Рекомендации специалистам, работающим с детьми+ по сказке

Рекомендации специалистам (психологам, педагогам), работающим с детьми+ по сказке

Что та­кое сказ­ко­тера­пия?

Сказ­ко­тера­пия — это эф­фектив­ный при­ем, ко­торый в мяг­кой и не­навяз­чи­вой фор­ме по­мога­ет вы­явить и ус­тра­нить пси­холо­гичес­кие проб­ле­мы, как де­тей, так и взрос­лых. Ус­лы­шав ис­то­рию, ре­бенок ана­лизи­ру­ет си­ту­ацию, в ко­торой ока­зал­ся глав­ный ге­рой, при­меря­ет на се­бя чувс­тва пер­со­нажей из сказ­ки. Ес­ли проб­ле­ма, оз­ву­чен­ная в этот мо­мент, по­хожа на то, что про­ис­хо­дит с ре­бен­ком, он иден­ти­фици­ру­ет ге­роя с со­бой и по­луча­ет воз­можный ва­ри­ант вы­хода из зат­рудне­ния. Слу­шая сказ­ку или чи­тая ее са­мос­то­ятель­но, ре­бенок как бы ны­ря­ет внутрь по­вес­тво­вания, вжи­ва­ет­ся в са­му ис­то­рию, про­ис­хо­дит иден­ти­фика­ция с на­ибо­лее близ­ким оду­шев­ленным пер­со­нажем. В этот мо­мент ре­бенок вста­ет на мес­то дру­гого, чувс­тву­ет что-то по­хожее или от­личное от не­го са­мого. Тем са­мым раз­ви­ва­ет­ся спо­соб­ность ре­бен­ка к де­цен­тра­ции: при­нятию ро­ли дру­гого че­лове­ка, воз­можнос­ти смот­реть на мир с раз­ных то­чек зре­ния.

Сказ­ка по­мога­ет уви­деть и по­нять свои зат­рудне­ния и най­ти вы­ход из слож­ной си­ту­ации. Ре­бенок не прос­то слу­ша­ет о прик­лю­чени­ях, с по­мощью по­лучен­ных зна­ний о пре­одо­лении труд­ностей ге­ро­ев сказ­ки, он вы­раба­тыва­ет свою собс­твен­ную мо­дель по­веде­ния в по­доб­ных си­ту­аци­ях, встра­ива­ет его в свой сце­нарий жиз­ни.

Слу­шая сказ­ку, ре­бенок не­осоз­нанно вы­носит тот смысл, ко­торый сей­час для не­го на­ибо­лее ва­жен и соз­ву­чен. Чи­тая од­ну и ту же сказ­ку в раз­ное вре­мя, де­ти де­ла­ют ак­центы на раз­ные ас­пекты, ко­торые ак­ту­аль­ны в дан­ный мо­мент жиз­ни.

Сказ­ко­тера­пия прив­ле­ка­ет де­тей и взрос­лых тем, что в ней от­сутс­тву­ют нра­во­уче­ния, ав­то­ритар­ность. На­личие тай­ны при­тяги­ва­ет вни­мание и воз­ни­ка­ет же­лание уз­нать про­дол­же­ние. Не­чет­ко обоз­на­чен­ное мес­то дей­ствия, на­меки, ме­тафо­ры — все это поз­во­ля­ет раз­гу­лять­ся фан­та­зии.

Ув­лечь че­лове­ка мо­жет толь­ко сказ­ка, ко­торая ему близ­ка по пе­режи­вани­ям и сло­жив­шей­ся си­ту­ации.

Сказ­ка «Ка­пель­ки здо­ровья»

Сказ­ка по­яви­лась бла­года­ря ма­тери­алу, по­лучен­но­му в хо­де ра­боты (в ин­ди­виду­аль­ном и груп­по­вом фор­ма­те) с ВИЧ-ин­фи­циро­ван­ны­ми деть­ми (ВИЧ+), ко­торых мы под­го­тав­ли­вали к рас­кры­тию ди­аг­но­за. В ее ос­но­ве их труд­ности, чувс­тва, пе­режи­вания, сом­не­ния.

