Почему ребенок не говорит в 2 года? Советы психолога


Раз­ви­тие ре­чи у ма­лышей — один из клю­чевых эта­пов их раз­ви­тия. Воз­можно, вы за­меча­ли, что ваш ре­бенок в два го­да не го­ворит так мно­го, как вы ожи­дали, или да­же во­об­ще мол­чит. Это мо­жет вы­зывать бес­по­кой­ство и воп­ро­сы у ро­дите­лей. В этой статье мы рас­смот­рим нор­мы ре­чево­го раз­ви­тия в два го­да, при­чины, по ко­торым ре­бенок мо­жет не го­ворить, и ка­кие ша­ги мож­но пред­при­нять для по­мощи ему в этом важ­ном эта­пе.

Нормы речевого развития в возрасте двух лет

В два го­да де­ти обыч­но на­чина­ют ак­тивно учить­ся го­ворить и фор­ми­ровать свой сло­вар­ный за­пас. В этом воз­расте они дол­жны про­из­но­сить са­мые прос­тые фра­зы и ис­поль­зо­вать от­дель­ные сло­ва для обоз­на­чения пред­ме­тов, дей­ствий и эмо­ций. Речь ре­бен­ка в два го­да мо­жет быть еще не очень раз­борчи­вой для ок­ру­жа­ющих, но ро­дите­ли и близ­кие лю­ди дол­жны по­нимать ос­новные идеи выс­ка­зыва­ний. Они мо­гут за­давать воп­ро­сы и де­лить­ся сво­ими эмо­ци­ями. Ес­ли ре­бенок в 2 го­да не го­ворит, это мо­жет выз­вать бес­по­кой­ство у его ро­дите­лей. Рас­смот­рим при­чины и пу­ти ре­шения этой проб­ле­мы.

10 причин почему ребенок может не говорить в 2 года и пути решения для каждой причины
Недостаточное внимание к развитию речи

Од­ной из при­чин, по­чему ре­бенок в два го­да не раз­го­вари­ва­ет, яв­ля­ет­ся не­дос­та­точ­ное вни­мание со сто­роны ро­дите­лей к раз­ви­тию его ре­чи. В су­ете пов­седнев­ной жиз­ни ро­дите­ли мо­гут за­бывать о важ­ности ак­тивно­го об­ще­ния с ма­лышом и прос­то не уде­лять это­му дол­жно­го вни­мания.

Что­бы по­мочь ре­бен­ку раз­ви­вать его ре­чевые спо­соб­ности, не­об­хо­димо уде­лять ему боль­ше вре­мени и вни­мания. Вклю­чите в свою ежед­невную ру­тину вре­мя, ког­да вы бу­дете ак­тивно об­щать­ся с ре­бен­ком. Раз­го­вари­вай­те с ним на про­тяже­нии все­го дня, рас­ска­зывай­те ему о том, что вы де­ла­ете, о его ок­ру­жа­ющем ми­ре, о чувс­твах и эмо­ци­ях. Это по­может ре­бен­ку по­нять, как ус­тро­ен мир вок­руг не­го, и на­учит его вы­ражать свои мыс­ли и чувс­тва сло­вами.

Чте­ние книг так­же иг­ра­ет важ­ную роль в раз­ви­тии ре­чи. Чи­тай­те кни­ги вслух сво­ему ре­бен­ку, по­казы­вай­те ему кар­тинки, за­давай­те воп­ро­сы о со­дер­жа­нии кни­ги. Это не толь­ко раз­ви­ва­ет его сло­вар­ный за­пас, но и учит его вни­манию, кон­цен­тра­ции и по­нима­нию про­читан­но­го.

По­ощ­ряй­те ре­бен­ка выс­ка­зывать свои мыс­ли и идеи. Не пре­рывай­те его, да­же ес­ли он го­ворит не­чет­ко или не­понят­но. По­кажи­те ему, что вы вни­матель­но слу­ша­ете его и ин­те­ресу­етесь тем, что он хо­чет ска­зать. Это по­может ему по­чувс­тво­вать се­бя уве­рен­нее и сво­бод­нее вы­ражать свои мыс­ли вслух.

