Проективные карточки

Проективные карточки

Проективная методика «Отношения, здоровье и болезни. Твое здоровье в твоих руках»

Ав­тор­ский кол­лектив:

пси­холо­ги: П. Галь­цо­ва, Е. Тер­пе­нова, Е. То­каре­ва, Е. Бе­рези­на;

пе­дагог: О. Кирь­яно­ва;

ху­дож­ник-ил­люс­тра­тор: Д. Ме­лян­цев

Описание методики

Це­ли: под­го­тов­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за «ВИЧ», по­мощь в по­нима­нии и при­нятии фак­та бо­лез­ни, по­выше­ние при­вер­женнос­ти те­рапии.

За­дачи: ус­та­нов­ле­ние ком­му­ника­тив­но-эмо­ци­ональ­ных свя­зей, улуч­ше­ние вза­имо­пони­мания, вы­яв­ле­ние лич­нос­тной проб­ле­мати­ки, кор­рекция дет­ско-ро­дитель­ских от­но­шений.

Ко­му: пси­холо­гам, со­ци­аль­ным ра­бот­ни­кам, пе­даго­гам, спе­ци­алис­там, ра­бота­ющим с деть­ми и семь­ями. Воз­можно ис­поль­зо­вание в семье без прив­ле­чения спе­ци­алис­тов.

Для ко­го: для де­тей дош­коль­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­раста, а так­же для бо­лее стар­ших де­тей с за­дер­жкой раз­ви­тия или ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья (ОВЗ).

Ме­тоди­ка пред­назна­чена для ди­аг­ности­ки го­тов­ности де­тей к рас­кры­тию ди­аг­но­за «ВИЧ-ин­фекция», в ка­чес­тве по­собия для объ­яс­не­ния ре­бен­ку тем, свя­зан­ных с ВИЧ, бе­сед с ним о здо­ровье, фор­ми­рова­ния при­вер­женнос­ти ЗОЖ, раз­ви­тия то­леран­тнос­ти к лю­дям с раз­личны­ми за­боле­вани­ями, ин­форми­рова­ния о хро­ничес­ких за­боле­вани­ях.

Ме­тоди­ка вклю­ча­ет в се­бя кар­точки по пя­ти те­мати­кам:

  1. «Семья и от­но­шения»;
  2. «Эмо­ции»;
  3. «Те­ло и здо­ровье»;
  4. «Им­му­нитет и бо­лез­ни»;
  5. «Ви­рус им­му­ноде­фици­та че­лове­ка»

Про­ек­ция — из­вес­тный и по­пуляр­ный сре­ди пси­холо­гов ме­ханизм, впер­вые опи­сан­ный пси­хи­ат­ром З. Фрей­дом и ши­роко ис­поль­зу­емый в сов­ре­мен­ной пси­холо­гии как для пси­холо­гичес­кой ди­аг­ности­ки,
так и для пси­хоте­рапев­ти­чес­кой ра­боты.

Использование проективной диагностической методики

Ис­сле­дова­ние про­водит­ся ин­ди­виду­аль­но с каж­дым ре­бен­ком в при­выч­ном и бе­зопас­ном для не­го ок­ру­жении. Кар­тинки по­казы­ва­ют­ся в про­нуме­рован­ном по­ряд­ке. Ме­тоди­ка мо­жет быть про­веде­на пол­ностью как за од­ну встре­чу, ес­ли вни­мание и ра­ботос­по­соб­ность ре­бен­ка поз­во­ля­ют, так и за нес­коль­ко встреч.

Инс­трук­ция: «Мы сей­час бу­дем рас­смат­ри­вать кар­тинки. Ты бу­дешь при­думы­вать ис­то­рии о кар­тинках, ко­торые я те­бе дам. Рас­ска­жи, что про­ис­хо­дит, что лю­ди на кар­тинках де­ла­ют сей­час, что бы­ло до это­го мо­мен­та, а что слу­чит­ся пос­ле». Все от­ве­ты за­писы­ва­ют­ся бук­валь­но и поз­же ана­лизи­ру­ют­ся. Сле­ду­ет за­писы­вать так­же все ком­мента­рии и дей­ствия ре­бен­ка, име­ющие от­но­шение к рас­ска­зу. По хо­ду рас­ска­за мож­но за­давать уточ­ня­ющие воп­ро­сы, на­писан­ные с об­ратной сто­роны кар­ти­нок. Нап­ри­мер: «По­чему пер­со­наж ве­дет се­бя имен­но так, а не ина­че?», «По­чему ука­зано имен­но это мес­то дей­ствия пер­со­нажей, имен­но этот воз­раст?», «По­чему имен­но так окон­чен рас­сказ?» Так­же для каж­дой кар­тинки есть спе­цифи­чес­кие воп­ро­сы, свя­зан­ные с кон­крет­ным сю­жетом, от­но­шени­ем ре­бен­ка к пер­со­нажам и их дей­стви­ям.

Об­ра­бот­ка ре­зуль­та­тов: при ана­лизе от­ве­тов ре­бен­ка оце­нива­ет­ся его по­нима­ние раз­личных си­ту­аций, уро­вень раз­ви­тия со­ци­аль­но­го и эмо­ци­ональ­но­го ин­теллек­та, вы­яв­ля­ет­ся на­личие стрес­со­ген­ных
фак­то­ров и трав­ма­тичес­ких си­ту­аций в опы­те ре­бен­ка и в нас­то­ящее вре­мя, сте­пень адап­ти­рован­ности в со­ци­уме, на­личие ре­сур­сов в со­ци­аль­ном ок­ру­жении и го­тов­ность (спо­соб­ность) об­ра­щать­ся за по­мощью и поль­зо­вать­ся под­дер­жкой.