К нам при­ходи­ли де­ти, ко­торые не зна­ли свой ди­аг­ноз, бо­ялись, что с ни­ми что-то не так и од­новре­мен­но хо­тели знать, что про­ис­хо­дит с их здо­ровь­ем. И нам на­до бы­ло как- то на­чинать раз­го­вор, а что мо­жет быть для ре­бен­ка луч­шим приг­ла­шени­ем к об­ще­нию, чем сказ­ка? Мы со­чиня­ли сказ­ку по тем мо­мен­там, ко­торые вы­деля­ли са­ми де­ти. И да­же имя Вит­ри­кус при­дума­ли не мы, а под­рос­тки на груп­по­вом тре­нин­ге. Мы за­думы­вали ко­ротень­кую сказ­ку, но де­ти хо­тели про­дол­же­ния и под­ки­дыва­ли нам все боль­ше сво­их ис­то­рий и идей. Сей­час у нас уже ле­жит тол­стая пап­ка с дет­ски­ми ри­сун­ка­ми, по ко­торым мы от­сле­жива­ли, ка­кие мо­мен­ты вы­зыва­ют эмо­ци­ональ­ный от­вет.

Сказ­ка «Ка­пель­ки здо­ровья» нап­равле­на на ре­шение кон­крет­ной проб­ле­мы. Она поз­во­ля­ет в про­ек­тивной фор­ме под­го­товить ре­бен­ка к по­луче­нию ин­форма­ции о ди­аг­но­зе ВИЧ-ин­фекция, сфор­ми­ровать у не­го адек­ватные ус­та­нов­ки по от­но­шению к за­боле­ванию. Не­об­хо­димая для ре­бен­ка ин­форма­ция о ви­русе «упа­кова­на» в при­выч­ный и ком­фор­тный для де­тей фор­мат сказ­ки с тра­дици­он­ны­ми пер­со­нажа­ми: царь и ца­рица, принц, зна­харь, чу­дови­ще, прик­лю­чения и вол­шебс­тво. Та­ким об­ра­зом, те сто­роны ре­аль­нос­ти, ко­торые не­об­хо­димо осоз­нать ре­бен­ку, пред­ста­ют пе­ред ним в ме­тафо­ричес­кой фор­ме, поз­во­ля­ющей ме­нее «бо­лез­ненно» при­кос­нуть­ся к дан­ной те­ме.

Ска­зоч­ные ме­тафо­ры поз­во­ля­ют ре­бен­ку об­рести пред­став­ле­ние о ви­русе и спо­собах его «ук­ро­щения», а так­же о здо­ровом об­ра­зе жиз­ни. Фор­ма из­ло­жения сказ­ки поз­во­ля­ет пе­режить те­му сво­ей «из­бран­ности», осо­бен­ности, оди­ночес­тва, фор­ми­ру­ет пред­став­ле­ние о ра­зум­ных спо­собах со­об­ще­ния дру­гим сво­его ди­аг­но­за. Но по­пут­но в ней ре­ша­ют­ся и дру­гие не­мало­важ­ные за­дачи: на­учить­ся це­нить близ­ких лю­дей и друж­бу, ос­во­ить­ся в со­ци­уме, где не при­нима­ют за­боле­вание, справ­лять­ся с тя­желы­ми чувс­тва­ми — страх, злость, не­пони­мание, рас­те­рян­ность; сфор­ми­ровать по­ложи­тель­ное по­веде­ние, по­нять свои жиз­ненные цен­ности. Пло­хой пос­ту­пок име­ет пос­ледс­твия. Прик­лю­чения и ис­пы­тания, вы­пав­шие на до­лю глав­но­го ге­роя, де­ла­ют его силь­нее и муд­рее. Дой­дя до кон­ца, не сво­рачи­вая с на­мечен­ной це­ли — по­луча­ешь воз­награж­де­ние. У на­шей сказ­ки хо­роший ко­нец, что да­ет ре­бен­ку чувс­тво пси­холо­гичес­кой за­щищен­ности.

Мы пред­ла­га­ем вни­манию де­тей ис­то­рию, рас­ска­зыва­ющую о том, как один ма­лень­кий маль­чик стол­кнул­ся с со­вер­шенно не­малень­кой труд­ностью. Он ге­ро­ичес­ки бро­сил вы­зов сво­им «не­дугам» и про­делал ог­ромный путь, что­бы най­ти ре­шение. Его до­рога бы­ла пол­на прик­лю­чений, слож­ностей и огор­че­ний, но вмес­те с тем бы­ло и мно­го ра­дос­тных от­кры­тий и ин­те­рес­ных зна­комств.