Пример:

Ма­ма ре­шила уде­лить боль­ше вни­мания раз­ви­тию ре­чи сво­его ма­лыша. Она на­чала про­водить боль­ше вре­мени с ним, рас­ска­зывая о сво­их дей­стви­ях в те­чение дня и за­давая ему воп­ро­сы о его ок­ру­жа­ющем ми­ре. Кро­ме то­го, каж­дый ве­чер они си­дели вмес­те и чи­тали кни­ги, об­суждая про­читан­ное и об­ра­щая вни­мание на но­вые сло­ва и вы­раже­ния. Эти мо­мен­ты ста­ли не толь­ко по­лез­ны­ми для раз­ви­тия ре­чи ма­лыша, но и при­ят­ны­ми для обо­их: ма­ма ви­дела, как ре­бенок ак­тивно впи­тыва­ет но­вую ин­форма­цию, а ма­лыш по­лучал не­об­хо­димое вни­мание и под­дер­жку.

Недостаток общения с ребенком

Ро­дите­ли — пер­вые учи­теля де­тей, и ка­чес­тво и ко­личес­тво об­ще­ния меж­ду ни­ми су­щес­твен­но вли­яют на раз­ви­тие ре­чи у ма­лыша. Вза­имо­дей­ствие с ре­бен­ком в ран­нем воз­расте не толь­ко спо­собс­тву­ет раз­ви­тию его язы­ковых на­выков, но и фор­ми­ру­ет креп­кую эмо­ци­ональ­ную связь меж­ду ро­дите­лями и ре­бен­ком.

Про­веде­ние вре­мени с ре­бен­ком в иг­ро­вой фор­ме, чте­ние книг, об­сужде­ние про­ис­хо­дящих со­бытий или прос­то бе­седы о том, что про­ис­хо­дит вок­руг, все это спо­собс­тву­ет ак­тивно­му раз­ви­тию ре­чи у ма­лыша. За­давай­те ма­лышу воп­ро­сы, да­вай­те ему воз­можность выс­ка­зывать­ся и вы­ражать свои мыс­ли. Это по­может ему учить­ся и по­нимать раз­ные ас­пекты ком­му­ника­ции, а так­же рас­ши­рять свой сло­вар­ный за­пас.

Ро­дите­ли так­же мо­гут мо­дели­ровать пра­виль­ное про­из­но­шение слов, по­могая ре­бен­ку луч­ше по­нимать их и ис­поль­зо­вать в сво­ей ре­чи. Об­ще­ние с ма­лышом не толь­ко улуч­ша­ет его ре­чевые на­выки, но и спо­собс­тву­ет его об­ще­му раз­ви­тию, по­могая ему луч­ше по­нимать мир вок­руг се­бя и свои собс­твен­ные чувс­тва.

Недостаточный словарный запас

Не­дос­та­точ­ный сло­вар­ный за­пас мо­жет стать од­ной из при­чин, по ко­торой ваш ре­бенок мо­жет не го­ворить в два го­да. В этом воз­расте де­ти ак­тивно учат­ся но­вым сло­вам и пы­та­ют­ся ос­во­ить слож­ности язы­ка. Од­на­ко, ес­ли вы не об­ра­ща­ете дос­та­точ­но­го вни­мания на раз­но­об­разную лек­си­ку, ко­торая ок­ру­жа­ет ва­шего ма­лыша, его раз­ви­тие ре­чи мо­жет за­мед­лить­ся.

Что­бы по­мочь ва­шему ре­бен­ку раз­ви­вать сло­вар­ный за­пас, вам мож­но ис­поль­зо­вать но­вые сло­ва в об­ще­нии с ним. Поп­ро­буй­те ак­тивно об­щать­ся с ва­шим ма­лышом, рас­ска­зывая о том, что про­ис­хо­дит вок­руг, и на­зывая пред­ме­ты, ко­торые он ви­дит. Вы так­же мо­жете опи­сывать ва­ши дей­ствия и эмо­ции, что­бы он учил­ся но­вым сло­вам.

Чте­ние книг с раз­но­об­разным со­дер­жа­ни­ем так­же по­может рас­ши­рить сло­вар­ный за­пас ва­шего ре­бен­ка. Вы­бирай­те кни­ги с яр­ки­ми кар­тинка­ми и ин­те­рес­ны­ми ис­то­ри­ями, что­бы прив­лечь вни­мание ма­лыша и по­мочь ему ус­во­ить но­вые сло­ва.

Иг­ры, нап­равлен­ные на рас­ши­рение сло­вар­но­го за­паса, так­же мо­гут быть эф­фектив­ным спо­собом обу­чения. Поп­ро­буй­те при­думы­вать раз­личные иг­ры, вклю­ча­ющие по­иск слов по те­ме, сос­тавле­ние пред­ло­жений из но­вых слов и да­же иг­ры в сло­ва, что­бы сде­лать про­цесс обу­чения бо­лее ин­те­рес­ным и ув­ле­катель­ным для ва­шего ре­бен­ка.

