Шкала Мориски-Грина «ДЕТИ+». Опросник Мориски-Грина

Результаты диагностики подростков
Результаты методики Мориски-Грин

Шка­ла Мо­рис­ки-Грин бы­ла раз­ра­бота­на для ана­лиза уров­ня ком­пла­ен­тнос­ти. В на­шем ис­сле­дова­нии под ком­пла­ен­тным по­веде­ни­ем мы по­нима­ем ре­гуляр­ный при­ем ан­ти­рет­ро­вирус­ной те­рапии. Шка­ла Мо­рис­ки-Грин яв­ля­ет­ся на­ибо­лее рас­простра­нен­ной об­щей скри­нин­го­вой ме­тоди­кой для оцен­ки ком­плай­ен­са при ши­роком кру­ге со­мати­чес­ких и пси­хичес­ких за­боле­вания.

Для ана­лиза вли­яния прог­раммы ра­боты про­води­лось лон­ги­тюд­ное ис­сле­дова­ние, под­рос­тки про­ходи­ли оп­росник до на­чала за­нятий и в кон­це. Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз по срав­не­нию дан­ных на вы­бор­ке под­рос­тков с ВИЧ, по­лучен­ных в сен­тябре и в мае, про­водил­ся с при­мене­ни­ем кри­терия Вил­коксо­на при уров­не зна­чимос­ти р=0,05.

Исследование уровня приверженности к терапии

Статистические критерии (а)май — сентябрь
Z-2,271b
Асимптотическая значимость
(2-сторонняя)
,023
a. Критерий знаковых рангов Вилкоксона
b. На основе отрицательных рангов.

Ре­зуль­тат пред­став­лен в ви­де таб­ли­цы:

Как вид­но на таб­ли­це уро­вень при­вер­женнос­ти к те­рапии зна­чимо уве­личил­ся в мае пос­ле про­хож­де­ния груп­по­вой ра­боты по срав­не­нию с на­чалом го­да. Под­рос­тки ста­ли вни­матель­нее от­но­сить­ся к ча­сам при­ема пре­пара­тов, а так­же на­лади­лась ре­гуляр­ность при­ема АРВ-те­рапии.

Враждебность

Ана­лиз уров­ня враж­дебнос­ти про­водил­ся с по­мощью ме­тоди­ки «Бас­са-Дар­ки». Под враж­дебностью по­нима­ет­ся об­щая не­гатив­ная, не­довер­чи­вая по­зиция к ок­ру­жа­ющим. Басс и Дар­ки вы­деля­ют два ти­па враж­дебнос­ти оби­да и по­доз­ри­тель­ность. В сво­ей ра­боте мы ис­хо­дим из то­го, что сни­жение враж­дебной по­зиции яв­ля­ет­ся про­филак­ти­кой са­мос­тигма­тиза­ции под­рос­тка с ВИЧ, про­филак­ти­кой ос­тро­го кри­зиса в стар­шем под­рос­тко­вом воз­расте, спо­собс­тву­ет со­ци­аль­ной адап­та­ции. 

Для ана­лиза вли­яния груп­по­вой ра­боты фон­да «Де­ти+» про­води­лось лон­ги­тюд­ное ис­сле­дова­ние, под­рос­тки про­ходи­ли оп­росник до на­чала за­нятий и в кон­це го­да. Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз по срав­не­нию дан­ных на вы­бор­ке под­рос­тков с ВИЧ, по­лучен­ных в сен­тябре и в мае, про­водил­ся с при­мене­ни­ем кри­терия Вил­коксо­на при уров­не зна­чимос­ти р=0,05.

Исследование уровня враждебности у подростков с ВИЧ

Статистические критерии (а)май — сентябрь
Z-2,556b
Асимптотическая значимость
(2-сторонняя)
,011
a. Критерий знаковых рангов Вилкоксона
b. На основе отрицательных рангов.

Как вид­но на таб­ли­це уро­вень враж­дебнос­ти у под­рос­тков с ВИЧ в хо­де про­хож­де­ния прог­раммы фон­да «Де­ти+» зна­чимо сни­зил­ся. Под­рос­тки в мень­шей сте­пени убеж­де­ны в том, что дру­гие лю­ди пла­ниру­ют и при­носят вред, сни­зил­ся уро­вень оби­ды и по­доз­ри­тель­нос­ти.

Готовность к объяснению диагноза

Оп­росник го­тов­ности к рас­кры­тию ди­аг­но­за — спе­ци­аль­ный оп­росник, раз­ра­ботан­ный сот­рудни­ками фон­да «Де­ти+», ко­торый поз­во­ля­ет оце­нить го­тов­ность ре­бен­ка к рас­кры­тию ди­аг­но­за. Оп­росник вклю­ча­ет в се­бя 15 воп­ро­сов, нап­равлен­ных на ис­сле­дова­ние эмо­ци­ональ­но­го ин­теллек­та, со­ци­аль­но­го ин­теллек­та, уров­ня зна­ний о здо­ровье и ви­русах.

Для ана­лиза вли­яния груп­по­вой ра­боты фон­да «Де­ти+» про­води­лось лон­ги­тюд­ное ис­сле­дова­ние, под­рос­тки про­ходи­ли оп­росник до на­чала за­нятий и в кон­це го­да. Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз по срав­не­нию дан­ных на вы­бор­ке под­рос­тков с ВИЧ, по­лучен­ных в сен­тябре и в мае, про­водил­ся с при­мене­ни­ем кри­терия Вил­коксо­на при уров­не зна­чимос­ти р=0,05.

Исследование уро­вня го­тов­ности к рас­кры­тию ди­аг­но­за у де­тей с ВИЧ

Статистические критерии (а)май — сентябрь
Z-2,201b
Асимптотическая значимость
(2-сторонняя)
,028
a. Критерий знаковых рангов Вилкоксона
b. На основе отрицательных рангов.

Как вид­но на таб­ли­це уро­вень го­тов­ности к рас­кры­тию ди­аг­но­за у де­тей с ВИЧ в хо­де про­хож­де­ния прог­раммы фон­да «Де­ти+» зна­чимо уве­личил­ся. Де­ти в боль­шей сте­пени под­го­тов­ле­ны к рас­кры­тию ди­аг­но­за. По оцен­кам ро­дите­лей де­ти в боль­шей сте­пени ста­ли раз­ли­чать свои эмо­ции, на­учи­лись боль­ше сов­ла­дать с ни­ми, на­учи­лись выс­тра­ивать лич­ные гра­ницы, про­сить о по­мощи близ­ких, на­учи­лись го­ворить «нет», де­ти улуч­ши­ли свои зна­ния о здо­ровье и ви­русах, ста­ли соб­лю­дать пра­вила лич­ной ги­ги­ены, пра­виль­но­го пи­тания.