Для про­вер­ки по­нима­ния тек­ста и для ра­боты с вы­зыва­емы­ми чувс­тва­ми сказ­ка име­ет ра­бочую тет­радь. За­дания поз­во­ля­ют пе­режи­вать выз­ванные сю­жетом эмо­ции в раз­го­воре с взрос­лым, а так­же с по­мощью иг­ры и ри­сун­ка.

Вы­пол­няя за­дания, ре­бенок раз­мышля­ет о том, слу­чалось ли ему пе­режи­вать по­хожие чувс­тва, мыс­ли, ис­пы­тывать те же сом­не­ния, что и ге­рою сказ­ки. Мы рас­сужда­ем с деть­ми, как они справ­ля­ют­ся с по­доб­ны­ми пе­режи­вани­ями. Мы го­товы об­су­дить воз­никшие зат­рудне­ния и хо­тим ус­лы­шать про­дол­же­ние, со­чинен­ное ре­бен­ком. Мы приг­ла­ша­ем его быть не прос­то слу­шате­лем, а ак­тивным учас­тни­ком.

Ре­зуль­та­ты

Пос­ле проч­те­ния сказ­ки и вы­пол­не­ния за­даний ре­бенок на­чина­ет осоз­на­но ори­ен­ти­ровать­ся в сво­их чувс­твах. У не­го по­яв­ля­ют­ся адек­ватные, со­от­ветс­тву­ющие воз­расту и раз­ви­тию пред­став­ле­ния о ди­аг­но­зе, воз­ни­ка­ет чувс­тво бе­зопас­ности, ощу­щение кон­тро­ля над жизнью, в не­кото­рых слу­ча­ях са­мо­оцен­ка ста­новит­ся бо­лее адек­ватной, по­яв­ля­ет­ся уве­рен­ность в се­бе. И глав­ный ре­зуль­тат — по­ложи­тель­ный нас­трой в от­но­шении те­рапии, по­тому что те­перь он осоз­на­ет, для че­го нуж­но при­нимать таб­летки и как это свя­зано с его жизнью. Ре­бенок по­нима­ет важ­ность ре­гуляр­но­го при­ема и мо­жет это встро­ить в пред­став­ле­ние о сво­ем здо­ровье, зна­ет, что та­кое тай­на, и бу­дет ис­поль­зо­вать это зна­ние в сво­их от­но­шени­ях с дру­гими людь­ми.

Ког­да и как ра­ботать со сказ­кой

Сказ­ку мож­но ис­поль­зо­вать для под­го­тов­ки ре­бен­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за, а так­же для объ­яс­не­ния не­об­хо­димос­ти ре­гуляр­но при­нимать те­рапию де­тям в воз­расте от 5 до 9 лет. Спе­ци­алист мо­жет по­дарить семье сказ­ку с ра­бочей тет­радью с прось­бой к сле­ду­ющей встре­че про­читать 1 гла­ву и вы­пол­нить за­дания к ней. Да­лее во вре­мя кон­суль­та­ции мож­но об­су­дить с ро­дите­лем, как ре­аги­ровал ре­бенок на те­му, что его за­ин­те­ресо­вало, ас­со­ци­иру­ет ли ре­бенок свою жизнь с ис­то­ри­ей прин­ца. Ре­бенок, ко­торый про­читав всю сказ­ку и вы­пол­нив за­дания, адек­ватно ре­аги­ровал на прик­лю­чения прин­ца, ви­дел ана­логию со сво­ей жизнью — прак­ти­чес­ки го­тов к оз­ву­чива­нию его ди­аг­но­за «ви­рус им­му­ноде­фици­та че­лове­ка».

И, на­обо­рот, ес­ли ре­бенок от­ка­зыва­ет­ся чи­тать сказ­ку, не счи­та­ет собс­твен­ный при­ем таб­ле­ток по­хожей си­ту­аци­ей с при­емом прин­цем «ка­пелек здо­ровья», не по­нима­ет, по­чему прин­цу не нуж­но всем вок­руг рас­ска­зывать о за­боле­вании, или бо­лез­ненно вос­при­нима­ет те­му «при­ем­ности», «по­тери ро­дите­лей» — это сиг­нал для спе­ци­алис­та ос­та­новить­ся, пос­тро­ить до­вери­тель­ные от­но­шения с ре­бен­ком, про­рабо­тать дан­ные те­мы и уже пос­ле вер­нуть­ся к воп­ро­су рас­кры­тия ди­аг­но­за ре­бен­ку. В на­шей прак­ти­ке бы­ли слу­чаи, ког­да раз­го­вор от­кла­дывал­ся на год, ре­бенок про­дол­жал по­сещать груп­пы «для тех, кто не зна­ет ди­аг­ноз», семья при­ходи­ла на ин­ди­виду­аль­ные встре­чи с пси­холо­гом. На­конец, нас­ту­пал мо­мент, ког­да ре­бен­ку мож­но бы­ло рас­ска­зать о за­боле­вании, и это зна­ние адек­ватно встра­ива­лось в кар­ти­ну ми­ра ре­бен­ка и по­ложи­тель­но вли­яло на дет­ско-ро­дитель­ские от­но­шения.