Важ­но, что­бы вы под­держи­вали ин­те­рес ва­шего ма­лыша к изу­чению но­вых слов и сти­мули­рова­ли его ак­тивное учас­тие в про­цес­се обу­чения. Соз­да­ние ат­мосфе­ры, в ко­торой уче­ние ста­новит­ся ув­ле­катель­ным и при­ят­ным за­няти­ем, по­может ва­шему ре­бен­ку лег­че ос­ва­ивать но­вые сло­ва и раз­ви­вать свой сло­вар­ный за­пас.

Стрессовые ситуации

Стрес­со­вые си­ту­ации мо­гут ока­зывать не­гатив­ное вли­яние на раз­ви­тие ре­чи ва­шего ре­бен­ка. Ког­да ма­лыш ис­пы­тыва­ет стресс или пе­режи­вания, его вни­мание и эмо­ци­ональ­ные ре­сур­сы мо­гут быть нап­равле­ны на уп­равле­ние эти­ми чувс­тва­ми, вмес­то то­го что­бы ак­тивно учас­тво­вать в про­цес­се изу­чения язы­ка и раз­ви­тия ре­чи.

Для ре­шения этой проб­ле­мы вы мо­жете соз­дать спо­кой­ную и под­держи­ва­ющую ат­мосфе­ру в до­ме. Важ­но обес­пе­чить ва­шему ре­бен­ку ощу­щение бе­зопас­ности и за­щищен­ности, что­бы он мог чувс­тво­вать се­бя ком­фор­тно и спо­кой­но. Это по­может ему спра­вить­ся с не­гатив­ны­ми эмо­ци­ями и вер­нуть­ся к про­цес­су изу­чения ре­чи.

Об­су­дите с ва­шим ма­лышом его чувс­тва и пе­режи­вания. Важ­но дать ему воз­можность вы­разить свои эмо­ции и по­чувс­тво­вать, что его слу­ша­ют и по­нима­ют. От­кры­тый раз­го­вор по­может ва­шему ре­бен­ку ос­во­бодить­ся от стрес­са и нап­ря­жения, что в свою оче­редь поз­во­лит ему сос­ре­дото­чить­ся на изу­чении ре­чи и раз­ви­тии язы­ка.

По­мимо это­го, вы мо­жете пред­ло­жить ва­шему ре­бен­ку спе­ци­аль­ные тех­ни­ки ре­лак­са­ции, та­кие как ды­хатель­ные уп­ражне­ния или ме­дита­ция, ко­торые по­могут ему спра­вить­ся со стрес­сом и пе­режи­вани­ями. Важ­но, что­бы эти ме­тоды бы­ли прос­ты­ми и дос­тупны­ми для ва­шего ма­лыша, что­бы он мог ис­поль­зо­вать их в лю­бой мо­мент, ког­да по­чувс­тву­ет се­бя нап­ря­жен­но или бес­по­кой­но.

Моделирование поведения

Де­ти мо­гут ко­пиро­вать по­веде­ние сво­их ро­дите­лей или стар­ших де­тей, ко­торые не го­ворят или го­ворят не­дос­та­точ­но. Вы мо­жете об­ра­тить вни­мание на то, что де­ти час­то ко­пиру­ют по­веде­ние сво­их ро­дите­лей или стар­ших де­тей в семье, осо­бен­но в воп­ро­сах об­ще­ния и ре­чи. Ес­ли они ви­дят, что кто-то из близ­ких родс­твен­ни­ков не го­ворит или го­ворит не­дос­та­точ­но, они мо­гут пов­то­рять та­кое по­веде­ние.

По­это­му важ­но по­казать ва­шему ре­бен­ку при­мер пра­виль­но­го об­ще­ния и ак­тивно по­ощ­рять его вы­ражать свои мыс­ли и чувс­тва. Про­води­те с ним вре­мя, раз­го­вари­вай­те на раз­ные те­мы, под­держи­вай­те его ин­те­рес к об­ще­нию. По­моги­те ему осоз­нать, что го­ворить — это ес­тес­твен­но и важ­но, и что его мне­ние всег­да цен­но. Это соз­даст по­зитив­ное ок­ру­жение для раз­ви­тия ре­чи и об­ще­ния ва­шего ма­лыша.

