Школа приемных родителей. Модуль «Дети-сироты с ВИЧ»

Раз­дел вклю­ча­ет:

  1. От­ве­ты на воп­ро­сы слу­шате­лей по Раз­де­лам 1-4;
  2. Оцен­ка ре­зуль­та­та ус­во­ения Мо­дуля;
  3. Про­веде­ние са­мо­оцен­ки и вы­яв­ле­ние го­тов­ности к при­ему ре­бен­ка на вос­пи­тание;
  4. Сос­тавле­ние ито­гово­го зак­лю­чения о го­тов­ности и спо­соб­ности граж­да­нина к при­ему де­тей на вос­пи­тание в семью (сос­тавля­ет­ся сов­мес­тно с граж­да­нином по их же­ланию).
Требования к знаниям и компетенциям по завершении подготовки граждан
  1. Кан­ди­даты в за­меща­ющие ро­дите­ли, ус­пешно ос­во­ив­шие мо­дуль, по за­вер­ше­нии мо­дуля дол­жны иметь чет­кое пред­став­ле­ние:
    • о вос­пи­татель­ных ком­пе­тен­ци­ях и ро­дитель­ских на­выках, не­об­хо­димых для вос­пи­тания в сво­ей семье ре­бен­ка с за­боле­вани­ем ВИЧ- ин­фекция, ос­тавше­гося без по­пече­ния ро­дите­лей;
    • об от­ветс­твен­ности за жизнь и здо­ровье ре­бен­ка, его вос­пи­тание и раз­ви­тие, ко­торую кан­ди­даты в за­меща­ющие ро­дите­ли бе­рут на се­бя в свя­зи с при­емом в свою семью ре­бен­ка с за­боле­вани­ем ВИЧ- ин­фекция, ос­тавше­гося без по­пече­ния ро­дите­лей;
    • о ре­бен­ке с за­боле­вани­ем ВИЧ- ин­фекция, ос­тавшем­ся без по­пече­ния ро­дите­лей, пот­ребнос­тях его нор­маль­но­го раз­ви­тия, ос­но­вах ухо­да за ним;
    • о пра­вилах бе­зопас­но­го вос­пи­тания при­ем­ных де­тей с ВИЧ в за­виси­мос­ти от воз­раста ре­бен­ка, его жиз­ненно­го опы­та, пот­ребнос­тей его раз­ви­тия, обес­пе­чения его бе­зопас­ности как в до­ме, так и вне до­ма — на ули­це, в об­щес­твен­ных мес­тах;
    • о сво­ей семье как о раз­ви­ва­ющей­ся сис­те­ме вза­имо­от­но­шений;
  2. Кан­ди­даты в за­меща­ющие ро­дите­ли, ус­пешно ос­во­ив­шие прог­рамму, дол­жны знать:
    • пра­ва и обя­зан­ности лиц, при­няв­ших ре­бен­ка с за­боле­вани­ем ВИЧ- ин­фекция в семью;
    • за­коно­мер­ности раз­ви­тия ре­бен­ка с за­боле­вани­ем ВИЧ- ин­фекция в раз­ные воз­рас­тные пе­ри­оды;
    • о важ­ности и не­об­хо­димос­ти удов­летво­рения пот­ребнос­ти ре­бен­ка в иден­тичнос­ти и в эмо­ци­ональ­ных при­вязан­ностях как ос­но­вопо­лага­ющих для его нор­маль­но­го раз­ви­тия;
    • об осо­бен­ностях ухо­да, раз­ви­тия и вос­пи­тания де­тей с за­боле­вани­ем ВИЧ- ин­фекция;
    • са­нитар­но-ги­ги­ени­чес­кие пра­вила и нор­мы вос­пи­тания де­тей в семье;
    • спо­собы фор­ми­рова­ния на­выков при­вер­женнос­ти ле­чению и здо­рово­му об­ра­зу жиз­ни ре­бен­ка в за­виси­мос­ти от его воз­раста, жиз­ненно­го опы­та и осо­бен­ностей раз­ви­тия;
    • о важ­ности и не­об­хо­димос­ти фор­ми­рова­ния адек­ватной са­мо­оцен­ки, пре­одо­ления внут­ренней са­мос­тигмы из-за на­личия ВИЧ-ин­фекции;
    • воз­рас­тные за­коно­мер­ности и осо­бен­ности пси­хосек­су­аль­но­го раз­ви­тия ре­бен­ка, ме­тоды и при­емы по­лово­го вос­пи­тания в семье;
    • ре­сур­сы (внут­ренние/внеш­ние), не­об­хо­димые семье, при­няв­шей ре­бен­ка: близ­кие родс­твен­ни­ки, друзья; со­ци­аль­ное ок­ру­жение; об­щес­твен­ные ор­га­низа­ции; спе­ци­алис­ты, уч­режде­ния, ока­зыва­ющие спе­ци­али­зиро­ван­ную по­мощь (ме­дицин­ская, пе­даго­гичес­кая, юри­дичес­кая, пси­холо­гичес­кая, со­ци­аль­ная по­мощь; ре­аби­лита­ция, ор­га­низа­ция от­ды­ха).
  3. Кан­ди­даты в за­меща­ющие ро­дите­ли, ус­пешно ос­во­ив­шие прог­рамму, дол­жны уметь:
    • ис­поль­зо­вать по­лучен­ные зна­ния для ана­лиза име­ющих­ся у них собс­твен­ных вос­пи­татель­ных ком­пе­тен­ций, осоз­на­ния и оцен­ки сво­ей го­тов­ности, ре­сур­сов и ог­ра­ниче­ний, как лич­ных, так и се­мей­ных, для при­ема в свою семью ре­бен­ка, ос­тавше­гося без по­пече­ния ро­дите­лей, и его вос­пи­тания;
    • ви­деть воз­можнос­ти ком­пенса­ции, фор­ми­рова­ния и со­вер­шенс­тво­вания сво­их ком­пе­тен­ций по вос­пи­танию при­ем­но­го ре­бен­ка;
    • мо­тиви­ровать ре­бен­ка на раз­ных воз­рас­тных эта­пах ре­гуляр­но при­нимать ле­карс­тва, с по­нима­ни­ем от­но­сит­ся к кон­тро­лю за сос­то­яни­ем здо­ровья в цен­тре про­филак­ти­ки и борь­бы со СПИ­Дом;
    • на­учить ре­бен­ка соб­лю­дать ре­комен­да­ции вра­чей, по­нимать смысл ана­лизов на ви­рус­ную наг­рузку и им­мунный ста­тус, выс­тра­ивать от­кры­тый и конс­трук­тивный ди­алог с вра­чами;
    • пре­дот­вра­щать риск жес­то­кого об­ра­щения с ре­бен­ком из-за ВИЧ в семье, дет­ских уч­режде­ни­ях и т.п;
    • оце­нивать воз­можный риск для жиз­ни, здо­ровья и пси­холо­гичес­ко­го бла­гопо­лучия ре­бен­ка и соз­да­вать бе­зопас­ную сре­ду оби­тания;
    • пре­одо­левать сте­ре­оти­пы мыш­ле­ния, свя­зан­ные с на­личи­ем у ре­бен­ка ВИЧ-ин­фекции;
    • прог­но­зиро­вать из­ме­нение собс­твен­ной се­мей­ной сис­те­мы пос­ле при­хода в семью ре­бен­ка с за­боле­вани­ем ВИЧ-ин­фекция, ос­тавше­гося без по­пече­ния ро­дите­лей;
    • быть го­товы­ми ока­зать под­дер­жку ре­бен­ку, пе­режи­ва­юще­му го­ре и по­терю;
    • ори­ен­ти­ровать­ся в сис­те­ме про­фес­си­ональ­ной ме­дицин­ской по­мощи де­тям с ВИЧ;
    • за­ботить­ся о здо­ровье ре­бен­ка;
    • соб­лю­дать кон­фи­ден­ци­аль­ность в от­но­шении ре­бен­ка, его за­боле­вания;
    • быть го­товы­ми к сот­рудни­чес­тву с ор­га­низа­ци­ями, дей­ству­ющи­ми в сфе­ре опе­ки и по­печи­тель­ства, ре­ги­ональ­ным цен­тром про­филак­ти­ки и борь­бы со СПИ­Дом, пен­си­он­ным фон­дом, от­де­лами со­ци­аль­но­го об­слу­жива­ния и т.п.