Алгорим работы со сказкой

Гла­ва 1.

По­вес­тво­вание на­чина­ет­ся при­выч­ным ска­зоч­ным об­ра­зом, соз­да­вая нас­трой, поз­во­ляя «вой­ти в сказ­ку».

Пер­вый ак­цент про­ис­хо­дит, ког­да царь и ца­рица го­рю­ют, что нет у них де­тей. Де­ти со­пере­жива­ют чу­жому го­рю.

Вто­рой — ког­да они на­ходят кор­зинку с ма­лышом на крыль­це сво­его до­ма. При­ем­ные де­ти, ко­торые зна­ют об этом фак­те сво­ей жиз­ни, обыч­но вы­деля­ют этот мо­мент в ри­сова­нии и об­сужде­нии. Это поз­во­ля­ет на­чать об­сужде­ние на очень важ­ную и тя­желую для де­тей те­му, ус­лы­шать их пе­режи­вания, стра­хи, раз­де­лить с ни­ми чувс­тва, стать бли­же, пос­тро­ить до­вери­тель­ные от­но­шения, ока­зать под­дер­жку.

Сле­ду­ющий мо­мент — ре­бенок за­болел. Де­ти, с од­ной сто­роны, поз­на­ют пе­режи­вания ро­дите­лей, по­тому что то­же пе­режи­ва­ют и со­чувс­тву­ют ма­лышу из сказ­ки. С дру­гой сто­роны — сим­пто­мы, опи­сан­ные в сказ­ке, по­луче­ны от вра­чей из СПИД-цен­тра и рас­ска­зыва­ют ха­рак­терные мо­мен­ты при от­ка­зе или не­регу­ляр­ном при­еме те­рапии.

Зна­харь, для то­го, что­бы по­нять, чем за­болел ре­бенок, дос­та­ет «па­лоч­ку стек­лянную да игол­ку ос­трую». Де­ти с ВИЧ сда­ют кровь ре­гуляр­но, в сред­нем раз в три ме­сяца. Им зна­комо то, что де­ла­ет зна­харь. В этом мо­мен­те де­ти ак­тивно об­сужда­ют то, как они час­то по­сеща­ют вра­чей, сда­чу ана­лизов, для че­го им это на­до, как они се­бя чувс­тву­ют. Боль­шинс­тво де­тей пос­ле 7 лет при­вык­ли к этой про­цеду­ре и с гор­достью рас­ска­зыва­ют, как они пре­одо­лева­ли свои стра­хи, ка­кие они сме­лые и не бо­ят­ся сда­вать кровь. Про­ис­хо­дит ак­тивное об­сужде­ние, что вы­зыва­ет еще боль­ший ин­те­рес к сказ­ке. В груп­по­вой ра­боте в это вре­мя де­ти под­бадри­ва­ют друг дру­га, ви­дят, что они не од­ни, что в час­том по­сеще­ние вра­ча нет ни­чего пос­тыдно­го, в груп­пе по­яв­ля­ет­ся еди­нение. До­пол­ни­тель­но мы рас­ска­зыва­ем и про­иг­ры­ва­ем спо­собы, как справ­лять­ся с тре­вогой, как по­мочь се­бе и дру­гому. Мы обу­ча­ем их глу­боко­му ды­ханию, по­ложив ру­ку на жи­вот, мы пред­ла­га­ем пред­ста­вить се­бя в дру­гом, при­ят­ном мес­те, где им хо­рошо и спо­кой­но, мы по­казы­ва­ем, как мож­но вслух го­ворить о сво­ей тре­воге и как эко­логич­но предъ­яв­лять злость и раз­дра­жение, и чем они от­ли­ча­ют­ся.

