Page 1 - Родителям о ВИЧ-статусе
P. 1
КОГДА ГОВОРИТЬ? КОГДА ГОВОРИТЬ? КОГДА ГОВОРИТЬ? КОГДА ГОВОРИТЬ? ЭТАП ПОДГОТОВКИ К РАЗГОВОРУ
РАЗГОВОР...
ШКОЛЬНИКИ
ДОШКОЛЬНИКИ
ПОДРОСТКИ
ПОДРОСТКИ
ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ? ш коль но го воз- могут узнать о ВИЧ / СПИДе в школе или че- вом воз расте ре бе- собами профилактики передачи ВИЧ-инфекции 1. Информацию о ВИЧ нужно подготовить в до-
ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ?
Можно
Де тям
до-
подрост ко-
В
Дети, которые учатся в начальной школе,
и предупреждения нежелательной беремен-
ступной форме, а основные (ключевые) слова
назвать несколько при-
чин, по которым родители не
лучше ввести в обиход до начала разговора.
дения не всегда отличаются достоверностью,
но вы слу ши вать
хотят сообщать ребенку диагноз: рас та не ин те рес- рез средства массовой информации. Эти све- нок дол жен быть ин- ности. ВИЧ положительный подросток должен (вирус, инфекция, иммунитет, здоровье и т.д.)
фор ми ро ван о сво ем
знать, что практикуя незащищенный секс (без
Боязнь нанести ребенку психологическую травму, слож ные объ яс- во многих случаях основаны на распространен- ВИЧ-ста ту се. В это презерватива), он подвергает своего партнера 2. Важно тщательно спланировать беседу. По-
не ния, ка са ю щи- ных мифах и содержат элементы стигмы и дис- вре мя подрост ки риску заразиться, и что за вступление в половой думайте, какие вопросы может задать ваш ре-
НО если он узна ет о сво ем ди а гно зе от дру гих лю дей,
е ся их здо ро вья. криминации. Чтобы избежать дополнительных до ста точ но раз ви- контакт без предупреждения партнера о своем бенок, и как вы на них ответите. Будьте мо-
или до га да ет ся сам, трав ма мо жет быть бо лее глу бо-
В воз расте 5–7 страданий, связанных с получением подобной ты, что бы по ни мать статусе может понести уголовную ответствен- рально готовы к вопросам типа: «Ты давно об
кой. К то му же скры вать от ре бен ка прав ду о его ди а г-
лет де ти спо соб- информации, необходимо как можно раньше важ ность инфор- ность. Родителям необходимо подробно обсу- этом знаешь?», «А у кого еще есть этот вирус?»,
но зе зна чит под вер гать его рис ку оди но че ства и, как
ны воспри нять объяснить ребенку, что такое ВИЧ и в чем со- ма ции и при ни мать дить с ним вопросы ВИЧ-статуса и последствия «Я умру?», «Кому можно об этом рас сказать?»,
след ствие, на гне тать у не го чув ства стра ха и сты да.
ба зо вую ин фор- стоят особенности жизни с ВИЧ. ра зум ные ре ше ния. открытия или сокрытия диагноза. «Почему именно я?».
Лю бая тай на в се мье ве дет к на ру ше нию от но ше ний,
ма цию о ВИЧ, од- Важно обсудить с ребенком основные мо- Под рост ко вое по- Родители должны учитывать, что подрост- 3. Предварительно подумайте о возможной реак-
труд но стям в об ще нии меж ду чле на ми се мьи.
на ко сле ду ет из бе гать тер ми но ло гии. Не по нят- менты его будущей жизни. Объясните ему, что ве де ние, осо бен но ки, у которых ВИЧ-инфекция диагностирована ции ребенка, с учетом уровня его знаний и сте-
Страх перемен в семейных отношениях, ные сло ва о ВИЧ и им му ни те те оста нут ся для них таких детей как он — много, и все они живут на фо не по ло во го недавно (или которые недавно об этом узнали), пени эмоциональной устойчивости.