Индивидуальные особенности

Каж­дый ре­бенок уни­кален, и тем­пы раз­ви­тия и спо­соб­ности де­тей раз­ли­ча­ют­ся. Не­кото­рые де­ти мо­гут на­чать го­ворить в два го­да, а не­кото­рые мо­гут на­чать го­ворить поз­же. Это нор­маль­но, и важ­но учи­тывать ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности ва­шего ре­бен­ка.

Не сто­ит срав­ни­вать сво­его ма­лыша с дру­гими деть­ми или ожи­дать, что он бу­дет раз­ви­вать­ся точ­но так же, как их. Каж­дый ре­бенок име­ет свой уни­каль­ный путь раз­ви­тия, и ва­ша за­дача как ро­дите­ля — под­держи­вать его в этом пу­ти. Уде­ляй­те вни­мание его дос­ти­жени­ям и по­ощ­ряй­те его уси­лия.

Ес­ли у вас есть бес­по­кой­ства по по­воду раз­ви­тия ре­бен­ка, об­ра­титесь к пе­ди­ат­ру или спе­ци­алис­ту по раз­ви­тию де­тей для кон­суль­та­ции и ре­комен­да­ций. Они мо­гут по­мочь вам по­нять ин­ди­виду­аль­ные пот­ребнос­ти ва­шего ре­бен­ка и пред­ло­жить под­хо­дящие стра­тегии под­дер­жки его раз­ви­тия.

Наследственные факторы

За­дер­жка ре­чево­го раз­ви­тия мо­жет быть выз­ва­на нас­ледс­твен­ны­ми фак­то­рами.

Они мо­гут вклю­чать:

  • Ге­нети­чес­кие ано­малии. Не­кото­рые ге­нети­чес­кие на­руше­ния мо­гут пря­мо или кос­венно вли­ять на раз­ви­тие ре­чи, та­кие как син­дром Да­уна или дру­гие хро­мосом­ные ано­малии.
  • Нас­ледс­твен­ная пред­распо­ложен­ность. В не­кото­рых семь­ях есть ис­то­рия за­дер­жек в раз­ви­тии ре­чи у де­тей, что мо­жет ука­зывать на нас­ледс­твен­ные фак­то­ры.
  • Расс­трой­ства а­утис­ти­чес­ко­го спек­тра. У де­тей с а­утиз­мом мо­гут воз­ни­кать проб­ле­мы с раз­ви­ти­ем ре­чи, ко­торые мо­гут иметь нас­ледс­твен­ную сос­тавля­ющую.
  • Расс­трой­ства слу­ха. Нас­ледс­твен­ные ано­малии, при­водя­щие к проб­ле­мам со слу­хом, мо­гут так­же ока­зывать вли­яние на раз­ви­тие ре­чи.
  • Ре­чевые на­руше­ния. Не­кото­рые ре­чевые на­руше­ния, та­кие как дис­лексия или дис­гра­фия, мо­гут иметь нас­ледс­твен­ную при­роду и при­водить к за­дер­жкам в раз­ви­тии ре­чи у де­тей.

Ес­ли у вас есть по­доз­ре­ния на нас­ледс­твен­ные фак­то­ры, важ­но об­ра­тить­ся к спе­ци­алис­ту для кон­суль­та­ции и ре­комен­да­ций. Пе­ди­атр или ло­гопед смо­гут оце­нить сос­то­яние ре­чево­го раз­ви­тия ре­бен­ка и дать ре­комен­да­ции по даль­ней­ше­му воз­дей­ствию. Они мо­гут по­реко­мен­до­вать спе­ци­али­зиро­ван­ные за­нятия или тес­ти­рова­ние для вы­яв­ле­ния воз­можных проб­лем и раз­ра­бот­ки ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы под­дер­жки и раз­ви­тия ре­чи.

Заболевания и проблемы со слухом

Ис­клю­чение за­боле­ваний и проб­лем со слу­хом из спис­ка воз­можных при­чин, по ко­торым ре­бенок мо­жет не го­ворить в два го­да, важ­но. Это по­тому, что адек­ватное слы­шание не­об­хо­димо для нор­маль­но­го раз­ви­тия ре­чи. Ес­ли ре­бенок не мо­жет нор­маль­но слы­шать, он не мо­жет нор­маль­но раз­го­вари­вать. Не­кото­рые де­ти мо­гут стол­кнуть­ся с раз­личны­ми за­боле­вани­ями или сос­то­яни­ями, та­кими как вос­па­ление сред­не­го уха или на­руше­ния а­уди­тор­но­го ап­па­рата, что мо­жет при­вес­ти к сни­жению слу­ха.