Зна­комс­тво с Вит­ри­кусом, ко­торый пи­та­ет­ся здо­ровь­ем ма­лыша — этот мо­мент поз­во­ля­ет в дос­тупной фор­ме дать зна­ния о ви­русе, его воз­дей­ствии на ор­га­низм, вли­янии на сос­то­яние здо­ровья и нас­тро­ение.

Зна­харь пред­ла­га­ет ка­пель­ки здо­ровья, с по­мощью ко­торых мож­но ус­ми­рить Вит­ри­куса. Рас­ска­зыва­ем о ле­карс­твах. Ос­новной упор идет на то, что ка­пель­ки на­до при­нимать стро­го два ра­за в день, ут­ром и ве­чером, не про­пус­кая. Для де­тей этот мо­мент очень зна­ковый, боль­шинс­тво из них уже при­нима­ют АРВ те­рапию. Де­ти про­яв­ля­ют мно­го чувств, ак­тивно об­сужда­ют свое сходс­тво с прин­цем (в груп­пе на­ходят­ся де­ти, ко­торые уже при­нима­ют таб­летки и ко­му это толь­ко пред­сто­ит). Важ­но по­казать, что они не оди­ноки, что при­ем таб­ле­ток не де­ла­ет их ху­же дру­гих, и да­же на­обо­рот, под­ни­ма­ет их им­му­нитет, они ста­новят­ся бо­лее здо­ровы­ми. Об­щность проб­ле­мы при­водит к спло­чению груп­пы.

Ак­цент на том, что ма­лыш-принц стал сам на­поми­нать о при­еме ка­пелек здо­ровья, по­тому что ему нра­вит­ся быть здо­ровым и пол­ным сил. Фор­ми­ру­ет­ся при­вер­женность те­рапии.

Гла­ва 2.

Принц рос, и все бы­ло прек­расно, по­ка од­нажды ут­ром принц не по­нял, что толь­ко он при­нима­ет ка­пель­ки и ре­шил, что и так все хо­рошо с его здо­ровь­ем, и не бу­дет он боль­ше пить ка­пель­ки. А ро­дите­ли рас­те­рялись, за­сом­не­вались и пош­ли на по­воду у прин­ца. На­до ви­деть, с ка­ким удо­воль­стви­ем де­ти то­па­ют но­гами и кри­чат, что боль­ше не бу­ду пить ка­пель­ки, про­иг­ры­вая роль прин­ца. Это поз­во­ля­ет снять соп­ро­тив­ле­ние, от­ре­аги­ровать эмо­ции, про­гово­рить стра­хи и не­жела­ние вы­пол­нять ука­зания вра­ча. В этом мо­мен­те есть два ти­па ре­аги­рова­ния: де­ти, ко­торые иден­ти­фици­ру­ют се­бя с прин­цем и де­ти, ко­торые на­от­рез от­ка­зыва­ют­ся по­быть прин­цем, про­иг­рать этот мо­мент, осуж­да­ют прин­ца, не хо­тят быть на не­го по­хожи. Но при этом не мо­гут объ­яс­нить, с чем соп­ро­тив­ле­ние свя­зано.

Сос­то­яние здо­ровья прин­ца ста­ло ухуд­шать­ся, но не сра­зу, дол­гое вре­мя ни­чего не бы­ло за­мет­но. Ро­дите­ли за­били тре­вогу. Так как сказ­ка чи­та­ет­ся не вся сра­зу, мы име­ем воз­можность еще раз об­су­дить при­чины ухуд­ше­ния здо­ровья прин­ца, сим­пто­мы ухуд­ше­ния, свой­ствен­ные ВИЧ-ин­фекции. Уточ­нить, ка­кие зна­ния ос­та­лись у де­тей пос­ле проч­те­ния пер­вой гла­вы.

При­шел принц в стра­ну зна­харя, от­кро­вен­но рас­ска­зал о том, что сде­лал. А зна­харь его не от­ру­гал, не уди­вил­ся, не выг­нал, а при­обод­рил. Мы го­ворим де­тям, что каж­дый че­ловек мо­жет оши­бать­ся. Глав­ное, по­нять, в чем сос­то­ит ошиб­ка и что нуж­но сде­лать, что­бы боль­ше ее не со­вер­шать. Мы рас­ска­зыва­ем еще раз о важ­ности при­ема ле­карс­тва ут­ром и ве­чером, но ес­ли они не вы­пили таб­летку, за­были, не за­хоте­ли, у них по­яв­ля­ет­ся но­вый ал­го­ритм — об­ра­тить­ся за по­мощью к взрос­ло­му.