НО перемены в семейных отношениях уже произош- «пу стым зву ком». Для то го что бы об лег чить вос- обычной жизнью, но просто берегут свое здо- со зре ва ния, тре бу ет до сто вер ных зна ний. Имен- испытывают те же чувства и эмоции, что и взрос- 4. Будьте готовы к тому, что рассказ о ВИЧ-статусе
ли, когда ребенок появился в семье. при я тие, мож но на ри со вать или най ти про стые ровье. Это предотвратит развитие у ребенка но в под рост ко вом воз расте на чи на ет ся про цесс лые люди в подобной ситуации: разочарование, может повлечь за собой раскрытие других важ-
Чувство вины за неправильный образ жизни или за схе мы, объ яс ня ю щие, как ра бо та ет че ло ве че ский чувства одиночества. Чтобы контролировать са мо опре де ле ния: фор ми ру ют ся соб ствен ные страх, горечь, стыд, одиночество и обиду. По- ных сведений. Это может быть разговор о сексе,
передачу вируса ребенку, ор га низм, его кро ве нос ная си сте ма, в чем со сто ит различные изменения в эмоциональном состоя- взгля ды в от но ше нии окру жа ю щих, под ро сток мимо родителей и других близких людей, про- о настоящих биологических родителях, о при-
НО то, что уже произошло изменить невозможно, роль лим фо ци тов (кле ток кро ви), ко то рые за щи- нии ребенка вы также можете обратиться к дет- ре ша ет для се бя во про сы вза и мо от но ше ний фессиональную помощь ребенку в такой ситуа- чине инфицирования взрослых или ребенка.
сокрытие диагноза не меняет здоровье и статус ре- ща ют ор га низм от ин фек ций. Да лее мож но ска- скому или семейному психологу. с про ти во по лож ным по лом, опре де ля ет свою ции может оказать специалист — психолог. 5. Заранее примите решение, в какой обстанов-
бенка. Труднее всего принять информацию о диагнозе зать, что в ор га низ ме у не ко то рых лю дей «кле то- по зи цию по от но ше нию к нар ко ти кам. Мно гие Перед тем как сообщать ребенку о диа- ке будет проходить беседа: дома и без посто-
подросткам, особенно когда они понимают, что их чек-за щит ни ков» мень ше, чем у дру гих, и по это му ро ди те ли за ду мы ва ют ся над еще од ним очень гнозе ВИЧ-инфекция, необходимо учесть мно- ронних людей, в присутствии и при поддержке
обманывали близкие люди долгое время. они ча ще бо ле ют. Это го мо жет быть до ста точ но ак ту аль ным в этом воз расте во про сом: ко гда и жество факторов. социального работника или как-то иначе. Вы-
для раз го во ра об им мун ной си сте ме. В боль шин- как го во рить с ре бен ком о сек су аль ных от но ше- берите взрослого человека, который в случае
Возможность дискриминации ребенка или всей семьи,
стве слу ча ев нет острой не об хо ди мо сти рас ска- ни ях? По ло вое вос пи та ние про ис хо дит на про- необходимости поможет ребенку осмыслить
НО ребенка могут дискриминировать, даже если он
зы вать до школь ни ку о ВИЧ-ста ту се. Мож но огра- тя же нии все го раз ви тия ре бен ка, по ме ре его и пережить полученное известие.
сам не знает о своем диагнозе.
ни чить ся объ яс не ни ем, что здо ро вье у ре бен ка ро ста и ста нов ле ния пси хи ки. Но да ле ко не все 6. Заранее соберите информацию об организаци-
Прак ти ка и ис сле до ва ния по ка зы ва ют, что по ка «сла бое», и что бы его «укре пить», не об хо- ро ди те ли ока зы ва ют ся го то вы об суж дать с ре- ях и людях, которые могут оказать вам и ваше-
де ти, ин фор ми ро ван ные о сво ем ди а гно зе, луч- ди мо вме сте с ро ди те ля ми пе ри о ди че ски по се- бен ком те мы, не по сред ствен но ка са ю щи е ся сек- му ребенку поддержку. Продумайте и составь-
ше справ ля ют ся со стрес сом, вы зван ным симп то- щать вра ча. Де тям это го воз рас та важ но знать, са. В этой си ту а ции мо жет по мочь кон суль та ция те планы на будущее.
ма ми за бо ле ва ния и у них бо лее вы со кая са мо- что у них есть за бо ле ва ние, ко то рое тре бу ет пе- ком пе тент но го спе ци а ли ста. Помните, если ВИЧ-статус раскрывается —
оцен ка, чем у де тей, не зна ю щих о сво ем ста ту се. ри о ди че ско го про ве де ния ле чеб ных про це дур. Сообщая диагноз ребенку в подростковом это уже навсегда, а у детей, которых просят «дер-
Ро ди те ли, рас крыв шие ди а гноз сво им де тям, По доб ные раз го во ры мо гут со про вож дать ся возрасте, будьте готовы обсудить с ним вопросы жать его в «секрете», возникает больше проблем
мень ше под вер же ны де прес сии, чем те, кто не упо ми на ни ем о пра ви лах лич ной ги ги е ны, о поль- безопасного сексуального поведения. Важным яв- с поведением. Терпеливо создавайте атмосферу до-
сде лал это го. зе со блю де ния ре жи ма дня и пи та ния. ляется момент ознакомления подростка со спо- верия и честных, открытых отношений с ребенком!