Исследование по приверженности лечению подростков. Программа «Профориентация»

Исследование по приверженности лечению подростков. Программа «Профориентация»
Опыт групповой работы по формированию приверженности у подростков с диагнозом ВИЧ-инфекция

ГКУ «Центр со­дей­ствия се­мей­но­му вос­пи­танию
«Со­коле­нок», Мос­ква

ФГБУ «На­ци­ональ­ный Ме­дицин­ский ис­сле­дова­тель­ский центр
пси­хи­ат­рии и нар­ко­логии им. В.П. Серб­ско­го»
Ми­нис­терс­тва здра­во­ох­ра­нения РФ, Мос­ква

+7 926 637 92 26, Elyutak@mail.ru

Це­ли ис­сле­дова­ния: опи­сать прак­ти­ку дли­тель­но­го груп­по­вого соп­ро­вож­де­ния, ре­али­зу­емую в БФ «Де­ти+». Вы­явить роль груп­по­вого соп­ро­вож­де­ния под­рос­тка, зат­ро­нуто­го ВИЧ-ин­фекци­ей, в фор­ми­рова­нии его от­но­шения к бо­лез­ни и ста­нов­ле­нии его при­вер­женнос­ти к АРВТ.

Ма­тери­алы и ме­тоды: В ис­сле­дова­нии при­няли учас­тие под­рос­тки в воз­расте 15–18 лет, ко­торые на­ходят­ся на соп­ро­вож­де­нии БФ «Де­ти+». Под­рос­тки, ко­торые по­сеща­ли груп­пы пос­ле рас­кры­тия ди­аг­но­за, груп­пы по про­фори­ен­та­ции и яв­ля­лись учас­тни­ками груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях. Про­дол­жи­тель­ность груп­по­вого соп­ро­вож­де­ния сос­та­вило 4 го­да и про­дол­жа­ет­ся в нас­то­ящее вре­мя. В ка­чес­тве ме­тодов ис­сле­дова­ния ис­поль­зо­вали глу­бин­ное ин­тервью, ан­ке­тиро­вание и наб­лю­дение. Глу­бин­ное ин­тервью по­мог­ло вы­явить у учас­тни­ков груп­по­вого соп­ро­вож­де­ния ка­чес­тво и сте­пень вли­яния груп­пы на их от­но­шение к бо­лез­ни и те­рапии.

Ре­зуль­та­ты: Уни­каль­ность на­шей прак­ти­ки сос­то­ит в том, что на про­тяже­нии 4 лет мы соп­ро­вож­да­ем од­них и тех же под­рос­тков, ис­поль­зуя раз­личные фор­ма­ты груп­по­вой ра­боты, учи­тывая ин­форми­рован­ность о ди­аг­но­зе, воз­раст, раз­ви­тие поз­на­ватель­ной и эмо­ци­ональ­ной сфер. На­ша прак­ти­ка пред­по­лага­ет сле­ду­ющие фор­ма­ты груп­по­вой ра­боты:

  1. Груп­по­вая ра­бота с деть­ми, ко­торые не зна­ют о сво­ем ди­аг­но­зе.
  2. Груп­по­вая ра­бота с деть­ми и под­рос­тка­ми пос­ле рас­кры­тия ди­аг­но­за.
  3. Про­фори­ен­та­ция.
  4. Ла­герь.
  5. Соз­да­ние и ве­дение груп­пы в вир­ту­аль­ном прос­транс­тве че­рез мес­сен­дже­ры.

Под­рос­тки, ин­фи­циро­ван­ные ВИЧ пе­рина­таль­но, уз­на­ют о сво­ем ди­аг­но­зе от спе­ци­алис­та пси­холо­гичес­кой служ­бы или от ле­чаще­го вра­ча-ин­фекци­онис­та в воз­расте 11–14 лет. Как пра­вило, в воз­расте 15–16 лет де­тям пред­сто­ит вы­бор про­фес­сии или хо­тя бы нап­равле­ния про­филя обу­чения. В Рос­сий­ской Фе­дера­ции су­щес­тву­ет за­коно­датель­но ут­вер­жден­ный до­кумент — Пос­та­нов­ле­ние Пра­витель­ства РФ от 4 сен­тября 1995 г. № 877 «Об ут­вер­жде­нии пе­реч­ня ра­бот­ни­ков от­дель­ных про­фес­сий, про­из­водств, пред­при­ятий, уч­режде­ний и ор­га­низа­ций, ко­торые про­ходят обя­затель­ное ме­дицин­ское ос­ви­детель­ство­вание для вы­яв­ле­ния ВИЧ-ин­фекции при про­веде­нии обя­затель­ных пред­ва­ритель­ных при пос­тупле­нии на ра­боту и пе­ри­оди­чес­ких ме­дицин­ских ос­мотров». В этот спи­сок вхо­дят:

