Основные итоги проекта наставничества «Трамплин»

Принципы практики наставничества

В Рос­сии прак­ти­ка нас­тавни­чес­тва над под­рос­тка­ми в труд­ной жиз­ненной си­ту­ации внед­ре­на Меж­ре­ги­ональ­ной об­щес­твен­ной ор­га­низа­ци­ей со­дей­ствия прог­рамме вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния «Стар­шие Братья Стар­шие Сес­тры», ко­торая в свою оче­редь, ис­поль­зу­ет мно­голет­ний меж­ду­народ­ный опыт нас­тавни­чес­тва ор­га­низа­ции Big Brothers Big Sisters. Спе­ци­алис­ты БФ «Де­ти+» адап­ти­рова­ли прог­рамму под пот­ребнос­ти под­рос­тков с ВИЧ. Для это­го бы­ли вне­сены из­ме­нения в со­дер­жа­ние обу­ча­юще­го бло­ка для нас­тавни­ков, сфор­му­лиро­ваны иные со­ци­аль­ные ре­зуль­та­ты, на ко­торые нап­равлен про­ект «Трам­плин».

Прак­ти­ка стро­ит­ся на ос­но­ве раз­ра­ботан­ной и ап­ро­биро­ван­ной тех­но­логии нас­тавни­чес­тва, ко­торая опи­ра­ет­ся на сле­ду­ющие прин­ци­пы и под­хо­ды, обес­пе­чива­ющие ее ре­зуль­та­тив­ность:

  • сис­темность под­хо­да на всех эта­пах под­го­тов­ка во­лон­те­ров, под­бор нас­тавни­чес­ких пар с уче­том ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей ре­бен­ка, раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ных пла­нов раз­ви­тия с мо­нито­рин­гом дос­ти­жения це­лей, оцен­ка эф­фектив­ности прог­раммы;
  • дол­госроч­ность, ре­гуляр­ность, ин­ди­виду­аль­ный под­ход. Ми­нималь­ный срок учас­тия в прог­рамме для нас­тавни­ка и для ре­бен­ка — 1 год;
  • про­фес­си­ональ­ное соп­ро­вож­де­ние пар. Каж­дую па­ру «нас­тавник-ре­бенок» на про­тяже­нии все­го вре­мени учас­тия в про­ек­те соп­ро­вож­да­ет пси­холог, что поз­во­ля­ет ми­ними­зиро­вать воз­никно­вение кон­фликтных си­ту­аций, раз­ра­ботать и кор­ректи­ровать оп­ти­маль­ную прог­рамму под­дер­жки ре­бен­ка, нап­равлен­ную на удов­летво­рение его пот­ребнос­тей, пре­дот­вра­щать эмо­ци­ональ­ное вы­гора­ние во­лон­те­ра;
  • про­веде­ние до­пол­ни­тель­ных обу­ча­ющих, под­держи­ва­ющих ме­роп­ри­ятий для де­тей и нас­тавни­ков спо­собс­тву­ет ук­репле­нию дру­жес­ко­го кон­такта меж­ду учас­тни­ками про­ек­та, мо­тива­ции на учас­тие, фор­ми­ру­ет у де­тей ак­тивную жиз­ненную по­зицию, поз­на­ватель­ный ин­те­рес, и в це­лом, до­пол­ня­ет то вли­яние нас­тавни­ка, ко­торое дос­ти­га­ет­ся за счет ин­ди­виду­аль­но­го соп­ро­вож­де­ния ре­бен­ка.

По мне­нию спе­ци­алис­тов БФ «Де­ти+», в слу­чае с под­рос­тка­ми с ВИЧ, в оцен­ку эф­фектив­ности прак­ти­ки дол­жны быть вклю­чены сле­ду­ющие кри­терии: ана­лиз бе­зопас­но­го по­лово­го по­веде­ния под­рос­тков, осоз­на­ние от­ветс­твен­ность за пе­реда­чу ВИЧ, сох­ра­нение собс­твен­но­го здо­ровья, а зна­чит при­вер­женность ле­чению.

