Page 1 - Родителям о ВИЧ-статусе
P. 1

КОГДА ГОВОРИТЬ?                                         КОГДА ГОВОРИТЬ?                                         КОГДА ГОВОРИТЬ?                                         КОГДА ГОВОРИТЬ?                                 ЭТАП ПОДГОТОВКИ К РАЗГОВОРУ
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     РАЗГОВОР...
                                                                                                                                                  ШКОЛЬНИКИ
                                                                                        ДОШКОЛЬНИКИ
                                                                                                                                                                                                          ПОДРОСТКИ
                                                                                                                                                                                                                                                                 ПОДРОСТКИ
                     ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ?                        ш коль но го  воз-                                       могут узнать о ВИЧ / СПИДе в школе или че-              вом воз расте ре бе-                                    собами профилактики передачи ВИЧ-инфекции              1.  Информацию о ВИЧ нужно подготовить в до-
                     ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ?
                                                    Можно
                                                                          Де тям
                                                                                    до-
                                                                                                                                                                                                подрост ко-
                                                                                                                                                                                           В
                                                                                                                                   Дети, которые учатся в начальной школе,
                                                                                                                                                                                                                                               и предупреждения нежелательной беремен-
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ступной форме, а основные (ключевые) слова
                                     назвать несколько при-
                             чин, по которым родители не
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        лучше ввести в обиход до начала разговора.
                                                                                                                               дения не всегда отличаются достоверностью,
                                                                      но вы слу ши вать
                       хотят сообщать ребенку диагноз:                рас та не ин те рес-                                     рез средства массовой информации. Эти све-              нок дол жен быть ин-                                    ности. ВИЧ положительный подросток должен                (вирус, инфекция, иммунитет, здоровье и т.д.)
                                                                                                                                                                                       фор ми ро ван о сво ем
                                                                                                                                                                                                                                               знать, что практикуя незащищенный секс (без
                 Боязнь нанести ребенку психологическую травму,      слож ные объ яс-                                         во многих случаях основаны на распространен-            ВИЧ-ста ту се. В это                                    презерватива), он подвергает своего партнера           2.  Важно тщательно спланировать беседу. По-
                                                                      не ния, ка са ю щи-                                      ных мифах и содержат элементы стигмы и дис-             вре мя    подрост ки                                    риску заразиться, и что за вступление в половой          думайте, какие вопросы может задать ваш ре-
                    НО если он узна ет о сво ем ди а гно зе от дру гих лю дей,
                                                                      е ся их здо ро вья.                                      криминации. Чтобы избежать дополнительных               до ста точ но раз ви-                                   контакт без предупреждения партнера о своем              бенок, и как вы на них ответите. Будьте мо-
                  или до га да ет ся сам, трав ма мо жет быть бо лее глу бо-
                                                                      В воз расте 5–7                                          страданий, связанных с получением подобной              ты, что бы по ни мать                                   статусе может понести уголовную ответствен-              рально готовы к вопросам типа: «Ты давно об
                  кой. К то му же скры вать от ре бен ка прав ду о его ди а г-
                                                                      лет де ти спо соб-                                       информации, необходимо как можно раньше                 важ ность    инфор-                                     ность. Родителям необходимо подробно обсу-               этом знаешь?», «А у кого еще есть этот вирус?»,
                  но зе зна чит под вер гать его рис ку оди но че ства и, как
                                                                      ны     воспри нять                                       объяснить ребенку, что такое ВИЧ и в чем со-            ма ции и при ни мать                                    дить с ним вопросы ВИЧ-статуса и последствия             «Я умру?», «Кому можно об этом рас сказать?»,
                  след ствие, на гне тать у не го чув ства стра ха и сты да.
                                                                      ба зо вую ин фор-                                        стоят особенности жизни с ВИЧ.                          ра зум ные ре ше ния.                                   открытия или сокрытия диагноза.                          «Почему именно я?».
                  Лю бая тай на в се мье ве дет к на ру ше нию от но ше ний,
                                                                      ма цию о ВИЧ, од-                                            Важно обсудить с ребенком основные мо-              Под рост ко вое по-                                         Родители должны учитывать, что подрост-            3.  Предварительно подумайте о возможной реак-
                  труд но стям в об ще нии меж ду чле на ми се мьи.
                                                                      на ко сле ду ет из бе гать тер ми но ло гии. Не по нят-  менты его будущей жизни. Объясните ему, что             ве де ние, осо бен но                                   ки, у которых ВИЧ-инфекция диагностирована               ции ребенка, с учетом уровня его знаний и сте-
                 Страх перемен в семейных отношениях,                ные сло ва о ВИЧ и им му ни те те оста нут ся для них    таких детей как он — много, и все они живут             на фо не по ло во го                                    недавно (или которые недавно об этом узнали),            пени эмоциональной устойчивости.
