каж­дый ма­лень­кий прог­ресс и под­держи­вай­те его в уси­ли­ях. Под­держи­вай­те ре­бен­ка в его уси­ли­ях и по­ощ­ряй­те каж­дый шаг впе­ред. Нап­ри­мер, ес­ли ре­бенок на­чал ис­поль­зо­вать но­вое сло­во или жест для об­ще­ния, под­твер­ди­те его дос­ти­жение по­ложи­тель­ным под­креп­ле­ни­ем, та­ким как пох­ва­ла или по­ощ­ри­тель­ная ми­мика.
  • Пред­ска­уемость. Соз­дай­те струк­ту­риро­ван­ную и пред­ска­зу­емую сре­ду для ре­бен­ка. Нап­ри­мер, ус­та­нови­те ежед­невные ру­тины, ко­торые по­могут ре­бен­ку чувс­тво­вать се­бя бо­лее уве­рен­но и бе­зопас­но. Раз­ме­щай­те иг­рушки и пред­ме­ты в оп­ре­делен­ных мес­тах, что­бы соз­дать чет­кость в ок­ру­жа­ющей сре­де. Ста­рай­тесь под­держи­вать ежед­невные ру­тины и ре­гуляр­ные рас­пи­сания. Нап­ри­мер, ес­ли ваш ре­бенок име­ет оп­ре­делен­ные при­выч­ки в еде или сне, ста­ратель­но сле­дуй­те этим ри­ту­алам, что­бы соз­дать ста­биль­ность в его жиз­ни.
  • Ком­му­ника­ция. Ис­поль­зуй­те прос­тые и по­нят­ные инс­трук­ции. Нап­ри­мер, ес­ли вы хо­тите, что­бы ре­бенок по­мог вам сде­лать пос­тель, ис­поль­зуй­те чет­кие и кон­крет­ные инс­трук­ции, та­кие как «по­ложи по­душ­ку на кро­вать» или «приг­ладь оде­яло». Объ­яс­няй­те свои дей­ствия и ожи­дания чет­ко и яс­но. Нап­ри­мер, ес­ли вы го­тови­те обед, объ­яс­ни­те ре­бен­ку, что вы де­ла­ете, и что он мо­жет ожи­дать. Это по­может ему по­нять, что про­ис­хо­дит вок­руг не­го и чувс­тво­вать се­бя бо­лее вклю­чен­ным.
  • Под­дер­жка. Об­ра­титесь к спе­ци­алис­там и при­со­еди­няй­тесь к груп­пам под­дер­жки для ро­дите­лей. Нап­ри­мер, по­сети­те кон­суль­та­ции пси­холо­га или ней­роп­си­холо­га, что­бы по­лучить ре­комен­да­ции и стра­тегии по вос­пи­танию и под­дер­жке ре­бен­ка с а­утиз­мом. Не стес­няй­тесь про­сить по­мощи у дру­зей и семьи. Нап­ри­мер, ес­ли у вас воз­ни­ка­ют зат­рудне­ния или сом­не­ния, об­ра­титесь к близ­ким лю­дям за под­дер­жкой и со­ветом. Важ­но чувс­тво­вать се­бя под­держан­ным и не изо­лиро­ван­ным в сво­их уси­ли­ях по вос­пи­танию ре­бен­ка с а­утиз­мом.
Лайфхаки для родителей: учимся вместе
  • Иг­ро­вая те­рапия. Вов­ле­кай­те ре­бен­ка в иг­ры, ко­торые спо­собс­тву­ют раз­ви­тию со­ци­аль­ных на­выков и вза­имо­дей­ствия. Нап­ри­мер, иг­рай­те в иг­ры, ко­торые тре­бу­ют сов­мес­тно­го учас­тия, та­кие как «Мо­нопо­лия» или «Му­зыкаль­ные стулья». Это по­может ва­шему ре­бен­ку раз­вить на­выки сов­мес­тной иг­ры и вза­имо­дей­ствия с дру­гими.
  • Сен­сорная ин­тегра­ция. Эк­спе­римен­ти­руй­те с раз­личны­ми тек­сту­рами, за­паха­ми и зву­ками, что­бы сти­мули­ровать сен­сорные сис­те­мы ва­шего ре­бен­ка. Нап­ри­мер, пред­ло­жите ему по­иг­рать с пес­ком, во­дой или плас­ти­лином раз­ной тек­сту­ры. Это по­может ва­шему ре­бен­ку раз­вить чувс­тво при­кос­но­вения и вос­при­ятия ок­ру­жа­юще­го ми­ра.
  • Ри­ту­алы и ре­гуляр­ность. Соз­дай­те жес­ткий гра­фик дня с оп­ре­делен­ны­ми вре­мена­ми для еды, от­ды­ха и игр. Пре­дос­тавле­ние ре­бен­ку струк­ту­риро­ван­но­го рас­пи­сания по­может ему чувс­тво­вать се­бя бо­лее уве­рен­но и бе­зопас­но, а так­же улуч­шит его спо­соб­ность пред­ска­зать, что про­изой­дет даль­ше.
  • По­ложи­тель­ное под­креп­ле­ние. По­ощ­ряй­те хо­рошее по­веде­ние и дос­ти­жения ва­шего ре­бен­ка не­боль­ши­ми наг­ра­дами или пох­ва­лой. Нап­ри­мер, пох­ва­лите его за ус­пешное за­вер­ше­ние за­дания или за про­яв­ле­ние дру­желю­бия к дру­гим де­тям. По­ложи­тель­ное под­креп­ле­ние по­мога­ет ук­ре­пить же­ла­емое по­веде­ние и мо­тиви­ровать ре­бен­ка к но­вым дос­ти­жени­ям.
  • Те­рапев­ти­чес­кая му­зыка. Ис­поль­зуй­те му­зыку для соз­да­ния спо­кой­ной и рас­слаб­ля­ющей ат­мосфе­ры в до­ме. Вклю­чай­те му­зыку с мяг­ки­ми ме­лоди­ями и при­ят­ным рит­мом во вре­мя уро­ков, игр или пе­ред сном. Это по­может рас­сла­бить ва­шего ре­бен­ка и соз­дать бла­гоп­ри­ят­ное эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние.
Поощряйте уникальность ребенка