Количественные результаты: (пара «подросток — наставник»)

201820192020
Москва, МО10 пар15 пар20 пар
Санкт-Петербург5 пар12 пар
Новосибирск10 пар
Самара10 пар
Социальные результаты проекта «Трамплин»

На дан­ный мо­мент по про­ек­ту «Трам­плин» оп­ре­деле­ны со­ци­аль­ные ре­зуль­та­ты для под­рос­тков, нас­тавни­ков и за­кон­ных пред­ста­вите­лей под­рос­тков. Еже­недель­но нас­тавни­ки за­пол­ня­ют он-лайн фор­му по ре­зуль­та­ту об­ще­ния с под­рос­тком, это поз­во­ля­ет ку­рато­ру про­ек­та от­сле­живать сос­то­яние пар.

Для под­рос­тков:

  1. Под­рос­тки рас­ши­рили круг сво­его об­ще­ния по те­ме ВИЧ, мо­гут спо­кой­но го­ворить на эту те­мы с нас­тавни­ком.
  2. Под­рос­тки улуч­ши­ли свои зна­ния и на­выки по те­ме ВИЧ-ин­фекция и АРВ те­рапия. Оцен­ка- ан­ке­тиро­вание под­рос­тков на зна­ния.
  3. Под­рос­тки улуч­ши­ли свое от­но­шение к за­боле­ванию. Оцен­ка- ан­ке­тиро­вание под­рос­тков на зна­ния.
  4. У под­рос­тка по­явил­ся зна­чимый взрос­лый, ко­торый вы­зыва­ет до­верие и под­держи­ва­ет его. Оцен­ка- ин­тервь­ю­иро­вание под­рос­тков об от­но­шении к нас­тавни­ку.
  5. Де­ти де­монс­три­ру­ют от­ветс­твен­ное со­ци­аль­ное по­веде­ние, в том чис­ле в час­ти от­ветс­твен­ности за свое здо­ровье и здо­ровье ок­ру­жа­ющих.
  6. Де­ти име­ют мо­тива­цию к по­луче­нию об­ра­зова­ния и даль­ней­ше­му тру­до­ус­трой­ству.

Дол­госроч­ный со­ци­аль­ный ре­зуль­тат — ус­пешная со­ци­али­зация под­рос­тка с ВИЧ. В это по­нятие для всех под­рос­тков-учас­тни­ков прог­раммы вклю­ча­ет­ся:

  • соб­лю­дение при­вер­женнос­ти ле­чению;
  • умень­ше­ние до ми­ниму­ма рис­ка пе­реда­чи ВИЧ пар­тне­ру;
  • по­луче­ние про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;
  • ус­трой­ство на ра­боту и спо­соб­ность обес­пе­чивать се­бя;
  • соз­да­ние собс­твен­ной семьи и рож­де­ние здо­ровых де­тей.
Организация мониторинга и оценки проекта

Пер­вые два ме­сяца, еже­недель­но нас­тавни­ки за­пол­ня­ют фор­му, в ко­торой от­ме­ча­ют в ка­ком ви­де об­ще­ние бы­ло с под­рос­тком за про­шед­шую не­делю, от­ме­ча­ют те­мы об­ще­ния, оце­нива­ют эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние, от­ме­ча­ют воз­никшие труд­ности. В кон­це ме­сяца, нас­тавни­ки ана­лизи­ру­ют про­шед­ший ме­сяц и за­пол­ня­ют бо­лее раз­верну­то си­ту­ацию в па­ре. Ку­ратор про­ек­та ве­дет жур­нал, в ко­тором по каж­дой па­ре пи­шет из­ме­нения про­изо­шед­шие за ме­сяц.

Па­ры мо­гут раз в ме­сяц прий­ти на под­рос­тко­вые груп­пы, на ко­торых об­сужда­ют­ся ак­ту­аль­ные те­мы для под­рос­тков с ВИЧ. В кон­це го­да об­ще­ния пар про­водит­ся ан­ке­тиро­вание под­рос­тка на зна­ния о ВИЧ и бе­рет­ся ин­тервью у под­рос­тка об от­но­шении его к нас­тавни­ку.

Ме­роп­ри­ятия и по­мощь про­ек­ту «Трам­плин» в 2020 го­ду

Ме­роп­ри­ятия и по­мощь про­ек­ту «Трам­плин» в 2019 го­ду

Ме­роп­ри­ятия и по­мощь про­ек­ту «Трам­плин» в 2018 го­ду