В каж­дой из пя­ти тем оце­нива­ют­ся ос­ве­дом­ленность ре­бен­ка и спо­соб­ность к прак­ти­чес­ко­му ис­поль­зо­ванию име­ющих­ся зна­ний. Так­же вы­яв­ля­ют­ся сфе­ры не­дос­та­точ­ной ос­ве­дом­леннос­ти. Пос­ле это­го пси­холог (же­латель­но сов­мес­тно с за­кон­ны­ми пред­ста­вите­лями) сос­тавля­ет прог­рамму ин­ди­виду­аль­ной под го­тов­ки ре­бен­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за. Для ре­али­зации прог­раммы мож­но ис­поль­зо­вать дан­ные кар­точки как вспо­мога­тель­ный инс­тру­мент, а так­же дру­гие ма­тери­алы, нап­ри­мер сказ­ку «Ка­пель­ки здо­ровья», муль­тфиль­мы про им­му­нитет и т.д.

Важные принципы работы специалистов в процессе объяснения диагноза ребенку
  1. Прин­цип «Не нав­ре­ди». Нес­мотря на убеж­де­ния спе­ци­алис­тов о раз­ру­шитель­ном вли­янии тай­ны в семье, важ­но убе­дить­ся в го­тов­ности как взрос­лых чле­нов семьи, так и са­мого ре­бен­ка, на­личии ре­сур­сов, ус­той­чи­вых дет­ско-ро­дитель­ских от­но­шени­ях, от­сутс­твии трав­ми­ру­ющих ре­бен­ка си­ту­аций и дру­гих ус­ло­вий. Преж­девре­мен­ное рас­кры­тие ди­аг­но­за мо­жет быть раз­ру­шитель­ным.
  2. По­луче­ние пись­мен­но­го сог­ла­сия ро­дите­лей (за­кон­ных пред­ста­вите­лей) на оз­ву­чива­ние пси­холо­гом ди­аг­но­за ре­бен­ку.
  3. Оз­ву­чива­ние ди­аг­но­за в при­сутс­твии ро­дите­ля (за­кон­но­го пред­ста­вите­ля).
  4. Под­дер­жка семьи пос­ле рас­кры­тия ди­аг­но­за.
  5. Важ­ность соб­лю­дения кон­фи­ден­ци­аль­нос­ти.
    Под­робнее о про цес­се объ­яс­не­ния ди­аг­но­за ре­бен­ку с ВИЧ мож­но про­читать в ме­тоди­чес­ких ма­тери­алах фон­да «Сис­те­ма соп­ро­вож­де­ния се­мей, вос­пи­тыва­ющих де­тей с ВИЧ» (стр. 49), на сай­те фон­да www.childrenplus.ru в раз­де­ле «Ре­сур­сный центр» «Ме­тоди­чес­кие ма­тери­алы».

Пом­ни­те! Чем боль­ше у ре­бен­ка прав­ди­вой ин­форма­ции о ди­аг­но­зе, по­ложи­тель­ных при­меров жиз­ни с ди­аг­но­зом дру­гих лю­дей, тем боль­ше по­нима­ния то­го, что с ним про­ис­хо­дит, ощу­щения кон­тро­ля
над сво­ей жизнью и при­нятия от­ветс­твен­ности за пос­ледс­твия.

Де­ти, ко­торые уз­на­ют про свой ди­аг­ноз, не прой­дя спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку, мо­гут ис­пы­тывать ряд серь­ез­ных и слож­ных эмо­ций: страх за се­бя и свое бу­дущее («Я ско­ро ум­ру»), страх от­верже­ния об­щес­твом, стыд за свою ина­ковость, злость и не­нависть на тех, кто «наг­ра­дил» ди­аг­но­зом, бес­си­лие пе­ред бо­лезнью. Все это по­рож­да­ет стрес­со­вую ре­ак­цию ор­га­низ­ма. Под­рос­тку нуж­ны вре­мя и боль­шая под­дер­жка со сто­роны, что­бы пе­режить и при­нять свой ди­аг­ноз. А по­ка бу­дет про­ис­хо­дить при­нятие, ре­бенок, очу­тив­ший­ся в си­ту­ации стрес­са, мо­жет иметь приз­на­ки де­задап­та­ции, вследс­твие че­го он мо­жет де­монс­три­ровать ухуд­ше­ние по­веде­ния, не­кон­тро­лиру­емую ярость или про­вока­тив­ное по­веде­ние, по­выше­ние уров­ня тре­воги, раз­дра­жение, со­ци­аль­ную зам­кну­тость. В этот пе­ри­од ре­бенок в боль­шей сте­пени нуж­да­ет­ся в под­дер­жке семьи, со­ци­аль­ных и пси­холо­гичес­ких служб. Ему не­об­хо­димо мак­си­маль­но рас­ска­зать о ди­аг­но­зе, обес­пе­чить его при­мера­ми ус­пешной жиз­ни дру­гих ВИЧ-ин­фи­циро­ван­ных лю­дей, по­мочь ра­зоб­рать­ся с воз­ни­ка­ющи­ми чувс­тва­ми, ин­тегри­ровать и пе­режить их. По воз­можнос­ти обес­пе­чить груп­пой под­дер­жки, на ко­торой ре­бенок пой­мет, что он не один, и уз­на­ет, как дру­гие справ­ля­ют­ся со сво­ими слож­ностя­ми и выс­тра­ива­ют жизнь.

Спла­ниро­ван­ный про­цесс рас­кры­тия ди­аг­но­за по­мога­ет оп­ре­делить на­ибо­лее под­хо­дящее вре­мя, сде­лать этот про­цесс бо­лее ком­фор­тным для ре­бен­ка и всей семьи.