  1. вра­чи, сред­ний и млад­ший ме­дицин­ский пер­со­нал цен­тров по про­филак­ти­ке и борь­бе со СПИ­Дом, уч­режде­ний здра­во­ох­ра­нения, спе­ци­али­зиро­ван­ных от­де­лений и струк­турных под­разде­лений уч­режде­ний здра­во­ох­ра­нения, за­нятые не­пос­редс­твен­ным об­сле­дова­ни­ем, ди­аг­ности­кой, ле­чени­ем, об­слу­жива­ни­ем, а так­же про­веде­ни­ем су­деб­но-ме­дицин­ской эк­спер­ти­зы и дру­гой ра­боты с ли­цами, ин­фи­циро­ван­ны­ми ви­русом им­му­ноде­фици­та че­лове­ка, име­ющие с ним не­пос­редс­твен­ный кон­такт;
  2. вра­чи, сред­ний и млад­ший ме­дицин­ский пер­со­нал ла­бора­торий, ко­торые осу­щест­вля­ют об­сле­дова­ние на­селе­ния на ВИЧ-ин­фекцию и ис­сле­дова­ние кро­ви и би­оло­гичес­ких ма­тери­алов, по­лучен­ных от лиц, ин­фи­циро­ван­ных ви­русом им­му­ноде­фици­та че­лове­ка;
  3. на­уч­ные ра­бот­ни­ки, спе­ци­алис­ты, слу­жащие и ра­бочие на­уч­но-ис­сле­дова­тель­ских уч­режде­ний, пред­при­ятий по из­го­тов­ле­нию ме­дицин­ских им­му­ноби­оло­гичес­ких пре­пара­тов и дру­гих ор­га­низа­ций, ра­бота ко­торых свя­зана с ма­тери­ала­ми, со­дер­жа­щими ВИЧ.

В нас­то­ящее вре­мя пра­витель­ство рас­смат­ри­ва­ет про­ект из­ме­нения это­го пе­реч­ня в сто­рону пос­лабле­ния зап­ре­тов, так как в ус­ло­ви­ях сов­ре­мен­ной те­рапии (АРТ) ВИЧ-ин­фекции че­ловек, по­луча­ющий эф­фектив­ное ле­чение, бе­зопа­сен для ок­ру­жа­ющих в про­фес­си­ональ­ном пла­не. Так, в дан­ный пе­речень не вхо­дят ра­бот­ни­ки пи­щевых про­из­водств, сфе­ры об­щес­твен­но­го пи­тания, по­вара и кон­ди­теры, офи­ци­ан­ты. Од­на­ко, су­щес­тву­ет мно­жес­тво при­меров, ког­да ра­бото­дате­ли в сфе­ре об­щес­твен­но­го пи­тания и рес­то­ран­но­го биз­не­са тре­бу­ют от сот­рудни­ков ос­ви­детель­ство­вания на ВИЧ. Дос­тупность во­ен­ных и спор­тивных спе­ци­аль­нос­тей так­же не яв­ля­ет­ся оче­вид­ной для под­рос­тков с ди­аг­но­зом «ВИЧ-ин­фекция», хо­тя в пра­вилах при­ема в во­ен­ные учи­лища есть ин­форма­ция толь­ко о ме­дицин­ской ко­мис­сии. Та­ким об­ра­зом, в об­щес­тве наб­лю­да­ет­ся дис­кри­мина­ция по от­но­шению к мо­лодым кан­ди­датам ВИЧ+ в по­ис­ке ра­боты. Под­рос­тки ис­пы­тыва­ют тре­вогу по по­воду бу­дуще­го тру­до­ус­трой­ства и страх пе­ред стиг­мой. До­воль­но час­то встре­ча­ет­ся на­руше­ние про­цес­са це­лепо­лага­ния у сов­ре­мен­ных де­тей и под­рос­тков. Ре­бята про­ходят про­фори­ен­та­цию ин­ди­виду­аль­но и в груп­пе с ве­дущим пси­холо­гом. В про­цес­се этой ра­боты они фор­му­лиру­ют свои же­лания и воз­можнос­ти, оп­ре­деля­ют свои це­ли и зна­комят­ся с из­вес­тны­ми ог­ра­ниче­ни­ями. Ра­бота в груп­пе яв­ля­ет­ся бо­лее эф­фектив­ной.

Результаты наблюдения и глубинного интервью:
  1. Дли­тель­ное груп­по­вое соп­ро­вож­де­ние фор­ми­ру­ет до­вери­тель­ные от­но­шения меж­ду ре­бен­ком и спе­ци­алис­том со­ци­аль­ной служ­бы.
  2. Дли­тель­ное груп­по­вое соп­ро­вож­де­ние поз­во­ля­ет сфор­ми­ровать со­об­щес­тво под­рос­тков, ко­торые про­дол­жа­ют под­держи­вать друг дру­га вне груп­по­вых за­нятий.
  3. Груп­по­вое соп­ро­вож­де­ние спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию адек­ватной са­мо­оцен­ки у ВИЧ-ин­фи­циро­ван­но­го под­рос­тка.
  4. Груп­по­вая ра­бота спо­собс­тву­ет пре­одо­лению стиг­ма­тиза­ции.
Выводы:
  1. Вза­имо­дей­ствие со сверс­тни­ками в груп­по­вом про­цес­се спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию адек­ватной са­мо­оцен­ки у ВИЧ-ин­фи­циро­ван­но­го под­рос­тка.
  2. Ра­бота в груп­пе по­мога­ет пре­одо­леть стиг­ма­тиза­цию.
  3. Груп­по­вое вза­имо­дей­ствие по­выша­ет уро­вень адап­та­ции под­рос­тков с ВИЧ-ин­фекци­ей в об­щес­тве.