Зна­харь сно­ва бе­рет кровь у прин­ца (де­ти ре­аги­ру­ют уже спо­кой­но, их ин­те­рес скон­цен­три­рован на том, что же уви­дит принц в хрус­таль­ном ша­ре, в сво­ей ка­пель­ке кро­ви). При об­сужде­нии мы рас­ска­зыва­ем, что та­кое ме­дицин­ская ла­бора­тория, для че­го она нуж­на, ка­кими инс­тру­мен­та­ми там поль­зу­ют­ся, что мож­но об­на­ружить. По­казы­ва­ем ви­део, как клет­ка лей­ко­цита го­ня­ет­ся за ви­русом. На­поми­на­ем, что ка­пель­ки здо­ровья де­ла­ют клет­ки им­му­ните­та силь­нее и быс­трее ви­руса. Де­ти на­чина­ют по­нимать ме­ханизм сда­чи ана­лизов и не­об­хо­димость при­вер­женнос­ти те­рапии.
Вит­ри­кус ло­ма­ет це­пи, по­тому что ка­пель­ки здо­ровья его не сдер­жи­ва­ют. Это то­же про при­вер­женность те­рапии. Мы го­ворим с деть­ми об их стра­хах, свя­зан­ных с кон­крет­ным за­боле­вани­ем, с про­пус­ка­ми, про­иг­ры­ва­ем, как ры­чит Вит­ри­кус, как он дви­га­ет­ся, под­клю­ча­ем те­лес­ное про­жива­ние чувств, сни­жа­ем тре­вогу. Но приз­на­ем серь­ез­ность си­ту­ации.

И опять принц пь­ет ка­пель­ки здо­ровья, и за­тиха­ет Вит­ри­кус, це­пи тол­ще ста­новят­ся. По­яв­ля­ет­ся осоз­нанное же­лание при­нимать те­рапию.

Гла­ва 3.

Дан­ная гла­ва сказ­ки свя­зана с иде­ей то­го, что каж­дый че­ловек от­ветс­тве­нен за сох­ра­нение и под­держа­ние сво­его здо­ровья. И, нес­мотря на то, что у ре­бен­ка име­ет­ся хро­ничес­кое за­боле­вание, с ним мож­но жить так, что­бы здо­ровье под­держи­валось на оп­ти­маль­ном уров­не.

Так­же гла­ва сказ­ки под­черки­ва­ет, что ре­бенок в сос­то­янии кон­тро­лиро­вать свое са­мочувс­твие и под­держа­ние те­ла в здо­ровом сос­то­янии, нес­мотря на то, что есть об­ласть, ко­торую он кон­тро­лиро­вать не мо­жет и вы­нуж­ден с ней сми­рить­ся.

Гла­ва 4.

Гла­ва пос­вя­щена важ­ности здо­рово­го пи­тания и зак­репле­нию идеи треть­ей гла­вы о важ­ности за­боты о сво­ем здо­ровье. Так­же гла­ва ин­форми­ру­ет о том, что есть про­дук­ты, ко­торые по­мога­ют ук­реплять на­ше здо­ровье и есть ка­тего­рия про­дук­тов, ко­торые от­но­сят­ся к ла­комс­тву и не­пос­то­ян­но­му упот­ребле­нию.

Гла­ва 5.