За­кон­ным пред­ста­вите­лям и кан­ди­датам в за­меща­ющие ро­дите­ли ре­бен­ка с ВИЧ важ­но:

  1. Приз­нать на­личие ВИЧ-ин­фекции.
  2. Не иметь стра­ха пе­ред ВИЧ у ре­бен­ка.
  3. Сот­рудни­чать с ме­дицин­ски­ми уч­режде­ни­ями.
  4. Ре­гуляр­но да­вать те­рапию сог­ласно наз­на­чени­ям вра­ча (18 и бо­лее лет).
  5. Быть го­товым от­ста­ивать пра­ва ре­бен­ка в по­лик­ли­нике, шко­ле, дет­ском са­ду, ла­гере, са­нато­рии и т.п.
  6. Быть го­товым под­вер­гнуть­ся дис­кри­мина­ции из-за ВИЧ и конс­трук­тивно спра­вить­ся с этой си­ту­аци­ей, без вре­да для се­бя и ре­бен­ка.
  7. По­мочь ре­бен­ку уз­нать и при­нять свой ди­аг­ноз.
  8. Вы­рас­тить его при­вер­женным те­рапии и от­ветс­твен­ным за свое здо­ровье и здо­ровье ок­ру­жа­ющих.
  9. Об­суждать с ре­бен­ком воп­ро­сы вза­имо­от­но­шения по­лов.
  10. Сот­рудни­чать с пси­холо­гами, ком­пе­тен­тны­ми в сфе­ре ВИЧ.
  11. По­нимать, что ре­бен­ку важ­но иметь дру­зей с та­ким же ди­аг­но­зом.

Ор­га­низа­ции, по­мога­ющие семь­ям, вос­пи­тыва­ющим ре­бен­ка с ВИЧ:

  • Бла­гот­во­ритель­ный фонд «Де­ти+» по всей Рос­сии;
  • Бла­гот­во­ритель­ный фонд «Ра­дость» г. Са­мара;
  • Бла­гот­во­ритель­ный фонд «Жизнь без гра­ниц» г. Ниж­ний Нов­го­род;
  • АНО «По­ра по­могать» г. Санкт Пе­тер­бург;
  • АНО «Семья де­тям» г. Ека­терин­бург;
  • АНО «Все в тво­их ру­ках» г. Омск;

Ме­дицин­ское наб­лю­дение: цен­тры про­филак­ти­ки и борь­бы со СПИ­Дом.