Исследование по приверженности лечению подростков. Программа «Профориентация»

Исследование по приверженности лечению подростков. Программа «Профориентация»
Опыт групповой работы по формированию приверженности у подростков с диагнозом ВИЧ-инфекция

ГКУ «Центр содействия семейному воспитанию
«Соколенок», Москва

ФГБУ «Национальный Медицинский исследовательский центр
психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского»
Министерства здравоохранения РФ, Москва

+7 926 637 92 26, Elyutak@mail.ru

Цели исследования: описать практику длительного группового сопровождения, реализуемую в БФ «Дети+». Выявить роль группового сопровождения подростка, затронутого ВИЧ-инфекцией, в формировании его отношения к болезни и становлении его приверженности к АРВТ.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие подростки в возрасте 15–18 лет, которые находятся на сопровождении БФ «Дети+». Подростки, которые посещали группы после раскрытия диагноза, группы по профориентации и являлись участниками группы в социальных сетях. Продолжительность группового сопровождения составило 4 года и продолжается в настоящее время. В качестве методов исследования использовали глубинное интервью, анкетирование и наблюдение. Глубинное интервью помогло выявить у участников группового сопровождения качество и степень влияния группы на их отношение к болезни и терапии.

Результаты: Уникальность нашей практики состоит в том, что на протяжении 4 лет мы сопровождаем одних и тех же подростков, используя различные форматы групповой работы, учитывая информированность о диагнозе, возраст, развитие познавательной и эмоциональной сфер. Наша практика предполагает следующие форматы групповой работы:

  1. Групповая работа с детьми, которые не знают о своем диагнозе.
  2. Групповая работа с детьми и подростками после раскрытия диагноза.
  3. Профориентация.
  4. Лагерь.
  5. Создание и ведение группы в виртуальном пространстве через мессенджеры.

Подростки, инфицированные ВИЧ перинатально, узнают о своем диагнозе от специалиста психологической службы или от лечащего врача-инфекциониста в возрасте 11–14 лет. Как правило, в возрасте 15–16 лет детям предстоит выбор профессии или хотя бы направления профиля обучения. В Российской Федерации существует законодательно утвержденный документ — Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 877 «Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров». В этот список входят:

  1. врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ним непосредственный контакт;
  2. врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий, которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  3. научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ.

В настоящее время правительство рассматривает проект изменения этого перечня в сторону послабления запретов, так как в условиях современной терапии (АРТ) ВИЧ-инфекции человек, получающий эффективное лечение, безопасен для окружающих в профессиональном плане. Так, в данный перечень не входят работники пищевых производств, сферы общественного питания, повара и кондитеры, официанты. Однако, существует множество примеров, когда работодатели в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса требуют от сотрудников освидетельствования на ВИЧ. Доступность военных и спортивных специальностей также не является очевидной для подростков с диагнозом «ВИЧ-инфекция», хотя в правилах приема в военные училища есть информация только о медицинской комиссии. Таким образом, в обществе наблюдается дискриминация по отношению к молодым кандидатам ВИЧ+ в поиске работы. Подростки испытывают тревогу по поводу будущего трудоустройства и страх перед стигмой. Довольно часто встречается нарушение процесса целеполагания у современных детей и подростков. Ребята проходят профориентацию индивидуально и в группе с ведущим психологом. В процессе этой работы они формулируют свои желания и возможности, определяют свои цели и знакомятся с известными ограничениями. Работа в группе является более эффективной.

Результаты наблюдения и глубинного интервью:
  1. Длительное групповое сопровождение формирует доверительные отношения между ребенком и специалистом социальной службы.
  2. Длительное групповое сопровождение позволяет сформировать сообщество подростков, которые продолжают поддерживать друг друга вне групповых занятий.
  3. Групповое сопровождение способствует формированию адекватной самооценки у ВИЧ-инфицированного подростка.
  4. Групповая работа способствует преодолению стигматизации.
Выводы:
  1. Взаимодействие со сверстниками в групповом процессе способствует формированию адекватной самооценки у ВИЧ-инфицированного подростка.
  2. Работа в группе помогает преодолеть стигматизацию.
  3. Групповое взаимодействие повышает уровень адаптации подростков с ВИЧ-инфекцией в обществе.