                    НО перемены в семейных отношениях уже произош-    «пу стым зву ком». Для то го что бы об лег чить вос-     обычной жизнью, но просто берегут свое здо-             со зре ва ния, тре бу ет до сто вер ных зна ний. Имен-  испытывают те же чувства и эмоции, что и взрос-        4.  Будьте готовы к тому, что рассказ о ВИЧ-статусе
                  ли, когда ребенок появился в семье.                 при я тие, мож но на ри со вать или най ти про стые      ровье. Это предотвратит развитие у ребенка              но в под рост ко вом воз расте на чи на ет ся про цесс   лые люди в подобной ситуации: разочарование,            может повлечь за собой раскрытие других важ-
                 Чувство вины за неправильный образ жизни или за     схе мы, объ яс ня ю щие, как ра бо та ет че ло ве че ский   чувства одиночества. Чтобы контролировать            са мо опре де ле ния: фор ми ру ют ся соб ствен ные     страх, горечь, стыд, одиночество и обиду. По-            ных сведений. Это может быть разговор о сексе,
                  передачу вируса ребенку,                            ор га низм, его кро ве нос ная си сте ма, в чем со сто ит   различные изменения в эмоциональном состоя-          взгля ды в от но ше нии окру жа ю щих, под ро сток      мимо родителей и других близких людей, про-              о настоящих биологических родителях, о при-
                    НО то, что уже произошло изменить невозможно,     роль лим  фо ци тов (кле ток кро ви), ко то рые за щи-   нии ребенка вы также можете обратиться к дет-           ре ша ет для се бя во про сы вза и мо от но ше ний      фессиональную помощь ребенку в такой ситуа-              чине инфицирования взрослых или ребенка.
                  сокрытие диагноза не меняет здоровье и статус ре-   ща ют ор га низм от ин фек ций. Да лее мож но ска-       скому или семейному психологу.                          с про ти во по лож ным по лом, опре де ля ет свою       ции может оказать специалист — психолог.               5.  Заранее примите решение, в какой обстанов-
                  бенка. Труднее всего принять информацию о диагнозе   зать, что в ор га низ ме у не ко то рых лю дей «кле то-                                                         по зи цию по от но ше нию к нар ко ти кам. Мно гие          Перед тем как сообщать ребенку о диа-                ке будет проходить беседа: дома и без посто-
                  подросткам, особенно когда они понимают, что их     чек-за щит ни ков» мень ше, чем у дру гих, и по это му                                                           ро  ди те ли за ду мы ва ют ся над еще од ним очень     гнозе ВИЧ-инфекция, необходимо учесть мно-               ронних людей, в присутствии и при поддержке
                  обманывали близкие люди долгое время.               они ча ще бо ле ют. Это го мо жет быть до ста точ но                                                             ак ту аль ным в этом воз расте во про сом: ко гда и     жество факторов.                                         социального работника или как-то иначе. Вы-
                                                                      для раз го во ра об им мун ной си сте ме. В боль шин-                                                            как го во рить с ре бен ком о сек су аль ных от но ше-                                                           берите взрослого человека, который в случае
                 Возможность дискриминации ребенка или всей семьи,
                                                                      стве слу ча ев нет острой не об хо ди мо сти рас ска-                                                            ни ях? По ло вое вос пи та ние про ис хо дит на про-                                                             необходимости поможет ребенку осмыслить
                    НО ребенка могут дискриминировать, даже если он
                                                                      зы вать до школь ни ку о ВИЧ-ста ту се. Мож но огра-                                                             тя же нии все го раз ви тия ре бен ка, по ме ре его                                                              и пережить полученное известие.
                  сам не знает о своем диагнозе.
                                                                      ни чить ся объ яс не ни ем, что здо ро вье у ре бен ка                                                           ро ста и ста нов ле ния пси хи ки. Но да ле ко не все                                                          6.  Заранее соберите информацию об организаци-
                  Прак ти ка и ис сле до ва ния по ка зы ва ют, что   по ка «сла бое», и что бы его «укре пить», не об хо-                                                             ро ди те ли ока зы ва ют ся го то вы об суж дать с ре-                                                           ях и людях, которые могут оказать вам и ваше-
             де ти, ин фор ми ро ван ные о сво ем ди а гно зе, луч-   ди мо вме сте с ро ди те ля ми пе ри о ди че ски по се-                                                          бен ком те мы, не по сред ствен но ка са ю щи е ся сек-                                                          му ребенку поддержку. Продумайте и составь-
             ше справ ля ют ся со стрес сом, вы зван ным симп то-     щать вра ча. Де  тям это го воз рас та важ но знать,                                                             са. В этой си ту а ции мо жет по мочь кон суль та ция                                                            те планы на будущее.
             ма ми за бо ле ва ния и у них бо лее вы со кая са мо-    что у них есть за бо ле ва ние, ко то рое тре бу ет пе-                                                          ком пе тент но го спе ци а ли ста.                                                                                 Помните, если ВИЧ-статус раскрывается —
             оцен ка, чем у де тей, не зна ю щих о сво ем ста ту се.   ри о ди че ско го про ве де ния ле чеб ных про це дур.                                                              Сообщая диагноз ребенку в подростковом                                                                     это уже навсегда, а у детей, которых просят «дер-
             Ро ди те ли, рас крыв шие ди а гноз сво им де тям,           По доб ные раз го во ры мо гут со про вож дать ся                                                            возрасте, будьте готовы обсудить с ним вопросы                                                                 жать его в «секрете», возникает больше проблем
             мень ше под вер же ны де прес сии, чем те, кто не        упо ми на ни ем о пра ви лах лич ной ги ги е ны, о поль-                                                         безопасного сексуального поведения. Важным яв-                                                                 с поведением. Терпеливо создавайте атмосферу до-
             сде лал это го.                                          зе со блю де ния ре жи ма дня и пи та ния.                                                                       ляется момент ознакомления подростка со спо-                                                                   верия и честных, открытых отношений с ребенком!
   1   2