Пси-карточки фонда «Дети+»

Пси-карточки фонда «Дети+»

Цель: Подготовка к раскрытию диагноза ВИЧ. Понимание и принятие факта болезни. Повышение приверженности терапии.

Задачи: установление коммуникативно-эмоциональных связей, улучшение взаимопонимания, выявление личностной проблематики, коррекция детско-родительских отношений.

Кому: Для психологов, социальных работников, педагогов, специалистов работающих с детьми и семьями. Возможно использование в семье без привлечения специалистов, использование в индивидуальной и групповой работе.

В основе пси-карточек лежат наиболее часто встречающиеся фразы, трудности, проблемы, тревоги, страхи:

  • детей и подростков, которых подготавливали к раскрытию диагноза ВИЧ;
  • родителей, воспитывающих ВИЧ- положительного ребенка;
  • молодых людей, знающих свой диагноз ВИЧ+, но не понимающих и не принимающих его.

Важно, чтобы родитель/педагог или психолог имели четкое представление о диагнозе, были внимательны к чувствам и переживаниям ребенка и к своему собственному эмоциональному состоянию, возникающему в данной игре.

Взрослым, в ходе совместного проведения игры, полученная информация облегчает принятие ребенка, позволяет понять внутренний мир ребенка и соотнести его со своим, дает возможность выявить внутренние конфликты, слабые /сильные стороны ребенка. Совместное самораскрытие и познание другого позволяют устанавливать первичный контакт или улучшить его, уменьшают межличностную дистанцию и увеличивают уровень доверия между членами семьи или специалистом. В итоге с помощью новых знаний и умений появляется возможность выработать адекватные стратегии взаимодействия с ребенком, учитывая психологическое состояние и уровень развития ребенка (эмоциональный, социальный, личностный).

Детям и подросткам дают возможность в игровой форме обозначить трудные для себя темы, проработать внутренние конфликты, узнать сильные и слабые стороны своей личности, позволяют наращивать навыки заботы о себе, увеличивают уровень самоанализа, ответственности и саморегуляции.
Карточки помогают устанавливать и улучшать контакт с другими детьми и взрослым в процессе взаимодействия, увеличивать уровень доверия и степень самораскрытия. Позволяют получить опыт построения открытых и честных взаимоотношений, узнавать другого человека и соотносить его опыт со своим.
Карточки выявляют эмоциональное состояние ребёнка, его отношения с окружающим миром и людьми, способность позаботиться о себе, своем здоровье, умение пользоваться поддержкой, устанавливать контакты и соблюдать правила.

Описание

В комплекте имеется 10 наборов карточек, которые включают такие разделы как:

  1. Эмоциональный мир.
  2. Отношение к себе, с собой, границы.
  3. Помощь, поддержка, отношения с окружающими.
  4. Тело гигиена питание.
  5. Болезни (что защищает и разрушает), здоровье, вирусы.
  6. Тайна.
  7. Приверженность терапии (прием препаратов, врачи, анализы).
  8. Вич (для тех, кто знает диагноз).
  9. Мифы о ВИЧ.
  10. Половая жизнь, секс с ВИЧ.

Каждый раздел имеет карточки с положительными и отрицательными утверждениями. И карточки, предлагающие продолжить фразу, позволяющие использовать свой личный опыт и фантазии на предложенную тему.

Инструкция к применению

Специалист, слушая ответы ребенка, может задавать дополнительные вопросы, например, легко ли было отвечать на данное утверждение/продолжать фразу? Если было трудно, то по какой причине? Хотел бы ребенок, чтобы было по-другому или его все устраивает. Необходимо быть внимательным к чувствам ребенка, которые возникают в процессе ответов, и помогать осмысливать свое поведение и позицию.

Для подготовки к раскрытию диагноза карточки используются в порядке, предложенном выше.

До раскрытия диагноза можно смешивать карточки 1–6 раздела.
После раскрытия используются карточки 8–9 раздела.

10-й раздел предназначен для молодых людей, старше 16 лет. При работе с этой темой рекомендуем брать письменное разрешение законных представителей подростка.

После раскрытия диагноза полезно использовать всю колоду для выявления возникших трудностей.

Используя одинаковые значки, указанные внизу карточки, можно выбрать тематику для проработки определенной проблемы:
личность, знания, размышления, желания, семья, друзья, знакомые, специалисты, общество.

Правила игры

Карточки перемешиваются и кладутся «рубашкой» вверх. Участники по очереди вытаскивают любую понравившуюся карточку, читают вслух утверждение и говорят, про них это или нет, поясняя свой ответ.

Участник, читая неоконченную фразу, должен продолжить ее своими собственными рассуждениями.

Остальные участники могут задавать вопросы или давать обратную связь — озвучивать чувства, возникающие у них в этот момент.

Участник, который держит карточку, может не отвечать на вопросы или использовать правило «СТОП» и запретить дополнительные вопросы и обратную связь от других участников (кроме психолога).

По всем вопросам, возникающим при работе с карточками, обращайтесь в Благотворительный фонд «Дети+».