При по­доз­ре­нии на проб­ле­мы со слу­хом у ре­бен­ка важ­но об­ра­тить­ся к спе­ци­алис­ту для про­веде­ния ди­аг­ности­ки и ле­чения. Врач смо­жет оце­нить сос­то­яние слу­ха ре­бен­ка и, при не­об­хо­димос­ти, наз­на­чить со­от­ветс­тву­ющее ле­чение или кор­рекцию. Ран­нее вы­яв­ле­ние и ле­чение проб­лем со слу­хом мо­гут су­щес­твен­но пов­ли­ять на раз­ви­тие ре­чи и об­щий ус­пех в уче­бе и со­ци­аль­ной жиз­ни ре­бен­ка.

Технологический прогресс

При­чиной то­го, что ре­бенок не го­ворит в 2 го­да мо­жет быть на­личие у не­го лю­бимо­го гад­же­та. С тех­но­логи­чес­ким прог­рессом де­ти все ча­ще стал­ки­ва­ют­ся с раз­личны­ми гад­же­тами и муль­ти­медий­ны­ми ре­сур­са­ми, что мо­жет ока­зать вли­яние на их раз­ви­тие ре­чи. Ког­да де­ти про­водят слиш­ком мно­го вре­мени пе­ред эк­ра­нами гад­же­тов, это мо­жет умень­шить ко­личес­тво вре­мени, ко­торое они про­водят в об­ще­нии с ро­дите­лями и ок­ру­жа­ющи­ми. Как следс­твие, у них мо­жет наб­лю­дать­ся за­мед­ле­ние в раз­ви­тии ре­чи.

Что­бы пре­одо­леть это, важ­но соз­дать ба­ланс меж­ду ис­поль­зо­вани­ем тех­но­логий и вре­менем, про­веден­ным в об­ще­нии с ре­бен­ком. Ро­дите­ли мо­гут ус­та­новить оп­ре­делен­ные пра­вила ис­поль­зо­вания гад­же­тов и муль­ти­медий­ных ре­сур­сов, что­бы ог­ра­ничить вре­мя, ко­торое ре­бенок про­водит пе­ред эк­ра­ном, и по­ощ­рять его об­ще­ние с семь­ей.

Про­води­те боль­ше вре­мени вмес­те с ре­бен­ком, об­щай­тесь, иг­рай­те вмес­те, чи­тай­те кни­ги вслух. Это по­может ва­шему ре­бен­ку раз­ви­вать речь, улуч­шать сло­вар­ный за­пас и учить­ся вы­ражать свои мыс­ли и чувс­тва. Кро­ме то­го, об­ще­ние в ре­аль­ном ми­ре так­же спо­собс­тву­ет раз­ви­тию со­ци­аль­ных на­выков и эмо­ци­ональ­но­го ин­теллек­та, что так­же важ­но для пол­но­цен­но­го раз­ви­тия ре­бен­ка.
Соз­да­ние ба­лан­са меж­ду тех­но­логи­ями и об­ще­ни­ем в ре­аль­ном ми­ре по­может ва­шему ре­бен­ку раз­ви­вать­ся гар­мо­нич­но и дос­ти­гать сво­их по­тен­ци­аль­ных воз­можнос­тей в об­ласти ре­чи и язы­ково­го раз­ви­тия.

В ко­неч­ном ито­ге, каж­дый ре­бенок уни­кален, и при­чины за­дер­жки в раз­ви­тии ре­чи мо­гут быть раз­ны­ми. Важ­но пом­нить, что под­дер­жка и по­нима­ние со сто­роны ро­дите­лей яв­ля­ют­ся клю­чевы­ми фак­то­рами в ус­пешном раз­ви­тии ре­бен­ка. Ес­ли вы обес­по­ко­ены раз­ви­ти­ем ре­чи ва­шего ре­бен­ка и хо­тите по­нять при­чину, об­ра­титесь за кон­суль­та­ци­ей к спе­ци­алис­ту, ко­торый по­может вам по­нять при­чины и най­ти пу­ти ре­шения проб­ле­мы.


Блог ве­дет­ся сот­рудни­ками Бла­гот­во­ритель­но­го фон­да «Де­ти+». Вы мо­жете по­мочь де­тям, рож­денным с ВИЧ