Де­ти с а­утиз­мом об­ла­да­ют уди­витель­ны­ми та­лан­та­ми и спо­соб­ностя­ми, ко­торые сто­ит раз­ви­вать и по­ощ­рять. Мно­гие из них про­яв­ля­ют вы­да­ющи­еся спо­соб­ности в об­ласти ма­тема­тики, му­зыки, ис­кусс­тва, ана­лити­чес­ко­го мыш­ле­ния и па­мяти. По­моги­те ва­шему ре­бен­ку в раз­ви­тии уни­каль­ных на­выков, и вы уви­дите, как он рас­цве­та­ет в сво­ей ин­ди­виду­аль­нос­ти.

Ис­поль­зо­вание этих та­лан­тов мо­жет стать клю­чом к рас­кры­тию по­тен­ци­ала ва­шего ре­бен­ка. Нап­ри­мер, ес­ли ваш ре­бенок про­яв­ля­ет ин­те­рес к ма­тема­тике, под­держи­вай­те его в изу­чении этой об­ласти, пред­ла­гай­те ин­те­рес­ные ма­тема­тичес­кие за­дачи и иг­ры. Ес­ли у не­го раз­ви­то му­зыкаль­ное слу­ховое вос­при­ятие, под­держи­вай­те его в изу­чении му­зыкаль­ных инс­тру­мен­тов или по­сеще­нии му­зыкаль­ных за­нятий.

Фак­то­ры, ко­торые спо­собс­тву­ют раз­ви­тию та­лан­тов у де­тей с а­утиз­мом, вклю­ча­ют в се­бя тер­пе­ливое и по­ощ­ри­тель­ное от­но­шение со сто­роны ро­дите­лей и ок­ру­жа­ющих, соз­да­ние под­хо­дящей сти­мули­ру­ющей сре­ды для раз­ви­тия, а так­же ис­поль­зо­вание ин­ди­виду­аль­ных под­хо­дов к обу­чению и раз­ви­тию на­выков.

Пом­ни­те, что каж­дый ре­бенок уни­кален, и его та­лан­ты мо­гут про­явить­ся в раз­ных об­ластях. Важ­но быть от­кры­тым к его ин­те­ресам и под­держи­вать его в их раз­ви­тии, по­могая ему рас­крыть свой по­тен­ци­ал и дос­тичь ус­пе­ха.


Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