Гла­ва зат­ра­гива­ет нес­коль­ко проб­ле­матик. Рас­ска­зыва­ет де­тям о том, что ма­лоз­на­комых лю­дей и лю­дей, ко­торые не вхо­дят в близ­кий круг об­ще­ния, не сто­ит пос­вя­щать в очень лич­ные и де­ликат­ные те­мы, по­тому как че­ловек, не пос­вя­щен­ный в проб­ле­му ВИЧ, мо­жет опи­рать­ся на ми­фы о бо­лез­ни и при­нес­ти рас­сказ­чи­ку мно­го вре­да.
Гла­ва под­ни­ма­ет те­му то­го, что ре­бенок с ВИЧ ис­пы­тыва­ет злость, оби­ду, не­годо­вание и дру­гие слож­ные чувс­тва, свя­зан­ные с тем, что боль­шинс­тво ок­ру­жа­ющих его лю­дей здо­ровы. Тог­да ре­бенок мо­жет ощу­щать се­бя иным по от­но­шению к дру­гим, чувс­тво­вать ущер­бным, что мо­жет ска­зать­ся на его по­веде­нии. Мно­гие де­ти с ВИЧ на­ходят в ди­аг­но­зе свою уни­каль­ность и пы­та­ют­ся про­воци­ровать ок­ру­жение на оп­ре­делен­ное от­но­шение к се­бе. Гла­ва учит то­му, что бо­лезнь не яв­ля­ет­ся лич­ностью ре­бен­ка в це­лом, и кро­ме ин­фекции ре­бенок об­ла­да­ет ря­дом дос­то­инств, ка­честв и уни­каль­нос­тей, ко­торые мож­но предъ­яв­лять ми­ру.

Гла­ва 6.

Ре­бенок мо­жет до­писать сказ­ку. Это воз­можность обоз­на­чить ту проб­ле­мати­ку, ко­торая важ­на для не­го, но не бы­ла обоз­на­чена в сказ­ке.

В це­лом сказ­ка «Ка­пель­ки здо­ровья» под­ни­ма­ет ос­новные проб­ле­мы, с ко­торы­ми стал­ки­ва­ет­ся ВИЧ-ин­фи­циро­ван­ный ре­бенок. Она пы­та­ет­ся в ска­зоч­ной фор­ме, че­рез ге­роя до­нес­ти до чи­тате­ля, что у каж­дой труд­ности есть вы­ход и, нес­мотря на то, что бо­лезнь они не вы­бира­ли, есть мно­жес­тво об­ластей их жиз­ни, в ко­торых они мо­гут ос­та­вать­ся ак­тивны­ми и ус­пешны­ми. Они так­же мо­гут кон­тро­лиро­вать раз­ные ас­пекты сво­ей жиз­ни, в том чис­ле от­но­шения с ок­ру­жа­ющи­ми, здо­ровье и раз­ви­тие ин­фекции. Сказ­ка по­мога­ет ре­бен­ку пе­ре­ос­мыслить свой опыт и уви­деть ре­шение зат­рудни­тель­ных си­ту­аций.

К сказ­ке «ка­пель­ки здо­ровья» идет при­ложе­ние — ра­бочая тет­радь. Это до­пол­ни­тель­ная воз­можность для ре­бен­ка ос­мыслить и ин­тегри­ровать ма­тери­ал, оз­ву­чен­ный в сказ­ке. Так­же сов­мес­тно со взрос­лым ра­ботая с тет­радкой ре­бенок мо­жет по­лучить до­пол­ни­тель­ные зна­ния или рас­ши­рить уже име­ющие пред­став­ле­ние по пред­ло­жен­ным те­мам.

Воз­можность ри­совать по­мога­ет ре­бен­ку в сим­во­лич­ной и мяг­кой фор­ме вы­ражать свои пе­режи­вания, свя­зан­ные с оп­ре­делен­ной те­мати­кой.

Де­ти рас­сужда­ют, при­поми­на­ют, ри­су­ют пред­метно и абс­трак­ции. Уп­ражне­ния зат­ра­гива­ют ра­боту с ми­микой, те­лом. В про­цес­се вы­пол­не­ния ре­бенок рас­сужда­ет о сво­их пред­став­ле­ни­ях, семье, сво­ей ис­то­рии по­яв­ле­ния в семье, бо­лез­ни, от­но­шении к про­цеду­рам и ле­чении, — что поз­во­ля­ет фор­ми­ровать серь­ёз­ное и от­ветс­твен­ное от­но­шение за свое бла­гопо­лучие.

Важ­но го­товить к рас­кры­тию ди­аг­но­за за­кон­ных пред­ста­вите­лей де­тей с ВИЧ, у ко­торых дос­та­точ­но мно­го пе­режи­ваний и сом­не­ний. По­могая ре­бен­ку вы­пол­нять за­дания в ра­бочей тет­ра­ди, ро­дите­ли так­же го­товят­ся к важ­но­му раз­го­вору. Мы ре­комен­ду­ем оз­на­комить­ся с па­мят­кой для ро­дите­лей. В ней мы го­ворим о важ­ности пси­холо­гичес­кой го­тов­ности ро­дите­лей или лиц их за­меща­ющих при рас­кры­тии ВИЧ-ста­туса ре­бен­ка. Ро­дитель, мо­раль­но и ин­форма­ци­он­но под­го­тов­ленный к раз­го­вору с ре­бен­ком, смо­жет из­ло­жить не­об­хо­димую для не­го ин­форма­цию в дос­тупной фор­ме и бу­дет спо­собен про­яс­нить для ре­бен­ка вол­ну­ющие его воп­ро­сы при рас­кры­тии ди­аг­но­за. В ре­зуль­та­те че­го ре­бен­ку бу­дет лег­че при­нять ин­форма­цию, ос­мыслить ее и встро­ить но­вую ин­форма­цию в свою при­выч­ную кар­ти­ну ми­ра. Ес­ли за­кон­ный пред­ста­витель по­нима­ет, что у не­го не­дос­та­точ­но зна­ний и мно­го тре­воги по рас­кры­тию ди­аг­но­за, мы ре­комен­ду­ем про­водить ос­новной раз­го­вор сов­мес­тно со спе­ци­алис­том, пси­холо­гом, ком­пе­тен­тным в дан­ной те­ме.

Спе­ци­алис­ту не­об­хо­димо взять ин­форма­ци­он­ное сог­ла­сие с за­кон­но­го пред­ста­вите­ля на рас­кры­тие ди­аг­но­за ре­бен­ку.

Пос­ле важ­но­го раз­го­вора пом­ни­те! Чем боль­ше у ре­бен­ка прав­ди­вой ин­форма­ции о ди­аг­но­зе, по­ложи­тель­ных при­меров жиз­ни с ди­аг­но­зом дру­гих лю­дей, — тем боль­ше по­нима­ния то­го, что с ним про­ис­хо­дит, ощу­щения кон­тро­ля над сво­ей жизнью и при­нятия от­ветс­твен­ности за пос­ледс­твия. Де­ти, ко­торые уз­на­ют про свой ди­аг­ноз, не прой­дя спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку, мо­гут ис­пы­тывать ряд серь­ёз­ных и слож­ных эмо­ций: страх за се­бя и свое бу­дущее («я ско­ро ум­ру»), страх от­верже­ния об­щес­твом, стыд за свою ина­ковость, злость и не­нависть на тех, кто «наг­ра­дил» ди­аг­но­зом, бес­си­лие пе­ред бо­лезнью. Все это по­рож­да­ет стрес­со­вую ре­ак­цию ор­га­низ­ма. Под­рос­тку нуж­но вре­мя и боль­шая под­дер­жка со сто­роны, что­бы пе­режить и при­нять свой ди­аг­ноз. А по­ка бу­дет про­ис­хо­дить при­нятие, ре­бенок, очу­тив­ший­ся в си­ту­ации стрес­са, мо­жет иметь приз­на­ки де­задап­та­ции, вследс­твие че­го ре­бенок мо­жет де­монс­три­ровать ухуд­ше­ние по­веде­ния, не­кон­тро­лиру­емую ярость или про­вока­тив­ное по­веде­ние, по­выше­ние уров­ня тре­воги, раз­дра­жение, со­ци­аль­ную зам­кну­тость. В этот пе­ри­од ре­бенок в боль­шей сте­пени нуж­да­ет­ся в под­дер­жке семьи, со­ци­аль­ных и пси­холо­гичес­ких служб. Ре­бен­ку не­об­хо­димо мак­си­маль­но рас­ска­зать о ди­аг­но­зе, обес­пе­чить его при­мера­ми ус­пешной жиз­ни дру­гих ВИЧ-ин­фи­циро­ван­ных лю­дей, по­мочь ра­зоб­рать­ся с воз­ни­ка­ющи­ми чувс­тва­ми, ин­тегри­ровать и пе­режить их. По воз­можнос­ти, обес­пе­чить груп­пой под­дер­жки, на ко­торой ре­бенок пой­мет, что он не один, и уз­на­ет, как дру­гие лю­ди справ­ля­ют­ся со сво­ими слож­ностя­ми и выс­тра­ива­ют свою жизнь.

Со все­ми воп­ро­сами по по­воду ра­боты со сказ­кой, при­об­ре­тения сказ­ки об­ра­щай­тесь в фонд «Де­ти+» — info@childrenplus.ru

Мы по­дарим вам сказ­ку, ес­ли вы вос­пи­тыва­ете ре­бен­ка с ВИЧ.